Определение №№ СС/6114/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 022/05/5-83... от 23 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>

г.Барнаул, 656043

 

Заявителю

Дело № 022/05/5-834/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

Определение изготовлено 23 августа 2023г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – врио руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – врио начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/5-834/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в городе Барнауле рекламы сети розничных магазинов домашнего хобби «Лаборатория самогона», в которой усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

с участием лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ИП <...>,

в отсутствие заявителя (извещен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/5-834/2023 возбуждено по результатам рассмотрения заявления жителя города Барнаула о распространении в городе наружной рекламы сети розничных магазинов домашнего хобби «Лаборатория самогона»: «Настаивай на лучшем! На водке На спирте На самогоне», в которой усмотрены признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 5 Закона о рекламе реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

Согласно статье 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 4 статьи 5 Закона, несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, признан ИП <...>, осуществляющий предпринимательскую деятельность в торговом помещении «Лаборатория самогона».

Рассмотрение дела назначено на 22 августа 2023 года.

ИП <...> во исполнение определения о возбуждении дела представлены письменные пояснения, согласно которым индивидуальный предприниматель нарушение законодательства о рекламе не признает, считает, что макет (муляж) товара, реализуемого в магазине, рекламной конструкцией в понимании статьи 19 Закона о рекламе не является, так как стационарно не закреплен, а выкатывается только на время работы магазина. ИП<...>поясняет, что макет товара не имеет никакого сходства с дорожными знаками и никак не угрожает безопасности дорожного движения, так как выкатывается, когда на парковке нет машин, размещен с краю парковочного места и имеет блокировочную систему на колесах, не позволяющую самовольно передвигаться; порывом ветра макет не может быть опрокинут на соседнюю машину, поскольку на время непогоды убирается.

Индивидуальный предприниматель также указывает, что данный макет был выполнен им лично без привлечения сторонних организаций; кроме того, поясняет, что после получения 14.07.2023 предписания администрации Центрального района г.Барнаула данный макет был незамедлительно убран.

В заседании Комиссии, состоявшемся 22.08.2023, индивидуальный предприниматель ранее изложенные доводы поддержал в полном объеме.

Заявитель на рассмотрение дела не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что в силу пункта 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922 (далее – Правила), не является для Комиссии антимонопольного органа препятствием для рассмотрения дела по существу в данном заседании при имеющейся явки.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, заслушав ИП <...>, проанализировав содержание рекламы и представленные материалы и документы, пришла к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 28 июня 2023 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило обращение жителя города Барнаула (вх. №6850-ИП/23) по вопросу установки рекламной конструкции, в том числе создающей угрозу безопасности дорожного движения.

04 июля 2023 года указанное обращение направлено в антимонопольный орган Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, 13 июля 2023 года - прокуратурой Центрального района г.Барнаула, 28 июля 2023 года – ФАС России.

Из обращения следует, что на парковочном месте около магазина «Лаборатория самогона», расположенного в городе Барнауле по улице Мало-Тобольская, 23, установлена рекламная конструкция, выполненная в виде макета товара с информацией следующего содержания: «Лаборатория самогона Настаивай на лучшем! На водке На спирте На самогоне».

Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Тем самым, реклама должна привлекать внимание к объекту рекламирования и формировать или поддерживать интерес к нему, способствовать его продвижению на рынке.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, к продавцу рекламируемой продукции – «Лаборатория самогона», а также к самой продукции, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке среди аналогичных товаров.

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 5 Закона о рекламе реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

Согласно статье 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 4 статьи 5 Закона, несет как рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо), так и рекламораспространитель (лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму).

Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <...>, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сети розничных магазинов домашнего хобби «Лаборатория самогона» и арендующий торговое помещение на 1 этаже здания «Старый базар» по адресу: Мало-Тобольская ул., 23 в городе Барнауле на основании договора субаренды № 1-2/06-2022 от 13.05.2022.

Заявитель указывает, что рекламная конструкция, выполненная в виде макета товара с информацией: «Лаборатория самогона Настаивай на лучшем! На водке На спирте На самогоне», несет вред участникам дорожного движения, поскольку в любой момент может от ветра отъехать в сторону и ударить стоящие рядом транспортные средства и пр.

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) безопасность дорожного движения представляет собой состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии); парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Согласно статье 30 Закона о безопасности дорожного движения, контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения осуществляется посредством федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, а также надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1101, уполномоченным органом, осуществляющим федеральный надзор в области безопасности дорожного движения, является, в том числе Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы.

Статьей 22 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 443-ФЗ) регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения, а также при организации и осуществлении парковочной деятельности.

Пунктом 10 статьи 12 Закона № 443-ФЗ регламентировано, что установка ограждений и иных конструкций, препятствующих использованию парковок общего пользования, за исключением платных парковок, не допускается.

Комиссией установлено, что, исходя из указанных норм законодательства Российской Федерации, регламентирующего безопасность дорожного движения и деятельность по его организации, заявление жителя города Барнаула по вопросу установки конструкции с рекламой сети розничных магазинов домашнего хобби «Лаборатория самогона», в том числе создающей угрозу безопасности дорожного движения, направлены антимонопольным органом по подведомственности в ГУ МВД России по Алтайскому краю.

Комиссия, проанализировав содержание рекламы «Лаборатория самогона Настаивай на лучшем! На водке На спирте На самогоне» в совокупности с установленным на парковочном месте макетом товара, на котором она размещена, приходит к выводу, что реклама сходства с дорожными знаками не имеет, информация как таковая, угрозу безопасности движения автомобильного транспорта не несет. Следовательно, рассматриваемая реклама не нарушает требования пункта 3 части 4 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 40 Правил в случаях не подтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 40 Правил, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю

ОПРЕДЕЛИЛА:

производство по делу №022/05/5-834/2023 прекратить.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны