Решение б/н Решение по делу № 29-ФАС22-АМ/09-14 от 2 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «30» октября 2014г.                            г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «17» ноября 2014г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С <…>,

Члены Комиссии:

К<…>,

В<…>,

Щ<…>,

рассмотрев дело № 29-ФАС22-АМ/09-14 по признакам нарушения ИП Орловым В.И. (658270, Алтайский край, Угловский район, <…>) пункта 1 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление жителей Угловского района Алтайского края (вх. № 8016 от 28.07.2014)  по вопросу законности и обоснованности снижения цен на услугу по закупу сырого коровьего молока, сдаваемого молокосборщикам владельцами личных подсобных хозяйств.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» услуги по закупу сырого коровьего молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты – участники товарного рынка услуг по закупу сырого коровьего молока самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.

Продавцами услуг по закупу сырого коровьего молока выступают организации, имеющие возможность для сбора молока: соответствующий автомобильный парк, холодильные установки для охлаждения, временного хранения закупленного молока и дальнейшей перепродажи его организациям-переработчикам.

Покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства  населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе продавца услуг руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Учитывая высокие транспортные издержки на доставку молока до места его первичного охлаждения, владельцы личных подсобных хозяйств не осуществляют доставку самостоятельно. Сбор сырого коровьего молока в Угловском районе и его доставку до места его первичного охлаждения осуществляют молокосборщики непосредственно у владельцев личных подсобных хозяйств района. 

Производственные отношения между покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока и лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, строятся на договорной основе, заключаемой, чаще всего, в устной форме. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозтоваропроизводителей не обладает, покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого ими молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на услуги по закупу сырого коровьего молока устанавливают лица, оказывающие услуги по закупу сырого коровьего молока, которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

Согласно информации, представленной в антимонопольный орган по рассматриваемому вопросу, следует, что на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения на территории Угловского района осуществляют деятельность  следующие хозяйствующие субъекты  (продавцы): ИП Орлов и ООО «Полет ласточки».

Алтайским краевым УФАС России в рамках рассмотрения вышеуказанного заявления в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в Угловском районе.

По результатам данного анализа установлено, что доля ИП Орлова на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в Угловском районе составляет 87,7 % в 2013 и 88,8 % в период с января по июнь 2014 г. Таким образом, ИП Орлов  занимает доминирующее положение на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в Угловском районе.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Угловского района Алтайского края, установлено, что ценовая ситуация на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения с апреля по июнь  2014 года характеризовалась разными закупочными ценами (от 16 руб. до 18,22 руб. за 1 л.) со снижением к концу рассматриваемого периода до 13, 85 руб. – 13 руб. за 1 л.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: установление и поддержание монопольно низкой цены товара.

Анализ цен на услугу по закупу сырого коровьего молоко в Угловском районе Алтайского края показал, что доминирующий на исследуемом рынке хозяйствующий субъект – ИП Орлов устанавливал в период с апреля по июнь 2014 года цены на услугу по закупу сырого коровьего молока ниже цен, установленных иным хозяйствующим субъектом, оказывающим также населению услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Угловского района.

Присутствующий в ходе рассмотрения настоящего дела ИП Орлов пояснил, что цена услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Угловского района устанавливается им исходя из затрат на закуп 1 литра молока, с учетом цены, по которой молоко далее сдается им переработчику.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.

Между ИП Орловым  и ООО «Алтай-Агро» заключен договор № в-8 от 01.10.2013г. на поставки сырья (сырого молока), на основании которого ИП Орлов обязуется поставлять сырое  молоко ООО «Алтай-Агро», а последнее – принимать и оплачивать его.

Согласно уведомлениям об изменении (установлении) закупочной цены, представленным в антимонопольный орган ИП Орловым,  ООО «Алтай-Агро» с 1 марта 2014г. установило закупочную цену на молоко 1 сорта базисной жирности - 3,6% и базисным содержанием белка -3,1% в размере 21 рубля за кг. Начиная с мая 2014 года по июнь 2014 года ООО «Алтай-Агро» снижало закупочную цену два-три раза в месяц: с 19 рублей за кг в начале мая 2014 года до 15, 50 рублей за кг во второй половине июне 2014 года.

ИП Орлов  также был вынужден снижать цену на услугу по закупу молока у населения с 15 рублей в мае 2014 года до 12 рублей в июне 2014 года, что подтверждается представленными документами.

Анализ имеющихся в деле документов позволяет сделать вывод о том, что в период с мая по июнь 2014 года разница между ценой на услугу по закупу сырого коровьего молока, установленной ИП Орловым  у населения, и ценой сдачи молока на переработку ООО «Алтай-Агро» не превышала в мае 2014 года 4  рублей за кг, снизившись в июне до 3,5 руб. за кг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно низкой ценой товара (услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара (услуги) расходов и прибыли, в том числе установленная путем снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Из представленных в материалы настоящего дела доказательств следует, что изменение ИП Орловым в период с апреля по июнь 2014 цены на услугу по закупу сырого молока соответствовало изменению расходов на производство и реализацию данной услуги, в связи с чем, цены, установленные  ИП Орловым на услугу по закупу сырого коровьего молока в период с апреля по июнь 2014 года на территории Угловского района Алтайского края, не могут быть признаны монопольно низкими, так как не выполняются в совокупности условия, определенные в пункте 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, в рассмотренных действиях ИП Орлова при оказании услуг по закупу сырого коровьего молока в период с апреля по июнь 2014 года на территории Угловского района Алтайского края,   отсутствуют нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающего совершение действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе: установление и поддержание монопольно низкой цены товара.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

Дело № 29-ФАС22-АМ/09-14 в отношении ИП Орлова прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных действиях хозяйствующего субъекта.

           <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны