Решение б/н Решение по делу № 30-ФАС22-АМ/09-14 от 2 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «30» октября 2014г.                            г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «13» ноября 2014г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С <..>

Члены Комиссии:

К<..>

В<..>

Щ<..>

рассмотрев дело № 30-ФАС22-АМ/09-14 по признакам нарушения ИП Орловым (658270, Алтайский край, Угловский район, <..>), ООО «Полет ласточки» (658204, Алтайский край, г.Рубцовск, ул.Дзержинского, 10-4) пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление жителей Угловского района Алтайского края (вх. № 8016 от 28.07.2014)  по вопросу законности и обоснованности снижения цен на услугу по закупу сырого коровьего молока, сдаваемого молокосборщикам владельцами личных подсобных хозяйств.

Из информации, представленной в антимонопольный орган по рассматриваемому вопросу, следует, что на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения на территории Угловского района осуществляют деятельность  следующие хозяйствующие субъекты  (продавцы): ИП Орлов и ООО «Полет ласточки».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» услуги по закупу сырого коровьего молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты – участники товарного рынка услуг по закупу сырого коровьего молока самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Угловского района Алтайского края, установлено, что ценовая ситуация на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения с апреля по июнь  текущего года характеризовалась разными закупочными ценами (от 16 руб. до 18,22 руб. за 1 л.) со снижением к концу рассматриваемого периода до 13, 85 руб. – 13 руб. за 1 л.

В июле и августе 2014 услуги по закупу сырого коровьего молока ИП Орлов  и ООО «Полет ласточки» стали оказывать в Угловском районе по одной и той же цене – 12 руб. за 1 л. сырого коровьего молока.

Продавцами услуг по закупу сырого коровьего молока выступают организации, имеющие возможность для сбора молока: соответствующий автомобильный парк, холодильные установки для охлаждения, временного хранения закупленного молока и дальнейшей перепродажи его организациям-переработчикам.

Покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства  населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе продавца услуг руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Учитывая высокие транспортные издержки на доставку молока до места его первичного охлаждения, владельцы личных подсобных хозяйств не осуществляют доставку самостоятельно. Сбор сырого коровьего молока в Угловском районе и его доставку до места его первичного охлаждения осуществляют молокосборщики непосредственно у владельцев личных подсобных хозяйств района, которые собирают сырое коровье молоко сразу в нескольких подсобных хозяйствах, тем самым минимизируя свои издержки на его доставку. 

Производственные отношения между покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока и лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, строятся на договорной основе, заключаемой, чаще всего, в устной форме. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозтоваропроизводителей не обладает, покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на услуги по закупу сырого коровьего молока устанавливают лица, оказывающие услуги по закупу сырого коровьего молока, которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

Присутствующие в ходе рассмотрения настоящего дела ИП Орлов, а также представитель ООО «Полет ласточки» пояснили, что основными причинами снижения закупочных цен с апреля 2014 года стали увеличение объемов сдаваемого молока, а также снижение цен предприятиями-переработчиками, с которыми у ИП Орлова и ООО «Полет ласточки»  заключены договоры на поставку.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

ООО «Полет ласточки» осуществляет деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в таких населенных пунктах Угловского района Алтайского края, как с.Борисовка, с.Коростели, с.Куйбышево; ИП Орлов осуществляет деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока как в с.Борисовка, с.Коростели, так и в других  населенных пунктах Угловского района Алтайского края. Таким образом, ИП Орлова и ООО «Полет ласточки» являются конкурентами на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в географических границах Угловского района Алтайского края, поэтому на них распространяются запреты, установленные в пункте 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рассматриваемой ситуации, действительно, имело место снижение цен в весенне-летний период 2014г. предприятиями-переработчиками молока, с которыми у ИП Орлова и ООО «Полет ласточки» заключены договоры на поставку.

Однако, из представленных документов и материалов, следует, что указанные выше хозяйствующие субъекты в последующем осуществляют поставку молока разным предприятиям-переработчикам и по разным ценам, о чем свидетельствуют копии договоров поставки и приложений к ним.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что ИП Орлов и ООО «Полет ласточки» несут различные издержки по закупу сырого коровьего молока, т.к. различной является структура и объем затрат на его закуп с учетом стоимости одного литра молока.

Таким образом, вышеизложенное дает основание отрицать наличие объективных условий, в равной степени влияющих на ИП Орлова и ООО «Полет ласточки»  для установления и поддержания одинаковых цен на услуги по закупу сырого коровьего молока в июле-августе 2014 года на территории Угловского района Алтайского края.

Необходимо также принять во внимание, что снижение  закупочных цен на сырое коровье молоко до одного уровня выгодно предпринимателям  по следующим основаниям:

- отсутствие конкурентного соперничества на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания покупателей услуг, предложения новых форм сервиса и т.д.;

- за счет различного уровня затрат на услуги по закупу сырого коровьего молока и разницы цены поставки молока предприятиям-переработчикам предприниматели имеют возможность получать разный доход в рамках одной закупочной цены на молоко.      

При установлении и поддержании лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, одинакового уровня цен,  достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке услуг по закупку сырого молока.

Только заключенные соглашения между лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, направленные на установление одинаковых цен, создают ситуацию, когда покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока в большинстве случаев не имеют возможности выбора иных лиц, оказывающих данную услугу, с другими ценами закупки, поскольку других рынков сбыта практически нет.

Доказательством наличия соглашения, заключенного между ИП Орловым и ООО «Полет ласточки», направленного на установление и поддержание одинаковых цен  на услугу по закупу сырого коровьего молоко в июле-августе 2014г. в Угловском районе Алтайского края, является поведение (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которое  приводит к отказу от соперничества на рынке оказания услуг по закупку молока посредством совершения одинаковых действий при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Действия ИП Орлова и ООО «Полет ласточки», выразившиеся в установлении и поддержании одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в июле-августе 2014 года на территории Угловского района, являются результатом заключенной устной договоренности (соглашения) и противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно информации, направленной ИП Орловым и ООО «Полет ласточки» к  заседанию Комиссии УФАС по Алтайскому краю, состоявшемуся 30.10.2014г.,  с 1 сентября 2014 года цена услуги по закупу сырого коровьего молока у владельцев личных подсобных хозяйств на территории Угловского района Алтайского края у ИП Орлова и ООО «Полет ласточки» различная, что подтверждается копиями представленных документов.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ИП Орлова  и ООО «Полет ласточки» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения соглашения и участия в соглашении, что привело к  установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в июле-августе 2014 года на территории Угловского района Алтайского края.
  2. Не выдавать ИП Орлову и ООО «Полет ласточки» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции,  в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и прекратить дело в отношении  ИП Орлова и ООО «Полет ласточки».

<..>

      

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны