Решение №РНП-22-28/2020 РЕШЕНИЕ По делу № РНП-22-28/2020 о нарушении законодательств... от 11 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

По делу № РНП-22-28/2020

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

 «11» февраля 2020г.                                                                                                       г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:

Председателя:

К<…> - заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок,

Членов Комиссии:

К<…> –  ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

Т<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

с участием представителей:

заказчика – Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула – С<…>,

ООО «ГЕНПРОЕКТ» - Ш<…>;

рассмотрев обращение заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «ГЕНПРОЕКТ», его учредителях, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки № 0317300301919001468 «Выполнение работ по проектированию капитального ремонта многоквартирных домов в г. Барнауле», согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

04 февраля 2020 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика – Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «ГЕНПРОЕКТ», его учредителях, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки № 0317300301919001468 «Выполнение работ по проектированию капитального ремонта многоквартирных домов в г. Барнауле».

Из представленного обращения следует, что 24 декабря 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0317300301919001468 «Выполнение работ по проектированию капитального ремонта многоквартирных домов в г. Барнауле». Начальная (максимальная) цена контракта - 1600 000 рублей. 

На участие в аукционе было подано 6 заявок. По итогам рассмотрения заявок все участники были признаны соответствующими требованиям документации об аукционе.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 15 января 2020 декабря 2019 года ООО «ГЕНПРОЕКТ» было признано победителем аукциона. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 58,1 %.

Победитель в установленный Законом о контрактной системе срок проект контракта не подписал.

Представитель заказчика на доводах обращения настаивает. Указал, что обращение в уполномоченный орган обусловлено обязанностью, возложенной на заказчика Законом о контрактной системе.

Представитель ООО «ГЕНПРОЕКТ» пояснил, что с 17 января 2020 года в ранее действовавшие нормативно-правовые акты были внесены изменения, которые привели к существенному удорожанию услуг по проектированию капитального ремонта, а общество подавало заявку на участие в закупке и предлагало цену контракта 14 января 2020 года, не зная о предстоящих изменениях.

Выслушав объяснения представителя заказчика, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 15 января 2020 декабря 2019 года ООО «ГЕНПРОЕКТ» было признано победителем аукциона.

Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта.

17 января 2020 года заказчиком в единой информационной системе был размещен проект контракта.

Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 вышеуказанной статьи в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры.

22 января 2020 года победитель направил протокол разногласий.

В соответствии с частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.

27 января 2020 года заказчик разместил проект контракта с учетом протокол разногласий победителя.

Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

В установленный срок победитель не подписал проект контракта, не разместил документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.

Протоколом от 31 января 2020 года заказчик признал ООО «ГЕНПРОЕКТ» уклонившимся от заключения контракта по итогам закупки № 0317300301919001468.

В соответствии с пунктами 11 и 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановления Правительства РФ от 25.11.2013г. № 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.

По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).

С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Ни Закон о контрактной системе, ни Постановление Правительства РФ от 25.11.2013г. № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 был утверждено Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов. Утвержденное Положение содержало фиксированные размеры платы за проведение проверки сметной стоимости. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.12.2019г. № 1948, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 09.01.2020).

Постановление Правительства РФ от 05.03.2007г. № 145 утвержден Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В указанное Постановление внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019г. № 1948, вступающие в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 09.01.2020). Начало действия редакции - 17.01.2020г. Внесенные изменения, в частности, увеличивают размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости, осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия, ставя ее в зависимость от стоимости государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, рассчитанной на день представления документов для проведения государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости.

По пояснению представителя ООО «ГЕНПРОКТ», внесенные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019г. № 1948 изменения привели к удорожанию услуг по проектированию капитального ремонта. Наличие сведений о готовящихся изменениях законодательства повлияло бы на намерения подать заявку на участие в закупке.

Представитель заказчика указал, что при определении начальной (максимальной) цены контракта был использован метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Коммерческие предложения были собраны летом 2019 года.

Частью 1 статьи 451 Гражданского кодекса РФ определено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Комиссия приходит к выводу, что ООО «ГЕНПРОКТ», не подписав проект контракта, направленного заказчиком, исходило из факта существенного изменения обстоятельств, из которых победитель исходил при подачи заявки на участие в закупке. Следствием подписания указанного проекта контракта неизбежно явилось бы неисполнение обязательств подрядчиком, а расторжение контракта в связи с существенным изменением обстоятельств. Неподписание контракта в рассматриваемом случае нельзя квалифицировать как недобросовестное поведение.

Комиссия, изучив представленных материалы, не установило оснований для включения сведений об ООО «ГЕНПРОКТ» в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного, Комиссия УФАС по Алтайскому краю, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

не включать сведения об обществе с ограниченной ответственностью «ГЕНПРОЕКТ» в реестр недобросовестных поставщиков

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны