Предупреждение №№ 3026/7 Предупреждение № 10 о прекращении действий, которые содержат... от 22 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

СПАО «ИНГОССТРАХ»

Пятницкая ул., д.12, стр. 2

г.Москва, 117997

Филиал СПАО «ИНГОССТРАХ»

в Алтайском крае

Молодежная ул., 16

г.Барнаул, 656038

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 10

о прекращении действий (бездействия), которые

содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

22 июня 2018г. г.Барнаул

Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в рамках рассмотрения обращения АО «СОГАЗ», г.Москва установило в действиях СПАО «ИНГОССТРАХ» (117997, г.Москва, Пятницкая ул., 12, стр. 2,) признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при расчете страховой премии за оказание услуг по страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при участии в запросе котировок №0517300004718000009.

В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено, что 24 апреля 2018 года на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запросе котировок № 0517300004718000009 на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров для нужд Муниципального унитарного предприятия города Бийска «Трамвайное управление».

Начальная (максимальная) цена контракта установлена Заказчиком в размере 474 803,89 рублей.

08 мая 2018 года на сайте http://zakupki.gov.ru размещен Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в указанном запросе котировок, с изменениями от 10.05.2018г., согласно которому было подано три заявки:

- заявка № 1 АО «СОГАЗ» с указанием даты и времени подачи заявки: 25.04.2018 08:01 и предлагаемой цены (стоимости) – 474843,89 руб.;

- заявка № 2 СПАО «ИНГОССТРАХ» с указанием даты и времени подачи заявки: 26.04.2018 08:00 и предлагаемой цены (стоимости) – 474803,33 руб.;

- заявка № 3 АО «АльфаСтрахование» с указанием даты и времени подачи заявки: 03.05.2018 13:05 и предлагаемой цены (стоимости) – 474843,89 руб.

Победителем запроса признан участник с номером заявки № 2 – СПАО «ИНГОССТРАХ», предложившее меньшую цену контракта.

В Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью проекта Контракта, указано, что услуги по страхованию гражданской ответственности должны оказываться в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», Указанием Центрального банка РФ от 31.10.2016 № 4175-У «О предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 № 1484 «Об утверждении Правил определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, утвержденных постановлением Президиума Национального Союза Страховщиков Ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Закон об ОС ГОП) страховой тариф (ставка страховой премии с единицы страховой суммы) определяется в договоре обязательного страхования по соглашению сторон с ограничениями, установленными настоящей статьей.

Страховой тариф по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств перевозчика. Оценка страхового риска осуществляется страховщиком при заключении договора обязательного страхования (часть 2 статьи 11 Закона об ОС ГОП).

Центральным банком Российской Федерации установлены предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов с указанием максимального размера расходов на осуществление обязательного страхования и размера отчислений в компенсационный фонд (часть 3 статьи 11 Закона об ОС ГОП).

Страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску, указанной в договоре обязательного страхования в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы (часть 4 статьи 11 Закона об ОС ГОП).

Общий размер страховой премии по договору обязательного страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков, и устанавливается договором обязательного страхования (часть 5 статьи 11 Закона об ОС ГОП).

В силу части 2 статьи 8 Закона об ОС ГОП в договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

Согласно пункту 1 приложения 1 к Указанию Банка России минимальные значения страховых тарифов по обязательному страхованию в расчете на одного пассажира следующие:

Вид транспорта и

вид перевозок

Минимальные страховые тарифы (процентов от страховой суммы) (%)

Минимальные страховые тарифы (процентов от страховой суммы) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу

По риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни

По риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью

При отсутствии в договоре страхования франшизы

При наличии в договоре страхования франшизы

Городской наземный электрический транспорт – перевозки трамваями

0,0000000887

0,0000013499

0,0000000537

0,0000000430

Таким образом, расчет минимально возможной страховой премии в соответствии с законодательством должен выглядеть следующим образом:

количество пассажиров * страховую сумму по каждому из рисков * страховой тариф в соответствии с указанием Банка России № 4175-У.

Заказчиком произведен расчет количества пассажиров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 № 1484 «Об утверждении Правил определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», который составил 16 483 900 человек.

Франшиза при этом, по условиям документации о проведении запроса котировок, не установлена.

По риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира: 16 483 900 * 2 025 000 *0,0000000887 = 29607,97 руб.

По риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира: 16 483 900 * 2 000 000 *0,0000013499= 445032,33 руб.

По риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира:

16 483 900 * 23 000 *0,0000000537 = 203,59 руб.

Итого общая минимальная страховая премия составляет:

29607,97 + 445032,33 + 203,59 = 474 843,89 рублей.

Заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта в соответствии со статьей 8, 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», а также Указанием ЦБ РФ, применены минимальные тарифы, причем без включения условия о наличии в договоре страхования франшизы, и минимальные страховые суммы, соответственно начальная (максимальная) цена контракта составила 474 843,89 рублей. В этой связи все участники запроса котировок должны были предложить цену контракта, равную начальной (максимальной) цене и являющейся минимальной в силу Закона об ОС ГОП.

Однако, СПАО «ИНГОССТРАХ» предложило цену контракта в размере 474 803,33 рублей, что позволило Обществу стать победителем запроса котировок №0517300004718000009.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.

Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

В виду того, что СПАО «ИНГОССТРАХ» подано ценовое предложение ниже максимально возможной цены контракта, установленной Заказчиком, контракт заключен по цене, предложенной его победителем.

На запрос антимонопольного органа СПАО «ИНГОССТРАХ» представлен расчет суммы предложенной цены контракта 474 803,33 рублей, а именно:

Страховая сумма в соответствии с ч.2 ст.8 Закона об ОС ГОП

Страховые тарифы %

Количество пассажиров

Сумма премии по риску (руб.)

2 025 000,00 (причинение вреда жизни пассажира)

0,0000000887

16 483 900

29607,97

2 000 000,00 (причинение вреда здоровью пассажира)

0,0000013499

16 483 900

445 032,33

23 000,00 (причинение вреда имуществу пассажира)

0,0000000430

16 483 900

163,03

   

Итого сумма премии:

474 803,33

Таким образом, СПАО «ИНГОССТРАХ» занизило цену контракта в связи с некорректным применением при расчете страховой премии по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира страхового тарифа, включающего условие франшизы в договоре страхования, что противоречит условиям документации Заказчика о проведении запроса котировок, которая данного условия не содержала, а предполагала отсутствие в договоре такого условия путем применения соответствующих расчетов при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

СПАО «ИНГОССТРАХ», рассчитывая цену контракта, необоснованно при расчете страховой премии по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира применило страховой тариф с условием наличия в договоре страхования франшизы, и, предложив в итоге наименьшую сумму начальной цены контракта в размере 474 803,33 рублей, стало победителем запроса котировок №0517300004718000009.

Действия СПАО «ИНГОССТРАХ» противоречат требованиям добропорядочности (добросовестной ценовой конкуренции), разумности и справедливости.

СПАО «ИНГОССТРАХ» своими неправомерными действиями по занижению страхового тарифа, и в итоге начальной (максимальной) цены контракта (страховой премии), получило преимущество, увеличив количество своих страхователей, поскольку заказчик заключил контракт именно с СПАО «ИНГОССТРАХ». Таким образом, действия СПАО «ИНГОССТРАХ» направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.

Действия СПАО «ИНГОССТРАХ» указывают на признаки недобросовестной конкуренции, запрет которой установлен статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», устанавливающей, что иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 — 14.7 настоящего Федерального закона не допускаются.

Кроме того, расчет страховой премии с применением заниженных коэффициентов страховых тарифов, однозначно признается недобросовестной конкуренцией судами различных инстанций, что подтверждается определением Верховного Суда РФ от 17.07.2015 № 308-КГ15-8926 по делу № А53-19327/2014, определением Верховного Суда РФ от 10.08.2017 № 307-КГ17-9994 по делу №А42-3238/2016, постановлением ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2012 по делу № А52-1714/2011, постановлением АС Северо-Западного округа от 10.04.2017г. по делу А42-3238/2016, определением ВАС РФ от 09.02.2012 № ВАС-319/12 по делу № А58-2053/11, определением ВАС РФ от 10.08.2012 № ВАС-10484/12 по делу № А53-3716/2012, постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 04.06.2013 по делу № А39-2781/2012.

Алтайское краевое УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает СПАО «ИНГОССТРАХ»:

1) о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, путем издания локального нормативного акта (внесения изменений в существующий) содержащего требования осуществлять расчет страховых сумм в соответствии с нормами действующего законодательства, принципами добропорядочности, разумности и справедливости, проведения разъяснительной работы с сотрудниками, осуществления расчетов страховой премии в соответствии с требованиями действующего законодательства;

2) о необходимости устранения последствий выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный СПАО «ИНГОССТРАХ» вследствие нарушения антимонопольного законодательства, необходимо принимать сумму страховой премии в размере 474 803, 33 (четыреста семьдесят четыре тысячи восемьсот три) рубля 33 копейки, причитающуюся СПАО «ИНГОССТРАХ» в соответствии с контрактом № 6 от 18.05.2018г. на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров для нужд Муниципального унитарного предприятия города Бийска «Трамвайное управление».

Срок для выполнения настоящего предупреждения — до 24 сентября 2018г.

Информируем, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Кроме того, хозяйствующий субъект, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о его выполнении в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Реквизиты для перечисления средств:

Р/с № 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г.Барнаул

БИК банка получателя: 040173001

Реквизиты получателя:

ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)

ОКТМО: 01701000

Код дохода: 161 1 16 90010 01 6000 140

Основание платежа: денежные взыскания (штрафы), подлежащие зачислению в соответствии с законодательством РФ в доход федерального бюджета.

Руководитель управления

Государственный советник РФ 2 класса <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны