Решение №№ 2097/7 РЕШЕНИЕ по делу № 022/01/14.4-215/2022 от 27 мая 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Деловые линии Алтая»

656922, г.Барнаул, Попова ул., 258В, пом./каб. Н16/434

 

ООО «Деловые Линии»

196247, г.Санкт-Петербург, а/я 67

 

РЕШЕНИЕ по делу № 022/01/14.4-215/2022

Резолютивная часть решения принята 26 мая 2022г. г.Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 27 мая 2022г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/01/14.4-215/2022 по признакам нарушения ООО «Деловые линии Алтая» статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле:

ответчика – ООО «Деловые линии Алтая», ОГРН 1202200016083, ИНН 2222885069, адрес (место нахождения): 656922, Алтайский край, г.Барнаул, Попова ул., 258в, пом./каб Н16/434 (извещено надлежащим образом),

заявителя – ООО «Деловые Линии», ОГРН 1027810306259, ИНН 7826156685, адрес (место нахождения): 196210, г.Санкт-Петербург, Стартовая ул., 8, лит.А, офис 132 (извещено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/01/14.4-215/2022 возбуждено по результатам рассмотрения заявления ООО «Деловые Линии» на недобросовестные действия ООО «Деловые линии Алтая» на рынке осуществления грузовых перевозок на территории Российской Федерации.

Из заявления следует, что 05 июня 2020 года в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью «Деловые линии Алтая», основной вид деятельности – деятельность автомобильного грузового транспорта, дополнительный – в том числе предоставление услуг по перевозкам.

Заявитель указывает, что ООО «Деловые линии Алтая» неправомерно использует в своем фирменном наименовании словосочетание «Деловые линии», которое схоже до степени смешения с фирменным наименованием ООО «Деловые Линии» и зарегистрированным товарным знаком , правообладателем которого заявитель является.

ООО «Деловые Линии» просит признать действия ООО «Деловые линии Алтая» по приобретению и использованию фирменного наименования, схожего до степени смешения с фирменным наименованием заявителя и зарегистрированным товарным знаком по свидетельству № 468307, нарушением части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции, выдать Обществу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и привлечь Общество к административной ответственности.

Рассмотрение дела назначено на 12 апреля 2022 года.

На заседании Комиссии представитель заявителя доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, на заявленных требованиях настаивала.

Представитель ООО «Деловые линии Алтая», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в заседание Комиссии не явился; истребуемые определением о назначении дела к рассмотрению документы и материалы в антимонопольный орган не поступили. ООО «Деловые линии Алтая» предоставлены налоговые декларации за 2020-2021гг.

Рассмотрение дела в порядке статьи 47 Федерального закона «О защите конкуренции» отложено до 26 апреля 2022 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

26 апреля 2022 года представитель ООО «Деловые линии Алтая» в заседание Комиссии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств от Общества не поступало. Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствии представителя ООО «Деловые линии Алтая» по имеющимся в материалах дела документам.

Представитель ООО «Деловые Линии» продолжала придерживаться ранее озвученной позиции по делу, на заявленных требованиях настаивала.

26 апреля 2022 года в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела Комиссией в порядке части 3 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» рассмотрение дела отложено до 26 мая 2022 года.

Лица, участвующие в деле, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» вправе после получения заключения об обстоятельствах дела представить Комиссии пояснения, иные доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

В отношении обстоятельств дела № 022/01/14.4-215/2022, изложенных в заключение от 26.04.2022г., пояснений от лиц, участвующих в деле, не поступало.

Вместе с тем, 18 мая 2022 года от директора ООО «Деловые линии Алтая» в антимонопольный орган поступили пояснения по делу (вх. № 225330), согласно которым Общество осуществляло деятельность до первой налоговой отчетности, потому как не подошла база налогообложения, в связи с чем, возникли убытки и пришлось прекратить деятельность; готовится ликвидация компании.

26 мая 2022 года представители заявителя и ответчика на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела стороны извещены надлежащим образом, что не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствии представителей в данном заседании и по имеющимся материалам и документам.

Оценив в совокупности и во взаимосвязи представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, применив нормы антимонопольного законодательства, Комиссия Алтайского краевого УФАС России пришла к следующим выводам.

Юридические лица - ООО «Деловые Линии» и ООО «Деловые линии Алтая» являются действующими, сведений о прекращении деятельности не имеется.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Заявитель – полное наименование ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ДЕЛОВЫЕ ЛИНИИ», ОГРН 1027810306259, ИНН 7826156685, адрес (место нахождения): 196210, г.Санкт-Петербург, Стартовая ул., 8, лит.А, офис 132, дата регистрации 10.12.2002 года, основной вид деятельности – деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками (код ОКВЭД – 52.29).

Лицо, в отношении которого подано заявление – полное наименование ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ДЕЛОВЫЕ ЛИНИИ АЛТАЯ», ОГРН 1202200016083, ИНН 2222885069, адрес (место нахождения): 656922, Алтайский край, г.Барнаул, Попова ул., 258в, пом./каб Н16/434; дата регистрации 06.06.2020 года, основной вид деятельности – деятельность автомобильного грузового транспорта (код ОКВЭД – 49.41), дополнительные, в том числе – деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками (код ОКВЭД – 52.29), предоставление услуг по перевозкам (код ОКВЭД – 49.42).

Анализ состояния конкуренции на рынке осуществления деятельности грузоперевозок на территории Алтайского края показал, что поскольку ООО «Деловые Линии» и ООО «Деловые линии Алтая» осуществляют деятельность на одном товарном рынке – рынке грузоперевозок и в одних географических границах – в том числе Алтайский край, то указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами, следовательно, добросовестная конкуренция между ними заведомо предполагается.

Закон о защите конкуренции не допускает недобросовестную конкуренцию во всех ее проявлениях.

Согласно статье 10-bis «Недобросовестная конкуренция» Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в г.Париже 20 марта 1883 года, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В частности подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

В соответствии с частью 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).

Термин «приобретение» исключительных прав на средства индивидуализации трактуется исходя из соответствующих положений ГК РФ. Так, приобретением исключительных прав на фирменное наименование юридического лица является внесение записи о нем в ЕГРЮЛ. Под «использованием» исключительных прав на средства индивидуализации понимается, в том числе их размещение на этикетках, упаковках товаров, в документации, в доменных именах, вывесках, рекламе и пр., то есть выполнение ими непосредственной задачи по отличию их обладателя и реализуемых им товаров (услуг) от других хозяйствующих субъектов и их товаров (услуг).

Для целей применения установленного статьей 14.4 Закона о защите конкуренции законодательного запрета следует рассматривать исключительно совокупность действий по приобретению и использованию исключительных прав на средство индивидуализации, а не одно из них.

Критериями недобросовестности действий лица, приобретающего исключительное право на средства индивидуализации, могут быть широкое использование другими лицами тождественного или сходного до степени смешения обозначения для индивидуализации юридического лица, однородных товаров и услуг, получение обозначением известности среди потребителей в результате его использования иными лицами.

Согласно положениям статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 1475 ГК РФ исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

В соответствии с частью 1 статьи 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет».

Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

В силу части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для выявления акта недобросовестной конкуренции необходимо наличие в действиях хозяйствующего субъекта всех признаков недобросовестной конкуренции, установленных в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а именно:

  • осуществление действий хозяйствующим субъектом - конкурентом;
  • направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • противоречие указанных действий положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • причинение или способность причинения указанными действиями убытков другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанесения ущерба его деловой репутации.

Таким образом, актом недобросовестной конкуренции признаются действия противоправного характера, целью которых является приобретение хозяйствующим субъектом-конкурентом преимущественного положения на конкретном товарном рынке (при сопоставимости товаров по продуктовым и географическим границам определенного товарного рынка).

Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», в силу запрета недобросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты вне зависимости от их положения на рынке при ведении экономической деятельности обязаны воздерживаться от поведения, противоречащего законодательству и (или) сложившимся в гражданском обороте представлениям о добропорядочном, разумном и справедливом поведении (статья 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса, пункты 7 и 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Нарушение хозяйствующим субъектом при ведении своей деятельности норм гражданского и иного законодательства, в том числе в случае неправомерного использования охраняемого результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, само по себе не означает совершение акта недобросовестной конкуренции.

При рассмотрении спора о нарушении запрета недобросовестной конкуренции должны быть установлены в совокупности:

- факт осуществления хозяйствующим субъектом действий, способных оказать влияние на состояние конкуренции;

- отличие избранного хозяйствующим субъектом способа конкуренции на рынке от поведения, которое в подобной ситуации ожидалось бы от любого субъекта, преследующего свой имущественный интерес, но не выходящего за пределы осуществления гражданских прав и честной деловой практики;

- направленность поведения хозяйствующего субъекта на получение преимущества, в частности имущественной выгоды или возможности ее извлечения, при осуществлении экономической деятельности за счет иных участников рынка, в том числе посредством оказания влияния на выбор покупателей (потребителей), на возможность иных хозяйствующих субъектов, конкурирующих добросовестно, извлекать преимущество из предложения товаров на рынке, на причинение вреда хозяйствующим субъектам-конкурентам иными подобными способами (например, в результате использования (умаления) чужой деловой репутации).

Для доказывания факта недобросовестной конкуренции необходимо установление как специальных признаков, определенных нормами статей 14.1 - 14.7 Закона, так и общих признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, статьей 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Тем самым, при доказывании недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, при рассмотрении настоящего дела необходимо установить следующие обстоятельства:

- дата регистрации права на средство индивидуализации у заявителя и ответчика;

- использование спорного средства индивидуализации в предпринимательской деятельности ответчиком и заявителем;

- сходство до степени смешения средств индивидуализации ответчика и заявителя;

- известность средства индивидуализации ответчику и потребителям на момент регистрации сходного наименования;

- осуществление ответчиком и заявителем деятельности на одном товарном рынке.

Комиссией Алтайского краевого УФАС России установлены следующие обстоятельства.

Право на использование фирменного наименования, включающего в себя словосочетание «Деловые Линии», возникло у ответчика – ООО «Деловые линии Алтая» 05 июня 2020 года, с момента внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц за номером 1202200016083.

У заявителя - ООО «Деловые Линии» такое право возникло 10 декабря 2002 года, также с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи (ОГРН 1927810306259).

Изложенное свидетельствует о приоритете заявителя на использование исключительного права на фирменное наименование, включающее в себя спорное словосочетание (принцип старшинства права).

Из материалов дела следует, что ООО «Деловые Линии» широко известно потребителям на рынке грузоперевозок.

Общество активно рекламирует свои услуги с использованием фирменного наименования и товарных знаков как в сети Интернет, так и с использованием материальных носителей рекламной информации (визитки, листовки, бейджи, фирменные конверты, фирменные бланки, рекламные конструкции (баннеры) и т.п.), затрачивая немалые денежные средства (представлена сводная таблица о расходах).

За время работы ООО «Деловые Линии» получило общественное признание как ответственный грузоперевозчик и партнер с хорошей деловой репутацией, что подтверждается наличием сертификатов, грамот и благодарностей.

ООО «Деловые Линии» имеет 245 подразделений в 199 городах России, в том числе обособленное подразделение в Алтайском крае; география доставки – 90% населенных пунктов в России, а также Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения, Восточная Азия, Европа и Америка. Является лидером среди транспортных компаний по размеру собственного автопарка: порядка 4 тысяч машин ведущих мировых и российских производителей.

ООО «Деловые Линии» создан официальный сайт в сети Интернет, а также официальные аккаунты и страницы в следующих социальных сетях: «ВКонтакте» (https://vk.com/dellin_ru), «Одноклассники» (https://ok.ru/dellin.rus), «Instagram» (https://www.instagram.com/dellin_ru/), «Facebook» (https://www.facebook.com/dellin.ru/), «YouTube» (https://www.youtube.com/channel/UCLXWYW2Pb6Y1wpTL05nC8fg).

Таким образом, ООО «Деловые Линии» имеет многолетнюю известность и определенную репутацию среди потребителей, в том числе Алтайского края, как грузоперевозчик, широко использующий свое фирменное наименование и товарный знак. Тем самым, ООО «Деловые Линии Алтая», регистрируя свое фирменное наименование, в том числе сокращенное, в июне 2020 года, не могло не знать о существовании на рынке конкурента в лице ООО «Деловые Линии». Ответчик объективно мог и должен был располагать информацией о фирменном наименовании заявителя – ООО «Деловые Линии».

В связи со значительными объемами деятельности, известностью
ООО «Деловые Линии» на рынке перевозок, проведением активной рекламной компании на протяжении более 10 лет, известность наименования «Деловые Линии» не вызывает у Комиссии Алтайского краевого УФАС России обоснованных сомнений.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что учредитель и руководитель ООО «Деловые линии Алтая» Ващенко Владимир Александрович, являющийся также индивидуальным предпринимателем, ИНН 222207763066, зарегистрирован на сайте ATI SU (крупнейшая биржа автомобильных перевозок по России и СНГ) как участник.

ООО «Деловые Линии» зарегистрировано на указанном сайте грузоперевозчиков с 2014 года.

В карточке ИП Ващенко В.А. (основной вид деятельности – деятельность автомобильного грузового транспорта) имеется связанная фирма ООО «Деловые линии Алтая».

В карточке ООО «Деловые линии Алтая» имеются две связанные по учредителю и руководителю – Ващенко В.А. фирмы – ООО «Автопарк Алтай» (деятельность автомобильного грузового транспорта) и ООО «Автопарк» (деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками), находящееся в стадии ликвидации.

Указанное свидетельствует об осуществлении деятельности в области перевозок, причем такую деятельность может осуществлять как ИП Ващенко В.А., так и ООО «Деловые линии Алтая», и ООО «Автопарк Алтай».

Кроме того, факт сдачи ООО «Деловые линии Алтая» налоговой декларации за 2020 год по коду 49.41 (деятельность автомобильного грузового транспорта) свидетельствует об осуществлении Обществом деятельности в качестве экспедитора/перевозчика.

Вместе с тем, директором ООО «Деловые линии Алтая» Ващенко В.А. предоставлены пояснения, согласно которым организация с марта 2021 года фактически деятельность не осуществляет, юридическое лицо находится в стадии ликвидации.

Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю на запрос антимонопольного органа сообщено, что ООО «Деловые линии Алтая» является действующим юридическим лицом, представлены сведения о налоговых декларациях за 2020- 2021 годы, указывающие на осуществлении Обществом деятельности в 2020 году.

В пункте 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» указано, что вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта; вопрос о сходстве до степени смешения двух словесных обозначений, применяемых на товарах истца и ответчика, может быть разрешен судом с позиции потребителя и специальных знаний не требует.

Применяя по аналогии позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в пункте 13 указанного Информационного письма, Комиссия Алтайского краевого УФАС России оценивает фирменные наименования ответчика и заявителя с позиции потребителя, учитывая при этом также следующее.

В пункте 41 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и коллективных знаков, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 20.07.2015 №482 (далее – Правила), установлено, что обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.

Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.

1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;

2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;

3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.

Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.

Согласно пункту 7 Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов, утвержденного Приказом ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 № 12, обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. При этом необходимо учитывать, что обозначения являются сходными до степени смешения, если одно обозначение воспринимается потребителем за другое или если потребитель понимает, что речь идет не об одном и том же обозначении, но полагает, что оба обозначения принадлежат одному и тому же изготовителю.

Вывод о сходстве до степени смешения обозначений делается на основе восприятия не отдельных элементов, а общего впечатления, которое производят это обозначение и товарный знак в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг.

Оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого, в том числе с учетом неохраняемых элементов, которые могут присутствовать в составе заявленного обозначения. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих словесных или графических элементов, их композиционного и цветового решения. Исходя из того, что обозначения могут быть представлены в виде слова, сочетания слов, звуков и т.д., общее впечатление может быть зрительным и/или слуховым.

При подготовке вывода о степени угрозы смешения сравниваемых товарных знаков и обозначений нет необходимости устанавливать или доказывать, что все потребители соответствующих товаров и/или услуг будут смешивать сравниваемые обозначения. Действующее законодательство не предполагает необходимости представления доказательств фактического смешения сравниваемых товарных знаков и обозначений. Разрешение ситуаций, связанных с угрозой смешения сравниваемых товарных знаков и обозначений, осуществляется на основании оценки вероятности смешения товарных знаков и обозначений в том виде, в котором они заявлены или охраняются.

Комиссией Алтайского краевого УФАС России установлено, что между фирменными наименованиями ООО «Деловые Линии» и ООО «Деловые линии Алтая» имеется существенное звуковое сходство, обоснованное присутствием в фирменных наименованиях звукосочетания «Деловые Линии».

Смысловое сходство наименований обосновывается также наличием сходного словосочетания «Деловые Линии». Данное словосочетание в каждом наименовании несет для рядового потребителя смысловое значение принадлежности к одной компании.

Имеющиеся отдельные отличия в наименовании, а именно слово «Алтая», усиливает смысловое сходство принадлежности к одной компании по следующим причинам.

Слово «Алтая» не несет различительного значения, поскольку широко употребляется большим количеством самых разных компаний, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в регионе, применяется для обозначения географического расположения, при этом потребитель может предположить, что таким расположением является как Алтайский край, так и Республика Алтая, поскольку в силу сложившихся традиций оба региона именуются Алтаем. Данное слово в рассматриваемом случае усиливает впечатление, что ООО «Деловые линии Алтая» является частью ООО «Деловые Линии» – филиалом, подразделением, дочерней компанией и т.п. на территории Алтайского края и Республики Алтай.

Таким образом, Комиссией установлено звуковое, графическое, смысловое сходство между наименованиями «Деловые Линии» и «Деловые линии Алтая» до степени смешения.

Дополнительно Комиссией осуществлен поиск в сети Интернет по запросу «деловые линии Алтая» в поисковых системах «Яндекс» и «Google» (скриншоты страниц от 26 мая 2022 года).

Поисковая система «Яндекс» по ключевым словам «деловые линии Алтая» выдает следующий результат:

- ссылку на сайт ООО «Деловые Линии» https://www.dellin.ru;

- ссылку на сайт https://2gis.ru – содержит заголовок «Деловые Линии, транспортно-экспедиционная компания»;

- ссылку на сайт https://www.rusprofile.ru – содержит заголовок «ООО «Деловые Линии Алтая» Барнаул (ИНН 2222885069);

- ссылку на сайт https://checko.ru – содержит заголовок «ООО «Деловые Линии Алтая» Барнаул – Директор…»;

- ссылку на сайт https://yandex.ru – содержит заголовок «Отзывы о «Деловые Линии», Россия, Алтайский край»;

- ссылку на сайт https://altaiski.flado.ru - содержит заголовок «Адреса филиалов компании Деловые Линии»;

- ссылку на сайт https://maintransport.ru – содержит заголовок «ТК Деловые Линии в Барнауле: адреса терминалов на...»;

- ссылку на сайт https://vembo.ru› – содержит заголовок ООО "Деловые линии алтая" - ОГРН 1202200016083...» и др.

Поисковая система «Google» по аналогичному запросу выдает следующую информацию:

- ссылку на сайт ООО «Деловые Линии» в г.Барнауле

https://barnaul.dellin.ru;

- ссылку на сайт ООО «Деловые Линии» https://www.dellin.ru с заголовком «Доставить груз в Алтай - Деловые линии»;

- ссылку на страницу сайта ООО «Деловые Линиит» https://pr.dellin.ru с заголовком «Деловые Линии» открыли третий терминал на Алтае | ГК...»;

- ссылку на сайт https://spark-interfax.ru – содержит заголовок «ООО «деловые линии алтая» - Барнаул – СПАРК»;

- ссылку на сайт https://www.rusprofile.ru – содержит заголовок «ООО «Деловые Линии Алтая» Барнаул (ИНН 2222885069...»;

- ссылку на сайт https://sbis.ru – содержит заголовок «Деловые Линии Алтая, ООО, ИНН 2222885069 – СБИС»;

- ссылку на сайт https://synapsenet.ru – содержит заголовок «ооо «деловые линии алтая» – Синапс»;

- ссылку на сайт https://zachestnyibiznes.ru – содержит заголовок ооо «деловые линии алтая" инн 2222885069, огрн ...»;

- ссылку на сайт https://checko.ru – содержит заголовок ООО «ДЕЛОВЫЕ ЛИНИИ АЛТАЯ» - Барнаул – Чекко» и др.

Таким образом, при запросе «деловые линии Алтая» поисковые системы «Яндекс» и «Google» выдают информацию как об ООО «Деловые Линии», так и об
ООО «Деловые линии Алтая», смешивая ссылки на сайты с информацией о данных организациях, что подтверждает сходство наименований до степени смешения и подтверждает вывод Комиссии, что фирменное наименование ООО «Деловые линии Алтая» ассоциируется с фирменным наименованием ООО «Деловые Линии», несмотря на отдельные отличия, то есть является схожим до степени смешения.

Приобретение и использование ООО «Деловые линии Алтая» фирменного наименования, схожего до степени смешения с фирменным наименованием ООО «Деловые Линии» направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности за счет создания у потребителя ложного впечатления о том, что это одна компания либо что данные организации связаны друг с другом, например, являются главной и дочерней компанией, головной организацией и её подразделением и т.п.

При этом ответчик, используя фирменное наименование, схожее до степени смешения с фирменным наименованием заявителя, также использует и его многолетнюю известность и репутацию. Такие действия ответчика способствуют экономии его собственных издержек на продвижение средств индивидуализации, а также могут вызвать отток клиентов (контрагентов) от ООО «Деловые Линии».

ООО «Деловые линии Алтая», согласно обстоятельствам дела, данное фирменное наименование использовало в своей предпринимательской деятельности в 2020 году: осуществляло грузоперевозки, вело отчетность и необходимые для предпринимательской деятельности документы, имеет печать фирмы с фирменным наименованием. В 2021 году, исходя из письменных пояснений директора Общества, а также представленной налоговым органом информации, ООО «Деловые линии Алтая» предпринимательскую деятельность не осуществляло, вместе с тем, является действующим, что не исключает в будущем приступить к осуществлению такой деятельности в области грузоперевозок.

Кроме того, информация об ООО «Деловые линии Алтая» представлена в сети Интернет на различных сайтах-агрегаторах, где, в том числе указывается фирменное наименование.

Кроме того, Комиссией Алтайского краевого УФАС России установлено, что ООО «Деловые Линии» для индивидуализации товаров и услуг 14 августа 2021 года зарегистрирован словесный товарный знак № 468307 (приоритет от 21.09.2011г.), который также содержит словосочетание «Деловые линии», входящее в состав фирменного наименования, как заявителя, так и ответчика. И, также такое обозначение используется на печати Общества.

Проведенный Комиссией Алтайского краевого УФАС России визуальный анализ товарного знака , оригинальной части фирменного наименования «Деловые Линии», принадлежащих заявителю, и обозначения «Деловые линии», используемого в фирменном наименовании ООО «Деловые Линии Алтая», а также на печати ответчика, показывает высокую степень сходства сравниваемых обозначений, которые ассоциируются друг с другом, несмотря на отдельные отличия. Ключевую роль играет составное слово «Деловые линии», которое и воспринимается потребителями и ассоциируется с истинным продавцом оказываемых услуг под этим обозначением, то есть с заявителем.

Одновременное использование ООО «Деловые линии Алтая» не только фирменного наименования, схожего до степени смешения с фирменным наименованием заявителя, но и товарного знака , убедительно подтверждает умышленность, направленность таких действий на получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности за счет использования сложившейся деловой репутации ООО «Деловые Линии».

Такие действия могут причинить убытки добросовестному конкуренту –
ООО «Деловые Линии», в том числе в виде упущенной выгоды.

Согласно части 2 статьи 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из определения недобросовестной конкуренции следует, что данная норма не указывает на обязательное причинение убытков как на обстоятельство, устанавливающее факт недобросовестной конкуренции. Для признания указанного факта достаточно наличия доказательств возможности причинения убытков.

Применение ООО «Деловые линии Алтая» наименования, схожего до степени смешения с наименованием заявителя ООО «Деловые Линии», может причинить убытки в виде недополученных доходов (упущенной выгоды) и нанести вред деловой репутации
ООО «Деловые Линии».

Создание смешения направлено на перераспределение спроса, что способно привести к убыткам в виде упущенной выгоды добросовестного конкурента. При этом, бремя доказывания заявителем понесенных им убытков в рамках настоящего дела не предусмотрено для квалификации недобросовестной конкуренции, поскольку в силу прямого указания нормы пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий и доказательств реального ущерба не требуется.

Поскольку виды деятельности ООО «Деловые линии Алтая» и ООО «Деловые Линии» аналогичны, а значит – взаимозаменяемы на рынке, то схожие наименования участников гражданского оборота способны ввести в заблуждение потребителей, пользующихся оказываемыми ими услугами, и привести к смешению хозяйственной деятельности юридических лиц, в том числе путем создания впечатления о причастности ООО «Деловые линии Алтая» к группе компаний «Деловые Линии».

Таким образом, Комиссией установлены следующие обстоятельства, подтвержденные доказательствами:

1) ООО «Деловые Линии» и ООО «Деловые линии Алтая» являются хозяйствующими субъектами-конкурентами,

2) фирменные наименования ООО «Деловые Линии» и ООО «Деловые линия Алтая» сходны до степени смешения,

3) ООО «Деловые Линии» зарегистрировало и активно использовало в предпринимательской деятельности свое фирменное наименование ранее, чем
ООО «Деловые линии Алтая»,

4) действия ООО «Деловые линии Алтая» по приобретению и использованию фирменного наименования, схожего до степени смешения с наименованием ООО «Деловые Линии» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности путем использования сложившейся деловой репутации и известности среди потребителей ООО «Деловые Линии», экономию собственных издержек при продвижении своих услуг,

5) действия ООО «Деловые линии Алтая» противоречат законодательству Российской Федерации (ст. 1474 ГК РФ), обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости,

6) действия ответчика могут причинить убытки (в том числе в виде упущенной выгоды) и нанести вред деловой репутации заявителя ООО «Деловые Линии».

При этом известность фирменного наименования ООО «Деловые Линии» среди потребителей услуг материалами и обстоятельствами дела подтверждается, а также то, что ответчик объективно мог и должен был его знать.

При таких обстоятельствах, в действиях ООО «Деловые линии Алтая» усматриваются все квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции, предусмотренные пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в форме приобретения и использования исключительного права на средство индивидуализации хозяйствующего субъекта-конкурента, что является нарушением части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

Комиссией Алтайского краевого УФАС России в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции 26 апреля 2022 года было принято Заключение об обстоятельствах дела
№022/01/14.4-215/2022. Возражения от лиц, участвующих в деле, в отношении обстоятельств, изложенных в заключении, в материалы дела не поступали.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

С момента возбуждения настоящего дела - 24 марта 2022 года и до даты оглашения резолютивной части настоящего решения – 26 мая 2022 года, ООО «Деловые линии Алтая» не предприняты никакие действия по изменению фирменного наименования, схожего до степени смешения с фирменным наименованием ООО «Деловые Линии» и товарным знаком № 468307; нарушение не устранено. К доводу директора ООО «Деловые линии Алтая» о том, что Общество предпринимательскую деятельность с марта 2021 года не ведет, в связи с чем, фирменное наименование не использует, Комиссия относится критически, поскольку юридическое лицо является действующим, имеет печать, бланки и в любой момент времени может возобновить грузоперевозки; кроме того, такая деятельность до марта 2021 года ответчиком велась, о чем свидетельствует налоговая отчетность.

В соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Нарушение части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции ООО «Деловые линии Алтая» начато 06 июня 2020 года. На момент вынесения решения по настоящему делу доказательства прекращения нарушения отсутствуют.

Руководствуясь частью 1 статьи 14.4, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать актом недобросовестной конкуренции, запрет которой установлен частью 1 статьи 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции», действия ООО «Деловые линии Алтая», ОГРН 1202200016083, ИНН 2222885069, адрес (место нахождения): 656922, Алтайский край, г.Барнаул, Попова ул., 258в, пом./каб Н16/434, связанные с приобретением и использованием исключительного права на средство индивидуализации юридического лица (фирменное наименование), схожее до степени смешения со средством индивидуализации - фирменным наименованием хозяйствующего субъекта – конкурента ООО «Деловые Линии» и принадлежащим ему товарным знаком № 468307.

2. Выдать ООО «Деловые линии Алтая» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны