Решение №4928/5 УФАС по АК в отношении АО СК Алтайкрайэнерго от 7 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 022/01/10-692/2021

Резолютивная часть решения оглашена «23» ноября 2021г.

В полном объеме решение изготовлено «7» декабря 2021г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<….> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<….>. – главный специалист отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

<….> – ведущий специалист отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

рассмотрев дело №022/01/10-692/2021 по признакам нарушения АО «СК «Алтайкрайэнерго» пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несогласовании ООО «ЭК «СТИ» однолинейных схем присоединения к внешней электрической сети и не оформлении актов разграничения балансовой принадлежности и ответственности,

УСТАНОВИЛА:

В связи с поступившим обращением ООО «ЭК «СТИ» в отношении АО «СК «Алтайкрайэнерго» по вопросу, связанному с согласованием однолинейных схем присоединения к внешней электрической сети объектов МУП г.Бийска «Бийскгортранс» для регистрации группы точек поставки на ОРЭМ, установлено следующее.

Между МУП г.Бийска «Бийскгортранс» и ООО «ЭК «СТИ» заключен договор энергоснабжения №98 э/п от 01.02.2020, в соответствии с которым, с момента получения ООО «ЭК «СТИ» (ЭСО) права распоряжаться электрической энергией в точках поставки МУП г.Бийска «Бийскгортранс» (Потребитель) на оптовом рынке электроэнергии и мощности ЭСО обязуется осуществлять продажу электрической энергии и мощности, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией Потребителя, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую энергию и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

24.12.2020 ООО «ЭК «СТИ» обратилось в АО «СК «Алтайкрайэнерго», являющегося владельцем объектов электросетевого хозяйства к которым осуществлено технологическое присоединение объектов МУП г.Бийска «Бийскгортранс» с целью согласования однолинейных схем в связи с регистрацией точек поставки в отношении МУП г.Бийска «Бийскгортранс».

Письмом от 25.01.2021 №СК/118-исх АО «СК «Алтайкрайэнерго» согласовало однолинейные схемы присоединения к внешней электрической сети по сечениям ООО «ЭК «СТИ» (МУП г.Бийска «Бийскгортранс») – АО «Алтайкрайэнерго» (БиРПП) и ООО «ЭК «СТИ» (МУП г.Бийска «Бийскгортранс») – АО «Алтайкрайэнерго» (Сосна) с замечаниями.

В последующем, ООО «ЭК «СТИ» письмом от 30.04.2021 № 299 направило в АО «СК «Алтайкрайэнерго» на согласование исправленные с учетом замечаний однолинейные схемы.

Письмом от 28.05.2021 №СК/1304-исх АО «СК «Алтайкрайэнерго» проинформировало ООО «СК «СТИ» о том, что данные схемы не согласованы со стороны МУП г.Бийска «Бийскгортранс», в связи с чем АО «СК «Алтайкрайэнерго» готово продолжить работы по согласованию однолинейных схем присоединения к внешней электрической сети по сечениям ООО «ЭК «СТИ» (МУП г.Бийска «Бийскгортранс») – АО «Алтайкрайэнерго» (БиРПП) и ООО «ЭК «СТИ» (МУП г.Бийска «Бийскгортранс») – АО «Алтайкрайэнерго» (Сосна) только после подписания данных схем со стороны МУП г.Бийска «Бийскгортранс».

Из информации АО «СК «Алтайкрайэнерго» (вх.№218010 от 16.07.2021), поступившей в антимонопольный орган, следует, что у АО «СК «Алтайкрайэнерго» отсутствовала обязанность по согласованию направленных ООО «ЭК «СТИ» однолинейных схем, в связи с тем что ООО «ЭК «СТИ» не направило в адрес АО «СК «Алтайкрайэнерго» документов подтверждающих основания на представления интересов МУП г.Бийска «Бийскгортранс» в порядке п.8 Правил недискриминационного доступа у услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг», утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 №861.

Из письменных пояснений МУП г.Бийска «Бийскгортранс» (вх.№218803 от 04.08.2021), представленных в антимонопольный орган следует, что действительно между МУП г.Бийска «Бийскгортранс» (Потребитель) и ООО «ЭК «СТИ» (ЭСО) заключен договор энергоснабжения №98 э/п от 01.02.2020.

Пунктом 1.4 данного договора определено, что ЭСО приступает к началу работ (оказания услуг) по настоящему договору в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты его подписания.

Дополнительным соглашением №3 от 10.12.2020 Стороны согласовали новые сроки получения ЭСО права распоряжения электрической энергией в точках поставки Потребителя на оптовом рынке электроэнергии и мощности: по точкам поставки, указанным с 1 по 7 Приложения №2 к договору, не позднее чем 01.07.2021г.; по точкам поставки, указанным с 8 по 11 Приложения №2 к договору, не позднее чем 01.01.2022г.

Далее, 19 июля 2021 года МУП г.Бийска «Бийскгортранс» инициировало расторжение договора энергоснабжения №98 э/п от 01.02.2020 с ООО «ЭК «СТИ», путем направления соответствующего письма в Сибирское отделение ООО «ЭК «СТИ».

В заседании Комиссии представитель АО «СК «Алтайкрайэнерго», также пояснил, что действительно 25.01.2021 однолинейные схемы были согласованы с замечаниями, и после повторного обращения ООО «ЭК «СТИ» 30.04.2021 АО «СК «Алтайкрайэнерго» указало на необходимость согласования данных схем МУП г.Бийска «Бийскгортранс», так как документов, подтверждающих основание на представление интересов МУП г.Бийска «Бийскгортранс» в порядке п.8 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, в адрес АО «СК Алтайкрайэнерго» не направлялось.

Кроме того, по имеющейся у АО «СК «Алтайкрайэнерго» информации от администрации города Бийска, являющейся учредителем МУП г.Бийска «Бийскгортранс» последнее не планирует дальнейшую работу по выходу на оптовый рынок электроэнергетики и мощности.

Также, представителем АО «СК «Алтайкрайэнерго» в материалы дела представлены выписки из протоколов заседания конфликтной комиссии при Наблюдательном совете Ассоциации НП «Совет рынка» от 10.08.2021, от 30.09.2021.

В данных протоколах зафиксирован факт рассмотрения жалобы ООО «ЭК «СТИ» на действия (бездействия) АО «Сетевая компания «Алтайкрайэнерго», препятствующие доступу на оптовый рынок электроэнергии.

10.08.2021 конфликтной комиссией при Наблюдательном совете Ассоциации НП «Совет рынка» рассмотрение данной жалобы было отложено на 30 (тридцать) календарных дней, ООО «ЭК «СТИ» было предложено направить на согласование в АО «СК «Алтайкрайэнерго» доработанные однолинейные схемы с учетом замечаний АО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии», с приложением документов, подтверждающих полномочия осуществлять действия в интересах МУП г.Бийска «Бийскгортранс».

В связи с чем, 31 августа 2021 года ООО «ЭК «СТИ» направило в АО «СК «Алтайкрайэнерго» для согласования доработанные ООО «СК «СТИ», с учетом замечаний АО «Администратор торговой системы оптового рынка» однолинейные схемы присоединения к внешней электрической сети по сечениям ООО «ЭК «СТИ» (МУП г.Бийска «Бийскгортранс») - АО «Алтайкрайэнерго» (БиРПП) и ООО «ЭК «СТИ» (МУП г.Бийска «Бийскгортранс» (Сосна -2)) – АО «Алтайкрайэнерго» (Сосна).

Письмом от 14.09.2021 №СК/2286-исх АО «СК «Алтайкрайэнерго» согласовало доработанные ООО «ЭК «СТИ» однолинейные схемы присоединения к внешней электрической сети по сечениям ООО «ЭК «СТИ» (МУП г.Бийска «Бийскгортранс») – АО «Алтайкрайэнерго» (БиРПП) и ООО «ЭК «СТИ» (МУП г.Бийска «Бийскгортранс») – АО «Алтайкрайэнерго» (Сосна).

В выписке из протокола №4/2021 заседания Конфликтной комиссии при Наблюдательном совете Ассоциации «НП Совет рынка» от 30.09.2021 указано, в случае не представления ООО «ЭК «СТИ» действующего договора энергоснабжения с потребителем и схем по сечению, согласованных МУП «г.Бисйка «Бийскгортранс» заявленные группы точек поставки (ГТП) не будут согласованы и зарегистрированы Коммерческим оператором.

В свою очередь, из письма МУП «г.Бийска «Бийскгортранс», представленного в Конфликтную комиссию следует, что предприятие действительно инициировало расторжение ранее заключенного с ООО «ЭК «СТИ» договора энергоснабжения №98 э/п, в связи с чем направило в адрес последнего соответствующее уведомление.

При этом, ООО «ЭК «СТИ» в адрес МУП «г.Бийска «Бийскгортранс» было направлено соглашение о расторжение договора энергоснабжения №98 э/п и копии документов, подтверждающих фактические расходы, понесенные по организации энергоснабжения с ОРЭМ. Данное соглашение будет подписано МУП г.Бийска «Бийкгортранс» после проверки поступивших документов.

По итогам рассмотрения обращения ООО «ЭК «СТИ» на действия АО «СК «Алтайкрайэнерго» Конфликтная комиссия при Наблюдательном совете Ассоциации «НП Совет рынка» прекратила рассмотрение данного обращения в связи с отсутствием факта препятствия в доступе ООО «ЭК «СТИ» на товарный рынок.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.03 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) под оптовым рынком электрической энергии и мощности понимается сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Также, в приведенной норме определено, что к субъектам оптового рынка относятся юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка

Согласно части 2 статьи 30 Закона об электроэнергетике основными принципами организации оптового рынка являются свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих установленные Правительством Российской Федерации правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 настоящего Федерального закона

Частью 1 статьи 31 Закона об электроэнергетике установлено, что в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии – поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, совет рынка, коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

Статьей 21 Закона об электроэнергетике определено, что Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, утверждает существенные условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности.

При этом, общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов электроэнергетики к услугам по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности) администратора торговой системы оптового рынка (далее соответственно - субъекты оптового рынка, услуги, администратор), а также порядок оказания этих услуг закреплены в Правилах недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.04 № 861.

Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг определено, что юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора (далее - заявитель), подает заявление об этом и представляет администратору:

а) информацию о типе субъекта оптового рынка (поставщик электрической энергии, энергосбытовая организация, энергоснабжающая организация, гарантирующий поставщик электрической энергии, потребитель электрической энергии и т.д.), которому соответствует заявитель, в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода;

б) анкету заявителя, заполненную по установленной форме;

в) нотариально заверенную копию учредительных документов;

г) нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

д) нотариально заверенную копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговых органах Российской Федерации;

е) документы, подтверждающие полномочия лиц, представляющих интересы заявителя;

ж) документ, подтверждающий присвоение заявителю статуса гарантирующего поставщика в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

з) однолинейную схему присоединения к внешней электрической сети, согласованную с собственником или иным законным владельцем сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых он представляет, с указанием названий и уровней напряжения шин внешних подстанций, предполагаемых групп точек поставки, мест подключения приборов коммерческого учета, измерительных трансформаторов напряжения и границ балансовой принадлежности, заверенной представителями смежных владельцев электрических сетей;

к) документы, подтверждающие наличие заключенного в установленном порядке договора об оказании услуг по передаче электрической энергии (в случае если поставщик (покупатель) электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации является плательщиком по такому договору);

л) потребители электрической энергии, которые покупают часть электрической энергии на розничном рынке электрической энергии (лица, представляющие на оптовом рынке электрической энергии (мощности) интересы таких потребителей), - нотариально заверенную копию договора, заключенного организацией, имеющей право на продажу электроэнергии на розничном рынке электрической энергии, и указанным потребителем электрической энергии, и содержащего условие о передаче потребителю электрической энергии всего фактически потребляемого им объема электроэнергии либо условие об обязанности указанной организации заключить договор об оказании услуг по передаче электрической энергии в интересах потребителя электрической энергии;

м) документы, подтверждающие наличие у субъектов электроэнергетики заключенного в установленном порядке договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (в случае если поставщик (покупатель) электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации является плательщиком по такому договору);

н) паспортные технологические характеристики генерирующего и энергопринимающего оборудования, в отношении которого заявитель планирует свое участие в оптовом рынке электрической энергии (мощности);

о) документы, подтверждающие обеспечение системы связи, включая систему передачи данных, с системным оператором Единой энергетической системы России и администратором.

Согласно пункту 8 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг заявитель, представляющий интересы третьих лиц на оптовом рынке электрической энергии (мощности) на основании заключенных ими договоров об оказании услуг, договоров поручения, комиссии, купли-продажи, поставки или иных договоров, направляет администратору сведения о технологических характеристиках генерирующего оборудования поставщиков, интересы которых он представляет, и (или) о технологических характеристиках энергопринимающего оборудования потребителей, интересы которых он представляет, а также нотариально заверенные копии договоров, в соответствии с которыми заявитель представляет интересы третьих лиц на оптовом рынке электрической энергии (мощности).

Абзацем 5 приведенного пункта предусмотрено, что в целях обеспечения равного доступа к услугам администратора собственник или иной законный владелец сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых он представляет, обязан в течение 30 дней со дня получения указанных документов согласовать однолинейную схему присоединения к внешней электрической сети и оформить акты разграничения балансовой принадлежности и ответственности.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам

На основании обзора состояния конкуренции АО «СК «Алтайкрайэнерго» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии для объектов МУП г.Бийска «Бийскгортранс», в границах балансовой принадлежности сетей Общества.

Следовательно, на АО «СК «Алтайкрайэнерго» распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции».

При этом, совокупность установленных по делу обстоятельств не подтверждает в рассматриваемом конкретном случае факта создания АО «СК «Алтайкрайэнерго» препятствий доступу ООО «СК «СТИ» на товарный рынок.

Комиссией управления ФАС по Алтайскому краю установлено, что по результатам рассмотрения обращения ООО «ЭК «СТИ» от 24.12.2020 АО «СК «Алтайкрайэнерго» согласовало однолинейные схемы присоединения к внешней электрической сети по сечениям ООО «ЭК «СТИ» (МУП г.Бийска «Бийскгортранс») – АО «Алтайкрайэнерго» (БиРПП) и ООО «ЭК «СТИ» (МУП г.Бийска «Бийскгортранс») – АО «Алтайкрайэнерго» (Сосна) с замечаниями, что подтверждается письмом от 25.01.2021 № СК/118-исх.

Далее, 30.04.2021 ООО «ЭК «СТИ» направило в АО «СК «Алтайкрайэнерго» на согласование исправленные однолинейные схемы присоединения к внешней электрической сети по сечениям ООО «ЭК «СТИ» (МУП г.Бийска «Бийскгортранс») – АО «Алтайкрайэнерго» (БиРПП) и ООО «ЭК «СТИ» (МУП г.Бийска «Бийскгортранс») – АО «Алтайкрайэнерго» (Сосна).

Письмом от 28.05.2021 АО «СК Алтайкрайэнерго» проинформировало о готовности продолжить работу по согласованию однолинейных схем, после согласования данных схем со стороны МУП г.Бийска «Бийскгортранс».

Далее, из перечня документов, являющихся приложением к обращениям ООО «ЭК «СТИ» (их. №693 от 24.12.2020, исх.№ 30.04.2021 №299), направленных для согласования в АО «СК Алтайкрайэнерго» указаны лишь однолинейные схемы присоединения к внешней электрической сети по сечениям ООО «ЭК «СТИ» (МУП г.Бийска «Бийскгортранс») – АО «Алтайкрайэнерго» (БиРПП) и ООО «ЭК «СТИ» (МУП г.Бийска «Бийскгортранс») – АО «Алтайкрайэнерго» (Сосна).

Кроме того, Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что доработанные и скорректированные ООО «СК «СТИ», с учетом замечаний Конфликтной комиссии при Наблюдательном совете Ассоциации НП «Совет рынка» однолинейные схемы были направлены 31.08.2021 в адрес АО «СК Алтайкрайэнерго» и согласованы сетевой организацией в добровольном порядке, что подтверждается письмом №СК /2286-исх от 14.09.2021.

На основании вышеизложенного Комиссия управления ФАС по Алтайскому краю приходит к выводу об отсутствии в действиях АО «СК «Алтайкрайэнерго» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №022/01/10-692/2021 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных действиях АО «СК Алтайкрайэнерго».

Председатель Комиссии <…..>

Члены Комиссии <…..>

 

<…..>

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня принятия решения. Также решение Комиссии может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны