Решение (комиссия) №АК/9839/23 решение от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/07/3-1490/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 декабря 2023 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 12 декабря 2023

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия УФАС), в составе:

Председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

<...> – начальника отдела контроля органов власти;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

с участием представителей:

от заявителя – ИП Ф<...> (<...>) – <...> по доверенности;

от заказчика – ФГБОУ ВО «Алтайский <...>» (<...>) – <...> по доверенности,

рассмотрев жалобу ИП Ф<...> на действия заказчика – ФГБОУ ВО Алтайского ГАУ при проведении открытого электронного аукциона на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, устройств спасательных рукавных пожарных стационарных, систем дымоудаления, систем охранного IP- видеонаблюдения и видеорегистрации, охранной сигнализации, системы контроля и управления доступом для нужд ФГБОУ ВО Алтайского ГАУ (извещение № 32312944406), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ИП Федоровой В.Г. на действия заказчика – ФГБОУ ВО Алтайского ГАУ при проведении открытого электронного аукциона на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, устройств спасательных рукавных пожарных стационарных, систем дымоудаления, систем охранного IP- видеонаблюдения и видеорегистрации, охранной сигнализации, системы контроля и управления доступом для нужд ФГБОУ ВО Алтайского ГАУ (извещение № 32312944406).

Заявитель в своей жалобе указывает, на то, что согласно закупочной документации электронной аукцион проводился между субъектами малого и среднего предпринимательства, вместе с тем заказчик данное ограничение не реализовал на электронной площадке РТС-Тендер согласно регламенту, в связи с чем, заявитель не смог реализовать свое право на участие в обжалуемом аукционе потому что, на участие поставщиков в закупках на общих основаниях предполагает наличие обеспечительного фонда (депозита) на участие в закупках и оплату тарифа на электронной площадке.

В случае если, закупка проводилась бы между субъектами малого и среднего предпринимательства, то со стороны участника не требовалось бы наличия депозита, т.е. свободное участие без дополнительных денежных затрат.

Таким образом, заказчик не обеспечил свободное участие для субъектов малого и среднего предпринимательства.

На заседании Комиссии УФАС представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель заказчика признала нарушение и пояснила, что заявитель мог бы заранее обратиться к заказчику с разъяснением и тогда можно было бы внести соответствующие изменения до окончания подачи заявок.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

10.11.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчиком опубликовано извещение № 32312944406 на оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, устройств спасательных рукавных пожарных стационарных, систем дымоудаления, систем охранного IP- видеонаблюдения и видеорегистрации, охранной сигнализации, системы контроля и управления доступом для нужд ФГБОУ ВО Алтайского ГАУ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, которые сводятся к тому, что Заказчик в соответствии с закупочной документацией фактически организует и проводит закупку для субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом заказчиком при размещении сведений с использованием программно-аппаратных средств ЕИС и ЭТП установлено, что закупка осуществляется на общим основании, без ограничения количества участников в виде исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч. 1 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 3 раздела 1 «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе № 3/2023 на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, устройств спасательных рукавных пожарных стационарных, систем дымоудаления, систем охранного IP- видеонаблюдения и видеорегистрации, охранной сигнализации, системы контроля и управления доступом для нужд ФГБОУ ВО Алтайского ГАУ, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (ред. от 20.12.2022) "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Положение N 1352) закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках (далее соответственно - положение о закупке, Федеральный закон), торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 2.4 Письма Минфина России от 06.11.2018 N 24-06-08/79659 "Об осуществлении закупок в электронной форме" оператор электронной площадки вправе взимать плату с лица, с которым заключается договор, в размере, не превышающем 5 тыс. рублей без учета налога на добавленную стоимость, по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемой в соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением N 32312944406 аукцион проводится с использованием программно-аппаратных средств электронной торговой площадки ООО "РТС-Тендер" (www.rts-tender.ru).

Комиссия УФАС, изучив извещение N 32312944406, а также карточку закупки, размещенную на официальном сайте ООО "РТС-Тендер" (www.rts-tender.ru) отмечает, что в извещении в ЕИС, а также на сайте ЭТП отсутствует информация о том, что закупка осуществляется только с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанное подтверждается следующим.

В соответствии с официальными данными о действующих тарифах на участие в закупках по Закону о закупках, установленных ООО "РТС-Тендер", стоимость участия в таких закупках зависит от того, организует ли Заказчик закупку на общих основаниях, либо только для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, в соответствии с данными официального сайта ООО "РТС-Тендер" тариф для участника закупки, участие в которой могут принимать только субъекты малого и среднего предпринимательства, составляет 0 рублей при проведении конкурентной закупки с участием только субъектов МСП с НМЦ до 100 000 рублей (включительно), 1% от НМЦ, но не более 5 000 рублей (не включая НДС) при проведении конкурентной закупки с участием только субъектов МСП с НМЦ свыше 100 000 рублей (Плата взимается с лица, с которым заключается договор по результатам проведения электронной процедуры, в том числе признанного уклонившимся от заключения договора).

В свою очередь, разовое участие в закупке, проводимой в соответствии с Законом о закупках на общих основаниях, при подаче заявки по конкретному лоту варьируется от 0 рублей до 24 900 рублей в зависимости от размера НМЦ.

В соответствии с перечнем тарифов ООО "РТС-Тендер" при подаче заявки на участие в конкурентной закупке, проводимой на общих основаниях в порядке, установленном Законом о закупках, при условии, что начальная максимальная цена договора составляет от 1 000 000,01 рублей до 3 000 000 рублей составляет 6900 рублей.

Согласно документации начальная максимальная цена договора составляет 1 065 000,00 рублей. Учитывая изложенное, для подачи заявки с использованием программно-аппаратных средств ЭТП "РТС-Тендер" потенциальный участник закупки должен заплатить 6 900 рублей. При этом, по смыслу действующего законодательства, в случае, если закупка проводится исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства тариф за участие в закупке не может превышать 5000 рублей.

Таким образом, установление Заказчиком в Документации правил о проведении закупки только для субъектов малого и среднего предпринимательства одновременно с размещением извещения в ЕИС, сведений на официальном сайте ЭТП без учета особенностей закупок с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства недопустимо и может привести к ограничению конкуренцию.

Учитывая изложенное, жалоба признается Комиссией УФАС обоснованной, в действиях Заказчика устанавливается нарушение п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

С учетом пояснений заявителя, о том, что зная какое последнее ценовое предложение поступило от победителя, и что заявитель в таком случае не претендует на участие в данной закупке, Комиссией принято решение предписание не выдавать.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Ф<...> – обоснованной.

2. Передать материалы жалобы должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

<...>

 

Члены комиссии:

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

2023-9842

 

 

Связанные организации

ФГБОУ ВО Алтайского ГАУ
ИНН 2221016531, ОГРН 1022200900479