Решение б/н Решение по делу № 26-ФАС22-АМ/09-15 от 22 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                       РЕШЕНИЕ № 26-ФАС22-АМ/09-15                                                                                                                                                 

Резолютивная часть Решения оглашена  17.11.2015 г.                                         

В полном объеме Решение изготовлено 01.12.2015 г.                                                       г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело № 26-ФАС22-АМ/09-15 по признакам нарушения ООО «Единая городская служба ТБО» пункта 1  части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                                        

                                                                 УСТАНОВИЛА:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрение поступили заявления Депутата Думы г. Бийска Г<…> (вх. №158858 от 20.07.2015 г.),  председателя ТСЖ «ЖСК-23» Г<…> (вх. №158859 от 20.07.2015 г.), председателя ТСЖ «С-29», ТСЖ «С-31» Л<…>, председателя ТСЖ «Восточное», ТСЖ «Западное» Л<…>, ООО УК «Мир» (вх. № 159173 от 27.07.2015 г.), Н<…> (вх. № 1510525 от 28.08.2015 г.)  по вопросу законности и обоснованности повышения тарифа ООО “Единая городская служба ТБО” на вывоз твердых бытовых отходов (далее – ТБО).

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю,  следует, что ООО “Единая городская служба ТБО” осуществляет деятельность по вывозу твердых бытовых отходов на территории г. Бийска Алтайского края.

В связи с чем, между управляющими организациями и ООО “Единая городская служба ТБО”

были заключены договоры на вывоз твердых бытовых отходов.

Так, между ТСЖ «ЖСК-23» (Заказчик) и ООО «Единая городская служба ТБО» (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг по вывозу и захоронению ТБО и крупногабаритных предметов домашнего обихода (КГП) №1100 от 01.08.2014 г.  Предметом данного договора является оказание услуг Исполнителем по вывозу ТБО, КГП от жилого дома, расположенного по адресу: г. Бийск, пер. Липового, д. 74/2. Захоронение ТБО осуществляется на основании договоров, заключенных Исполнителем со специализированной организацией, осуществляющей деятельность по захоронению ТБО на городском полигоне.

Стоимость услуг по вывозу ТБО, КГП устанавливается с учетом общей площади обслуживаемых помещений и составляет - 1,077 руб./ кв.м.

Аналогичные договоры были заключены с иными лицами: с ТСЖ «Западное» (договор №1178 от 01.12.2014 г.), с ТСЖ «Восточное» (договор №1105 от 01.03.2015 г.) с ТСЖ «С-29» (договор №85 от 01.01.2014 г.), с ТСЖ «С-31» (договор №1110 от 01.09.2014 г.), с ТСЖ «100» (договор №219/14 от 01.01.2014 г.), ООО УК «Мир» (договор №102/14 от 01.01.2014 г.), с ООО УК «Теплый дом».

В июле 2015 года вышеуказанным управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК были направлены уведомления о расторжении  действующих договоров в одностороннем порядке, по инициативе ООО “Единая городская служба ТБО”, в связи с изменением существенных условий договора на оказание услуг по вывозу и захоронению ТБО и КГП, выразившихся в изменении стоимости оказываемых услуг. ООО “Единая городская служба ТБО” был предложен контрагентам для рассмотрения проект договора на оказание услуг по вывозу и захоронению ТБО, КГП в новой редакции, а также предоставлена калькуляция затрат и расшифровка тарифа на оказываемые услуги из расчета 2,10 руб./кв.м., из которых:

-0,71 руб./кв.м.- вывоз ТБО;

- 0,21 руб./кв.м. - вывоз КГП;

-0,10 руб./ кв.м.- ремонт и обслуживание контейнерных площадок и мусоросборных камер;

- 0,08 руб./ кв.м.- ремонт и замена контейнеров.

В связи с чем, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК обратились в антимонопольный орган с заявлениями на действия ООО “Единая городская служба ТБО” по поводу необоснованного повышения Обществом тарифа на вывоз ТБО.

Из документов, представленных ООО «Единая городская служба ТБО», следует, что Обществом был издан приказ №8 от 27.05.2015 г. «Об утверждении тарифа», согласно которому с 01.07.2015 г. утвержден тариф на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) и крупнобытовых предметов (КГП), ремонт и замену контейнеров для населения, проживающего в многоквартирных жилых домах, в размере – 2,10 руб/кв.м.

Приказом ООО «Единая городская служба ТБО» от 26.06.2015 года №8/1 были внесены изменения в приказ №8 от 27.05.2015 г., а именно: дата вступления его в силу была изменена с 01.07.2015 года на 01.08.2015 г.

В дальнейшем ООО «Единая городская служба ТБО» принято решение об исключении из структуры платы за оказание услуг по вывозу отходов – вывоз крупногабаритных предметов, а также услуг по ремонту и обслуживанию контейнерных площадок, мусоросборных камер, а также  по ремонту и замене контейнеров.

06.08.2015 года ООО «Единая городская служба ТБО» издан приказ от 06.08.2015 г. №9, согласно которому с 01.09.2015 г. утвержден тариф на вывоз твердых бытовых отходов для населения, проживающего в многоквартирных жилых домах в размере – 1, 71 руб/кв.м.

Из структуры платы  за оказание услуг по вывозу ТБО исключен вывоз крупногабаритных предметов.

Соответствующие информационные письма об отмене ранее направленных уведомлений о расторжении договоров на вывоз  и захоронение ТБО, КГП с 01.08.2015 г., и об увеличении стоимости услуг по вывозу ТБО с 01.09.2015 г. до 1, 71 руб/кв.м., были направлены ООО «Единая городская служба ТБО» во все управляющие организации,  ТСЖ, ЖСК, с которыми заключены соответствующие договоры.

Из счетов на оплату от 30 сентября 2015года, предъявленных ООО УК «Мир», ООО УК «Теплый дом», ТСЖ «С-29», ТСЖ «С-31», ТСЖ «Восточное», ТСЖ «Западное» , ТСЖ «ТСЖ-100» следует, что за сентябрь 2015 года управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК ООО «Единая городская служба ТБО» выставлен счет за услуги по вывозу ТБО в размере - 1, 71 руб/кв.м.

Таким образом, тариф на вывоз ТБО, утвержденный для вышеуказанных управляющих организаций, ООО «Единая городская служба ТБО» фактически увеличен с 1,077 руб./кв.м. до  1,71 руб./кв.м.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, установление и поддержание монопольно высокой цены товара.

В связи с поступившими многочисленными обращениями, управлением ФАС по Алтайскому краю проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов в г. Бийске Алтайского края.

Согласно представленной информации администрацией г. Бийска Алтайского края (вх. № 1510124 от 17.08.2015 г.) на рассматриваемом товарном рынке действуют следующие хозяйствующие субъекты:

1.ООО «Единая городская служба»;

2.ООО «Спецтранс»;

3.ООО «Инкомсервис»;

4.ИП Пашков;

5.ИП Пономарева;

6.ИП Ченбулашкин;

7.ООО «Спецобслуживание Плюс» (данное предприятие с 1 августа 2015 г. временно приостановило деятельность, связанную с вывозом твердых бытовых отходов).

При определении доминирования хозяйствующего субъекта за основу принят объем оказанных услуг в натуральном выражении - объем вывоза твердых бытовых отходов (куб.м.).

В соответствии с представленной информацией от администрации г. Бийска, фактический объем вывезенных отходов ТБО на полигоны г. Бийска по итогам II полугодия 2014 г. составил - 386 546 м3, I полугодия 2015 г.- 307 740 м3. 

В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарных рынках, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, управлением ФАС по Алтайскому краю проведен расчет долей хозяйствующих субъектов, в отношении которых поступили жалобы (Таблица 1)

Таблица 1

Наименование организации

Объем оказанных услуг по вывозу ТБО (м3)

Доля хозяйствующих субъектов на рынке (%)

II полугодие 2014 г.

I полугодие 2015 г.

II полугодие 2014 г.

I полугодие 2015 г.

ООО «Единая городская служба ТБО»

293 857,176

278 367,905

76,02

90,46

ООО «Спецобслуживание Плюс»

5 399

16 071

1,40

5,22

Иные хоз. субъекты

87289,82

13301,095

22,58

4,32

ИТОГО:

386 546

307 740

100,00

100,00

На основании информации, указанной в Таблице 1, а также в соответствии с п. 5.2 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарных рынках, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, установлено, что выявленного количества хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить гипотезу о доминирующем положении ООО «Единая городская служба ТБО», а также для установления влияния данной организации на состояние конкуренции. Из  информации, представленной  ООО «Единая городская служба ТБО» следует, что объем вывоза ТБО на территории г. Бийска по итогам II полугодия 2014 г. составил 293 857,176 м3, по итогам I полугодия 2015 г.- 278 367,905 м3.

Доля данного хозяйствующего субъекта на рынке услуг по вывозу ТБО, в вышеуказанных временных границах, составляла 76,02 % и 90,4% соответственно от общего объема вывезенных ТБО с территории г. Бийска.

По итогам I полугодия 2015 г. на территории г. Бийска данную услугу предоставляло 7 хозяйствующих субъектов. На основе проведенного анализа было установлено, что ООО «Единая городская служба ТБО» является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по вывозу ТБО в географических границах г. Бийска, его доля по итогам I полугодия 2015 года  составляет 90,4%, а объем оказанных услуг -  278 367,905 м3. ООО «Единая городская служба ТБО» имеет возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на исследуемом товарном рынке.

Таким образом, ООО «Единая городская служба ТБО» доминирует на рынке услуг по вывозу ТБО в географических границах г. Бийска Алтайского края.

Следовательно, на ООО «Единая городская служба ТБО» распространяются требования, установленные в п. 1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» о запрете хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение устанавливать  монопольно высокую цену товара.

В соответствии с частью 1  статьи 6 Федерального закона «О защите конкуренции», монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе, установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

Согласно информации, поступившей в адрес управления ФАС по Алтайскому краю от ООО «Единая городская служба ТБО», до 01.09.2015 г. тариф на услугу по вывозу ТБО и крупногабаритных предметов для населения, проживающего в многоквартирных жилых домах, утвержденный приказом № 5 от 27.12.2013 г. был установлен в размере 1,077 руб./м2.

В соответствии с калькуляцией затрат на вывоз ТБО от многоквартирных домов затраты на услугу по вывозу ТБО по итогам 2014 года данной организации составили 1,045 руб./м2, рентабельность - 0,031 руб. (3%). 

На основании приказа № 9 от 06.08.2015 г. ООО «Единая городская служба ТБО» был установлен тариф по вывозу ТБО в размере 1,71 руб./м2 (без вывоза КГП).

Согласно калькуляции затрат на вывоз ТБО для населения, проживающего в жилых многоквартирных домах от 06.08.2015 г., затраты на данную услугу возросли до 1,55 руб./м2 (на 48%), рентабельность составила 0,16 руб. (10%), а тариф на услугу по вывозу ТБО вырос на 0,63 руб. (на 58,8%).

На основе проведенного анализа установлено, что рост стоимости услуг по вывозу ТБО ООО «Единая городская служба ТБО» превышает рост затрат на данную услугу на 10,8%, что свидетельствует об установлении обществом монопольно высокой цены на услугу по вывозу твердых бытовых отходов  в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 . № 135 – ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с этим, проведенный анализ стоимости услуг по вывозу ТБО дает основание сделать вывод о нарушении ООО «Единая городская служба ТБО» п. 1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю представители ООО «Единая городская служба ТБО» поддержал позицию, изложенную в объяснениях, представленных в антимонопольный орган.  При этом, пояснив, что в соответствии с приказом №8 от 27.05.2015 года, Обществом принято решение об увеличении стоимости услуг по вывозу ТБО, КГП до 2,10 руб/кв.м. для организаций, оказывающих услуги управлению многоквартирными домами. Данное увеличение было вызвано изменением уровня инфляции, а также включением в стоимость затрат на содержание и обслуживание контейнерных площадок, ремонт и замену контейнеров.

В дальнейшем из структуры платы  за оказание услуг по вывозу ТБО исключен вывоз крупногабаритных предметов, и с 06.08.2015 года ООО «Единая городская служба ТБО» был издан приказ №9, согласно которому с 01.09.2015 г. был утвержден тариф на вывоз твердых бытовых отходов для населения, проживающего в многоквартирных жилых домах в размере – 1,71 руб./кв.м.

Кроме того, 27 октября 2015 года в адрес управляющих организаций, с которыми заключены договоры на вывоз ТБО, направлены письма о том, что ООО «Единая городская служба ТБО» предлагает рассмотреть возможность заключения договора на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, круногабаритных предметов с условием об изменении с 01.10.2015 года стоимости оказываемых услуг по вывозу отходов, установив ее в размере 1,50 руб./ кв.м.   

Данное изменение стоимости услуг связано с предложением ООО «Единая городская служба ТБО» сократить периодичность оказания услуг по вывозу КГП до 1 раза в месяц.

На таких условиях были заключены договоры с ТСЖ «С-29», ТСЖ «С-31», ТСЖ «Западное», ТСЖ «Восточное», ООО УК «Мир», ООО УК «Теплый дом». ТСЖ «ТСЖ-100» с условиями данного договора не согласилось.

Кроме того, в заседание Комиссии поступило ходатайство от председателя ТСЖ «ЖСК-23» Г<…> о рассмотрении дела №26-ФАС22-АМ/09-15 в ее отсутствии и информация о заключении договора на вывоз ТБО с иной организацией, оказывающей аналогичные услуги.

Заявитель Н<…>, поддержал доводы, изложенные в заявлении.

В ходе рассмотрения данного дела в заседание Комиссии поступили заявления  Н<…>, касающееся вопроса, связанного со  взиманием платы управляющими организациями за вывоз твердых бытовых отходов с 1 кв.м. общей площади жилья,  тогда как, нормы  вывоза твердых бытовых отходов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги» в килограммах (литрах) в год на одного человека.

Между собственником жилого помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Бийск,ул. Советская, 197/2, Н<…> и ООО УК «Теплый дом» сложились отношения по управлению вышеуказанным многоквартирным жилым домом, плату за вывоз твердых бытовых отходов с 1 кв.м. общей площади жилья Н<…> предъявляет в квитанции управляющая организация ООО УК «Теплый дом».

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, запрещается устанавливать, поддерживать монопольно высокую или монопольно низкую цену товара.

Однако, ООО УК «Теплый дом» не занимает доминирующее положение на рынке управления многоквартирными жилыми домами на территории г. Бийска, в связи с чем, рассмотрение данного вопроса не входит в компетенцию антимонопольного органа, и, следовательно, подлежит передаче на рассмотрение по подведомственности.

Вместе с тем, действия ООО ”Единая городская служба ТБО”, выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услугу по вывозу твердых бытовых отходов в размере 1,71 руб./кв.м. с 01.09.2015 г.,  ущемляют интересы управляющих организаций ТСЖ, ЖСК  и нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В процессе рассмотрения данного дела ООО «Единая городская служба ТБО» совершило действия по добровольному устранению нарушения антимонопольного законодательства путем изменения с 01.10.2015 года стоимости оказываемых услуг по вывозу бытовых отходов, круногабаритных предметов, установив ее в размере 1,50 руб./ кв.м.

Данная цена услуги не является монопольно высокой, так как согласно калькуляции затрат на вывоз ТБО для населения от 06.08.2015 г., затраты на данную услугу составляют 1,55 руб./ кв.м.   

Таким образом, расходы на оказание услуги по вывозу ТБО соответствуют изменению цены на данную услугу, которая была  предложена контрагентам ООО «Единая городская единая служба ТБО» в договорах с ТСЖ «С-29», ТСЖ «С-31», ТСЖ «Западное», ТСЖ «Восточное», ООО УК «Мир», ООО УК «Теплый дом». Аналогичные цены на данную услугу сложились и у других хозяйствующих субъектов.

Руководствуясь, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                                              РЕШИЛА:

1.  Признать ООО ”Единая городская служба ТБО” доминирующим на рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов на территории города Бийска Алтайского края.

2.  Признать действия ООО ”Единая городская служба ТБО”, выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услугу по вывозу твердых бытовых отходов в размере 1,71 руб./кв.м. с 01.09.2015 г.,  ущемляющими интересы управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.  Предписание о прекращении антимонопольного законодательства  ООО ”Единая городская служба ТБО” не выдавать в связи с добровольным устранением последним нарушения антимонопольного законодательства и прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 26-ФАС22-АМ/09-15.  

4.  Передать заявления Н<…> (вх № 1512747 от 20.10.2015 г., № 1514059 от 17.11.2015 г.), имеющиеся в материалах настоящего дела, в части, касающейся взимания платы за вывоз твердых бытовых отходов с 1 кв.м. общей площади жилья, управляющими организациями, в прокуратуру Алтайского края.

<…>

     Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

     Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны