Решение №022/06/33-1021/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-1021/2020 о нарушении законодате... от 9 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-1021/2020 о нарушении законодательства о контрактной системе «09» декабря 2020 г. г. Барнаул Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе: Председателя Комиссии: К<…> – заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок, Членов Комиссии: К<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; С<…> –государственного инспектора отдела контроля закупок, с участием представителей: от заявителя – ООО «Средства защиты», не явились, извещены; от Министерства образования и науки Алтайского края – Е<…>, М<…>, от уполномоченного учреждения – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» - Г<…>, рассмотрев жалобу ООО «Средства Защиты» на положения аукционной документации электронного аукциона № 0817200000320014918 Поставка учебного оборудования для преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях Алтайского края, согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), УСТАНОВИЛА: в Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Средства Защиты» на положения аукционной документации электронного аукциона № 0817200000320014918 Поставка учебного оборудования для преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях Алтайского края. В обоснование жалобы заявитель указал на то, что в отношении закупаемого товара «Противогаз» установлены взаимоисключающие друг друга требования, которые не могут быть исполнены одновременно, а именно: размер (рост) лицевой части противогаза – универсальный и противогаз состоит из – лицевая часть (маска) с трапециевидными стеклами. При этом ни один из представленных на товарном рынке противогазов, оснащаемых лицевыми частями с трапециевидными стеклами, не имеет универсального роста (размера), что нарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, заказчиком установлены требования противоречащие ГОСТ 12.4.235-2019, а именно: время защитного действия ФПК по аммиаку – не менее 80 минут, время защитного действия ФПК по хлору – не менее 80 минут, масса фильтрующе-поглощающей коробки – не более 0,3 кг. Требование заказчика относительно массы лицевой части (маски) – не более 0,6 кг., необоснованно, поскольку ГОСТ не регламентируется. На основании изложенного заявитель просит приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу, рассмотреть доводы жалобы по существу признать заказчика нарушившим положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений. Представитель уполномоченного учреждения пояснила, что потребность заказчика и характеристики товара, требуемого к поставке, относится исключительно к компетенции заказчика. Представители заказчика представили документы по запросу, пояснили, что требования к размеру и исполнению противогаза обеспечивают необходимыми параметрами разные составные части противогаза, при этом нет никакой зависимости универсальности размера лицевой части от формы обзорных стекол. Требования заказчика не противоречат ГОСТ 12.4.235-2019, поскольку он устанавливает общие технические требования и минимальные значения защитного времени действия и установленные заказчиком требования не противоречат установленным в ГОСТ. Кроме того, установленные параметры обусловлены потребностью заказчика, поскольку масса компонентов имеет важное значение для процесса обучения пользования противогазом. Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам. 26.11.2020 года уполномоченным учреждением в Единой информационной системе (далее – ЕИС) в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона от 26.11.2020 №0817200000320014918. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги. Вместе с извещением заказчик разместил аукционную документацию, техническое задание. Согласно техническому заданию к поставке требуется «противогаз». В техническом задании определены функциональные, технические и качественные характеристики товара, установлены значения показателя, которые не могут изменяться участником закупки при подаче заявки, значения показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры. Заказчиком установлены следующие параметры «комплектация противогаза», «размер (рост) лицевой части противогаза», «масса лицевой части (маски)», а также требование о соответствии ГОСТ 12.4.235-2019 в отношении параметров «время защитного действия ФПК по аммиаку при концентрации (СО-0,7)», «время защитного действия ФПК по хлору при концентрации (СО-3,0 мг/дм3)», «масса фильтрующе-поглощающей коробки» (оспариваемые заявителем позиции). Согласно требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Согласно технического задания заказчику по параметрам «комплектация противогаза» указано значение – лицевая часть (маска с трапециевидными стеклами в упаковочном пакете, «размер (рост) лицевой части противогаза» указано значение – универсальный, «масса лицевой части (маски)» - не более 0, 6 кг. Вышеуказанные характеристики обусловлены потребностью заказчика и установлены исходя из цели использования для преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». При рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснил, что требования к размеру и исполнению противогаза обеспечивают необходимыми параметрами разные составные части противогаза, при этом нет никакой зависимости универсальности размера лицевой части от формы обзорных стекол. В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.. Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Правила): Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Согласно п. 5, п. 6 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств; б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Описание размера (рост) лицевой части противогаза установлен в соответствии с требованиями КТРУ соответствующей позиции 32.99.11.110-00000003, что обязательно в силу Закона о контрактной системе. При этом, техническое задание заказчика не содержит надлежащего обоснования необходимости использования параметров «комплектация противогаза» со значением – лицевая часть (маска с трапециевидными стеклами) в упаковочном пакете, «масса лицевой части (маски)» со значением - не более 0,6 кг что нарушает требования п. 6 Правил. Доводы заявителя о взаимоисключающих параметрах сводятся к выборке информации (сертификатов соответствия, руководств по эксплуатации), содержащейся на товарном рынке. При этом указанные обстоятельства не свидетельствуют о полном мониторинге рынка и информации в отношении товара, требуемого заказчику и носят предположительный характер. Согласно «ГОСТ 12.4.235-2019. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка» в таблице 2 пункта 5.91. установлено нормативное время защитного действия для фильтра противогаза в минутах не менее 50 по аммиаку и не менее 20 по хлору. Заказчиком было установлено требование время защитного действия ФПК по аммиаку – не менее 80 минут, время защитного действия ФПК по хлору – не менее 80 минут, указанные параметры соответствуют требованиям ГОСТ, поскольку в требованиях ГОСТ установлены минимальные параметры, которым должен соответствовать фильтр противогаза, без ограничений максимальных параметров (80 минут превышает минимальную границу в 50 и 20 минут). Однако надлежащего обоснования установления показателя именно «не менее 80 минут» заказчиком в документации не приводится в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Аналогичные нарушения Закона о контрактной системе установлены при рассмотрении технического задания заказчика по параметру «масса фильтрующе-поглощающей коробки» значение – не более 0,3 кг., не противоречит установленного в п. 5.2 требования ГОСТ масса фильтра(ов), предназначенного(ых) для использования с маской, не должна превышать 500 г., поскольку 0,3 кг. не превышает 500 г, однако значение параметра (не более 0,3 кг.) не содержит надлежащего обоснования. Отсутствие надлежащего обоснования установления иных требований, чем предусмотрено техническими регламентами, ГОСТ и иными нормативными документами является нарушением требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией было установлено следующее. Заказчиком в техническом задании было установлено требование к году выпуска товара – не ранее 2019 г. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Согласно Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом, согласно которому поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), в случае если иное не предусмотрено описанием объекта закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрено право заказчика устанавливать в документации о закупке требования о дате выпуска товара. При этом возможно указать минимальный срок годности закупаемого товара (Письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3661). Требование к году выпуска товара не является функциональной, качественной или технической характеристикой товаров. В связи с чем установление заказчиком данного требования нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Таким образом, размещенная на официальном сайте аукционная документация (техническое задание) не соответствует требованиям п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, п. 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Указанные действия заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Принимая во внимание тот факт, что права и законные интересы заявителя при проведении аукциона не нарушены, а установленные нарушения не ограничивают участников закупки, не препятствуют подаче заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия считает нецелесообразным выдачу заказчику предписания об устранении допущенных нарушений. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия РЕШИЛА: 1. признать жалобу ООО «Средства защиты» частично обоснованной; 2. признать действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0817200000320014918, выразившиеся в нарушении п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, п. 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", неправомерными; 3. предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе заказчику не выдавать в связи с нецелесообразностью; 4. передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны