Решение б/н Решение по делу № 28-ФАС22-Р/03-14 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

П <…>,

члены Комиссии:

Б <…>,

Ч <…>,

рассмотрев дело № 28-ФАС22-Р/03-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «Из рук в руки г. Барнаул» (№112 от 30.09.2013г.) рекламы ООО «АВТО-РОСТ», с признаками нарушения ч.7 ст.5, п.2 ч.2., ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО «АВТО-РОСТ» - директора Т <…>,

УСТАНОВИЛА:

в газете «Из рук в руки г. Барнаул» (№112 от 30.09.2013г.) размещена рекламная информация следующего содержания: «ООО «АВТО-РОСТ» Выдаем деньги под залог авто-мототранспорта. Процентная ставка от 4 до 7% в месяц. пр. Строителей,22, оф. 209…».

Представитель ООО «АВТО-РОСТ» на заседании комиссии пояснил, что условия предоставления займов зависят от стоимости транспорта, которая определяется непосредственно при осмотре. Займ предоставляется сроком до 30 дней, условия обговариваются в индивидуальном порядке.

Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, заслушав доводы сторон и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006г № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Обозначенная выше рекламная информация полностью соответствует легальному определению понятия «реклама», публична, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к ООО «АВТО-РОСТ», услуге ломбарда, связанной с предоставлением ссуд под залог имущества.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Из рук в руки г. Барнаул» в соответствии с договором № 235 от 12.07.2013г., заключенным между ООО «Пронто-Новосибирск», в лице и.о. руководителя Барнаульского филиала Ш <…>., действующей на основании доверенности №20 от 11.03.2013г., и ООО «АВТО-РОСТ», в лице исполнительного директора Т <…>., действующего на основании устава. Макет рекламы изготовлен  ООО «Пронто-Новосибирск» и согласован с рекламодателем. Оплата производилась на основании Договор-счета №04033078 от 04.09.2013г. на сумму <…> р.

ООО «Пронто-Новосибирск» выпускает газету «Из рук в руки. Барнаул» на основании свидетельства о регистрации СМИ ПИ № ТУ 22 – 0189 от 03 ноября 2010г., выданного управлением Роскомнадзора по Алтайскому краю.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «АВТО-РОСТ» является предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, дополнительным - предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества.

Отношения, связанные с оказанием ломбардами услуг по выдаче займов под залог имущества, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах».

В соответствии со статьей 358 ГК РФ принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами. Правила кредитования граждан ломбардами под залог принадлежащих гражданам вещей устанавливаются законом о ломбардах в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ломбардах» по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»  финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), ломбард, лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Ломбард, как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

В Федеральном законе «О рекламе» (пункты 2 и 3 статьи 3) под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 названного Закона предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий.

Поскольку размещенная ООО «АВТО-РОСТ» реклама финансовой услуги ломбарда по предоставлению денежных средств под залог имущества направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя - минимальный и максимальный порог процентной ставки, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой-либо части существенной информации о предлагаемой услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Между тем, размещенная обществом реклама содержит сведения только о границах возможных процентных ставок, и в ней не указаны сумма займа и срок предоставления займа. Данная информация является существенной в силу ст.7 Федерального закона «О ломбардах».

В соответствии с ч.11 ст.5 Федерального закона «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В соответствии с утвержденными и введенными в действие с 01.01.2013 г. тарифами на пользование займами ООО «АВТО-РОСТ», размер займа зависит от стоимости автомобиля. При стоимости автомобиля свыше 100000р. размер кредита в процентах от оценочной стоимости автомобиля составляет 70%, от 50000-100000 р.-60%, до 50000 р.- 50%.

Установлено следующее соотношение суммы займа и процентной ставки:

-до 100000р.-7% в месяц;

-от 100000-200000р.-6% в месяц;

-от 200000-500000р.-5% в месяц;

- свыше 500000р.-4% в месяц.

Согласно информации, размещенной в рассматриваемой рекламе, ссуды под залог авто-мототранспорта выдаются под процентную ставку «от 4 до 7% в месяц». При таких обстоятельствах, помимо границ размера процентной ставки, под которые выдаются ссуды, существенными будут являться и иные условия, которые утверждены тарифами на пользование займами ООО «АВТО-РОСТ», введенными в действие с 01.01.2013г.

Материалами дела подтверждается, что в спорной рекламе ООО «АВТО-РОСТ» указано только одно из условий договора займа, влияющих на сумму расхода, - процентная ставка по займу (от 4% до 7%), тогда как в рекламе должны быть указаны иные условия, а именно: сумма, срок предоставления займа.

Рассматриваемая реклама размещена с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Признаки нарушения ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе» в ходе рассмотрения дела не подтвердились.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается, согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей. 

В соответствии со ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований установленных, в том числе ч.7 ст.5, п.2 ч.2. ст.28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем является ООО «АВТО-РОСТ» (ИНН 2221070056).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1.     Признать рекламу ООО «АВТО-РОСТ», размещенную в  газете «Из рук в руки г. Барнаул», ненадлежащей.

2.     Признать рекламодателя ООО «АВТО-РОСТ», нарушившим требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

3.     Выдать ООО «АВТО-РОСТ» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по                     Алтайскому краю для возбуждения производства по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях. 

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2014 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 апреля 2014 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

   <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны