Определение №№5162/7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 022/05/5-52... от 10 октября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «Розница К-1»
г.Барнаул, 656049
ООО «Торговая сеть АНИКС»
г.Бийск, 659315
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу № 022/05/5-521/2019
10 октября 2019 года г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<...> – заместитель руководитель управления,
члены Комиссии:
<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело № 022/05/5-521/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в магазине «Мария-РА», расположенном в Республике Алтай по адресу: с.Турочак, Советская ул., 47, недобросовестной рекламы, в которой усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя – ООО «Розница К-1», <...> по доверенности от 09.08.2019г.,
в отсутствии заявителя – ООО «Торговая сеть «Аникс» (извещен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
27 мая 2019 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрение поступило заявление ООО «Торговая сеть Аникс» о факте нарушения ООО «Розница К-1» законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившегося в размещении на доске «уголок покупателя» на входной группе магазина «Мария-РА» в Республике Алтай по адресу: с.Турочак, Советская ул., 47 недобросовестной рекламы.
К заявлению приложен фотоснимок рекламной листовки формата А-4 с информацией следующего содержания «ПЛАТИ МЕНЬШЕ ЖИВИ ЛУЧШЕ Только в магазине МАРИЯ-РА адрес: Советская, 47
АКЦИОННЫЙ ТОВАР |
ЦЕНА МАРИЯ-РА |
ЦЕНА У АНИКСА |
ВЫГОДА |
ЙОГУРТ ДАНОН АКТИВИА КЛУБНИЧНЫЙ |
31.10 |
46.90 |
15.80 |
БИО ТЕМА С ГРУШЕЙ 4,2% 100Г |
27.70 |
32.90 |
5.20 |
МОЛОКО ПРОСТОКВАШИНО ПАСТЕРИЗОВАННОЕ ОТБОРНОЕ ОТ 3,4% ДО 4,5% 930МЛ |
72.90 |
73.98 |
1.08 |
СМЕТАНА ПРОСТОКВАШИНО 15% 315Г СТАКАН |
65.90 |
65.90 |
0 |
ЧАЙ ПРИНЦЕССА НУРИ ЧЕРНЫЙ БАЙХОВЫЙ ВЫСОКОГОРНЫЙ 100ПАК. Д/РАЗ. ЗАВ. |
89.90 |
154.90 |
65.00 |
ЧАЙ ГРИНФИЛД ГОЛДЕН ЦЕЙЛОН ЧЕРНЫЙ БАЙХОВЫЙ ЦЕЙЛОНСКИЙ 25ПАК. Д/РАЗ. ЗАВ |
84.60 |
84.60 |
0 |
КОФЕ НЕСКАФЕ КЛАССИК 150Г. М/У |
190.40 |
230.90 |
40.50 |
КОНФЕТЫ РАФФАЭЛЛО Т15 150Г |
243.60 |
258.90 |
15.30 |
ФРУКТЫ БАНАНЫ |
78.70 |
89.90 |
11.20 |
ВОДА БОРЖОМИ 0,75Л ПЭТ |
89.30 |
96.90 |
7.60 |
СЫР КИПРИНО ШВЕЙЦАРСКИЙ 300Г |
303.50 |
326.98 |
23.48 |
ПБП КАРТОФЕЛЬНОЕ ПЮРЕ РОЛЛТОН КУРИЦА 40Г |
27.70 |
28.99 |
0.29 |
ПБП ВЕРМИШЕЛЬ РОЛЛТОН КУРИЦА 60Г |
10.50 |
11.99 |
1.49 |
КЕТЧУП МАХЕЕВ ЛЕЧО 500Г Д/П |
68.10 |
72.99 |
4.89 |
КОНС.РЫБ. САЙРА НАТ ДОБРОФЛОТ 245Г С КЛЮЧОМ |
84.90 |
99.90 |
15.00 |
РЫБА С/М ГОРБУША 1С |
208.90 |
208.99 |
0.09 |
СМС ФЕЙРИ ДЛЯ МЫТЬЯ ПОСУДЫ СОЧНЫЙ ЛИМОН 450МЛ |
79.80 |
82.99 |
3.19 |
ШАМПУНЬ ЧИСТАЯ ЛИНИЯ КРАПИВА 400МЛ |
104.00 |
119.89 |
15.89 |
Х/Т Т/БУМАГА ЗЕВА ПЛЮС РОМАШКА 2 СЛ. 4 ШТ |
75.10 |
89.90 |
14.80 |
КОРМ ВИСКАС ПАУЧ ЖЕЛЕ ГОВЯДИНА/ЯГНЕНОК 85Г. |
19.00 |
19.99 |
0.99 |
Ваша выгода 241.79 руб.».
В доказательство того, что сравнение цен на товары является некорректным, заявителем предоставлены сведения о фактических ценах на товары в ТС «Аникс» на период действия акции (по состоянию на 04.04.2019г.), согласно которым:
-цена товара «БИО ТЕМА С ГРУШЕЙ 4,2% 100Г» составила не 32.90р., а 27.99р.;
-цена товара «МОЛОКО ПРОСТОКВАШИНО ПАСТЕРИЗОВАННОЕ ОТБОРНОЕ ОТ 3,4% ДО 4,5% 930МЛ» составила не 73.98р., а 62.99р.;
-цена товара «ЧАЙ ГРИНФИЛД ГОЛДЕН ЦЕЙЛОН ЧЕРНЫЙ БАЙХОВЫЙ ЦЕЙЛОНСКИЙ 25ПАК. Д/РАЗ. ЗАВ» составила не 84.60., а 94.99р.;
-цена товара «КОФЕ НЕСКАФЕ КЛАССИК 150Г. М/У» составила не 230.90, а 229.99р.;
-цена товара «ФРУКТЫ БАНАНЫ» составила не 89.90, а 79.99р.;
-цена товара «СЫР КИПРИНО ШВЕЙЦАРСКИЙ 300Г» составила не 326.98р., а 299.99р.;
-цена товара «КОНС.РЫБ. САЙРА НАТ ДОБРОФЛОТ 245Г С КЛЮЧОМ» составила не 99.90р., а 94.99р.;
-цена товара «РЫБА С/М ГОРБУША 1С» составила не 208.99р., а 159.99р.;
-цена товара «ШАМПУНЬ ЧИСТАЯ ЛИНИЯ КРАПИВА 400МЛ» составила не 119.89р., а 114.99р.
Данный повод послужил основанием для возбуждения дела по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Рассмотрение дела назначено на 14 часов 30 минут 13 августа 2019 года.
13 августа 2019 года на заседание Комиссии представитель ООО «Торговая сеть «Аникс» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела Общество извещено надлежащим образом.
Представитель ООО «Розница К-1» <...> в заседании Комиссии пояснила, что Общество нарушение законодательства о рекламе не признает, поскольку представленная фотография не позволяет идентифицировать дату и место распространения информации, указанной в заявлении ТС «Аникс», отсутствуют подписи и печати, по которым можно идентифицировать юридическое лицо – ООО «Розница К-1»; о размещении рекламы в виде сравнения цен управляющей магазина по адресу: с. Турочак, Советская ул., 47 неизвестно. Кроме того, указывает, что в представленном фотоснимке цены на товары ООО «Розница К-1» на реализуемые в апреле 2019 года товары являются некорректными, просит прекратить дело в связи с отсутствием нарушения. По поводу проведения и распространения ООО «Розница К-1» акций подробно пояснить в заседании Комиссии не смогла.
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы стороны, рассмотрение дела отложила в связи с необходимостью в дополнительном выяснении обстоятельств, связанных с распространением рассматриваемой рекламы, а также в связи с необходимостью участия в деле заявителя, а также с привлечением к участию в деле свидетелей <...>, заявления которых относительно цен на продукты, имеются в материалах дела.
Рассмотрение дела отложено до 11 часов 30 минут 12 сентября 2019 года.
В назначенный срок ООО «Торговая сеть Аникс» явку представителей в заседании Комиссии не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом; Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя по имеющимся в деле документам и в отсутствии свидетелей <...> в связи с удаленностью их местонахождения.
12 сентября 2019 года представитель ООО «Розница К-1» <...> нарушение законодательства о рекламе не признала, придерживалась позиции, изложенной ранее. Кроме того, пояснила, что фотоснимок «уголка покупателя», представленный в материалы дела ТС «Аникс», не позволяет идентифицировать место, дату и время распространения информации, указанной в заявлении; стиль оформления доски не соответствует утвержденному в Обществе стандарту, что может свидетельствовать о монтаже фотографии; указание товарного знака «Плати меньше живи лучше» является недопустимым, так как данный товарный знак используется ООО «Розница К-1» только на товарах собственного производства. Относительно акционного ценообразования пояснила, что сотрудники магазинов «Мария-РА» не имеют технической возможности самостоятельно создавать ценовые акции и производить переоценку товара; полиграфическая продукция (информационные цветные печатные плакаты формата А2 и А4) заказываются у поставщиков ООО «Печатный дом» и ООО «Арт-Элеганс» централизовано менеджером службы маркетинга в г.Барнауле; поставка полиграфической продукции осуществляется централизованного через распределительный центр в г.Новоалтайске; разработку, заказ, печать и поставку полиграфической продукции сотрудники магазинов самостоятельно не производят. Просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.
Комиссией в заседании были опрошены <...> (управляющий магазином № 605 ООО «Розница К-1», расположенным в с. Турочак Республики Алтай по адресу: Советская ул., 47) и <...> (заместитель управляющего указанным объектом), которые пояснили, что рассматриваемую рекламную листовку никогда не видели, в магазине она не размещалась, «уголок покупателя» имеет новый формат с лета 2018 года. По поводу получения полиграфической продукции пояснили, что получают таковую централизовано от ООО «Розница К-1» в готовом виде, распечатывают самостоятельно только листовки, в которых размещена информация о скидках на каждый день недели в первой половине каждого месяца.
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрение дела отложила в связи необходимостью в дополнительном выяснении обстоятельств дела.
Рассмотрение дела отложено до 11 часов 00 минут 10 октября 2019 года.
10 октября 2019 года ООО «Торговая сеть Аникс» явку представителей в заседании Комиссии не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом; Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя по имеющимся в деле документам.
Представитель ООО «Розница К-1» <...> продолжала придерживаться позиции, изложенной ранее; на отсутствие в действиях Общества признаков нарушения законодательства о рекламе настаивала, производство по делу просила прекратить.
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.
Согласно материалам дела, на доске «уголок покупателя» на входной группе магазина «Мария-РА» в Республике Алтай по адресу: с.Турочак, Советская ул., 47 в апреле 2019 года ООО «Торговая сеть «Аникс» установлен факт размещения рекламной листовки формата А-4: «ПЛАТИ МЕНЬШЕ ЖИВИ ЛУЧШЕ Только в магазине МАРИЯ-РА адрес: Советская, 47», в которой сравниваются цены на продукты, реализуемые в магазине «Мария-РА», с ценами на продукты, реализуемые в магазине «Аникс».
В доказательство заявителем предоставлен фотоснимок указанной рекламной листовки.
ООО «Торговая сеть «Аникс» считает приведенное в листовке сравнение цен некорректным, поскольку по многим позициям товаров, указанных в листовке, цена не соответствовала действительности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация полностью соответствует определению понятия «реклама».
Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее - Постановление), при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы, необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Согласно пункту 9 Постановления, необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.
Исходя из указанной позиции, а также статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», письма ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15, под некорректным сравнением следует понимать сравнение хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:
- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;
- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;
- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.
Указанная позиция законодателя и антимонопольного органа соотносится с принципами добросовестной конкуренции и достоверности сообщаемых сведений о рекламодателях, их товарах, работах и услугах в рекламе, запретом на использование в отношении и потребителей, и конкурентов (конкретных или неопределенных) недобросовестных способов привлечения внимания к объекту рекламирования.
Таким образом, некорректное сравнение может быть осуществлено как с конкретным хозяйствующим субъектом-конкурентом (товаром, работой, услугой), так и в отношении неограниченного круга хозяйствующих субъектов-конкурентов и (или) их товаров.
При этом некорректное сравнение может быть как негативным (иметь цель принизить товаров конкурента, превознося свои), так и позитивным (не ослабляет репутацию товара конкурента, а наоборот, использует ее).
В доказательство того, что сравнение цен на товары, указанные в рекламной листовке, является некорректным, ООО «Торговая сеть «Аникс» предоставлены сведения о фактических ценах на товары в магазине «Аникс» на период действия акции (по состоянию на 04.04.2019г.), согласно которым:
-цена товара «БИО ТЕМА С ГРУШЕЙ 4,2% 100Г» составила не 32.90р., а 27.99р.;
-цена товара «МОЛОКО ПРОСТОКВАШИНО ПАСТЕРИЗОВАННОЕ ОТБОРНОЕ ОТ 3,4% ДО 4,5% 930МЛ» составила не 73.98р., а 62.99р.;
-цена товара «ЧАЙ ГРИНФИЛД ГОЛДЕН ЦЕЙЛОН ЧЕРНЫЙ БАЙХОВЫЙ ЦЕЙЛОНСКИЙ 25ПАК. Д/РАЗ. ЗАВ» составила не 84.60., а 94.99р.;
-цена товара «КОФЕ НЕСКАФЕ КЛАССИК 150Г. М/У» составила не 230.90, а 229.99р.;
-цена товара «ФРУКТЫ БАНАНЫ» составила не 89.90, а 79.99р.;
-цена товара «СЫР КИПРИНО ШВЕЙЦАРСКИЙ 300Г» составила не 326.98р., а 299.99р.;
-цена товара «КОНС.РЫБ. САЙРА НАТ ДОБРОФЛОТ 245Г С КЛЮЧОМ» составила не 99.90р., а 94.99р.;
-цена товара «РЫБА С/М ГОРБУША 1С» составила не 208.99р., а 159.99р.;
-цена товара «ШАМПУНЬ ЧИСТАЯ ЛИНИЯ КРАПИВА 400МЛ» составила не 119.89р., а 114.99р.
В рассматриваемом Комиссией Алтайского краевого УФАС России случае, приведенное в спорной рекламе сравнение цен направлено на распространение позитивной информации в отношении магазина «Мария-РА» и товаров в нем реализуемых, за счет указания некорректного сравнения цен с ценами на товары конкурента – магазина «Аникс».
Вместе с тем, ООО «Розница К-1» в материалы дела предоставлены сведения о том, что в данной рекламной листовке цены на товары, реализуемые в магазине «Мария-РА», являются не соответствующими действительности, так как розничная цена в первой половине апреля 2019 года на реализуемые товары составила:
- ЙОГУРТ ДАНОН АКТИВИА КЛУБНИЧНЫЙ - 31,10 руб.,
- БИО ТЕМА С ГРУШЕЙ 4,2% 100Г – 27,70 руб.,
- МОЛОКО ПРОСТОКВАШИНО ПАСТЕРИЗОВАННОЕ ОТБОРНОЕ ОТ 3,4% ДО 4,5% 930МЛ – 75,90 руб.,
- СМЕТАНА ПРОСТОКВАШИНО 15% 315Г СТАКАН – 49,90 руб.,
- ЧАЙ ПРИНЦЕССА НУРИ ЧЕРНЫЙ БАЙХОВЫЙ ВЫСОКОГОРНЫЙ 100ПАК. Д/РАЗ. ЗАВ. – 154,90 руб.,
- ЧАЙ ГРИНФИЛД ГОЛДЕН ЦЕЙЛОН ЧЕРНЫЙ БАЙХОВЫЙ ЦЕЙЛОНСКИЙ 25ПАК. Д/РАЗ. ЗАВ. – 93,40 руб.,
- КОФЕ НЕСКАФЕ КЛАССИК 150Г. М/У – 229,90 руб.,
- КОНФЕТЫ РАФФАЭЛЛО Т15 150Г – 243,60 руб.,
- ФРУКТЫ БАНАНЫ – 82,50 руб.,
- ВОДА БОРЖОМИ 0,75Л ПЭТ – 89,90 руб.,
- СЫР КИПРИНО ШВЕЙЦАРСКИЙ 300Г. – 285,30 руб.,
- ПБП КАРТОФЕЛЬНОЕ ПЮРЕ РОЛЛТОН КУРИЦА 40Г – 28,70 руб.,
- ПБП ВЕРМИШЕЛЬ РОЛЛТОН КУРИЦА 60Г – 11,70 руб.,
- КЕТЧУП МАХЕЕВ ЛЕЧО 500Г Д/П – 49 руб.,
- КОНС.РЫБ. САЙРА НАТ ДОБРОФЛОТ 245Г С КЛЮЧОМ – 90,40 руб.,
- РЫБА С/М ГОРБУША 1С – 212,40 руб.,
- СМС ФЕЙРИ ДЛЯ МЫТЬЯ ПОСУДЫ СОЧНЫЙ ЛИМОН 450МЛ – 82,90 руб.,
- ШАМПУНЬ ЧИСТАЯ ЛИНИЯ КРАПИВА 400МЛ – 120,60 руб.,
- Х/Т Т/БУМАГА ЗЕВА ПЛЮС РОМАШКА 2 СЛ. 4 ШТ – 54,90 руб.,
- КОРМ ВИСКАС ПАУЧ ЖЕЛЕ ГОВЯДИНА/ЯГНЕНОК 85Г. – 20,90 руб.
Проанализировав содержание рассматриваемой рекламной листовки с учетом имеющихся в материалах дела документов, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии в рекламе некорректного сравнения цен на реализуемые в магазине «Мария-РА» товары с ценами на товары, реализуемые в магазине «Аникс», поскольку приведенные в рекламе цены на товары магазина «Мария-РА» в первой половине апреля 2019 года не соответствуют реальным, по которым товарам отпускался потребителям. В связи с чем, говорить о распространении ООО «Розница К-1» в отношении себя и реализуемых товаров позитивной информации на фоне указания некорректного сравнения с ценами на товары конкурента – магазина «Аникс», говорить не приходится.
Кроме того, согласно статье 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Материалы дела не содержат доказательств размещения ООО «Розница К-1» в апреле 2019 года на доске «уголок покупателя» в магазине «Мария-РА», расположенном в Республике Алтай по адресу: с.Турочак, Советская ул., 47, рассматриваемой рекламной листовки «ПЛАТИ МЕНЬШЕ ЖИВИ ЛУЧШЕ Только в магазине МАРИЯ-РА…».
Таким образом, в результате рассмотрения дела факты нарушения пункта 1 части 2 статьи 3 Закона о рекламе не нашли своего подтверждения.
Согласно абзаца а) пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольных дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем а) пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия УФАС по Алтайскому краю
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу № 022/05/5-521/2019 прекратить.
Председатель Комиссии:<...>
Члены Комиссии: <...>
<...>