Решение б/н Решение и предписание по делу №32-ФАС22-Р/04-18 о нарушении ... от 13 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №32-ФАС22-Р/04-18

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: 

Председатель Комиссии:   

Б <….>  –врио заместителя руководителя управления,

Члены Комиссии:

К<….>  - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

П<….>   – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №32-ФАС22-Р/04-18 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе по факту распространения и размещения в г.Бийске рекламы на маршрутном автобусе №23 ООО МКК «Виктория»

в отсутствии заявителя (уведомлен надлежащим образом),

с участием лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона «О рекламе», рекламораспространителя ООО МКК «Виктория»  (ИНН 2221232356) в лице представителя, директора Ч<….>  .

УСТАНОВИЛА:

  В Алтайское краевое УФАС России на рассмотрение поступило заявление гражданина РФ  о принятии мер в отношении размещенной на маршрутном автобусе №23 в г.Бийске рекламы ООО МКК «Виктория» о предоставлении «займов под залог ПТС, авто, недвижимости от 3№…» (вхд.№184371 от 17.04.2018г.).     

Заявитель, обращаясь в антимонопольный орган, указывает, что им был осуществлен звонок по телефону 8(3854) 777021 указанному в рекламе, с целью узнать можно ли заложить птс под 3% и получить 30 000 рублей, но ему ответили, что такую сумму могут дать под 10%. 

В доказательство размещения и распространения рекламы заявителем представлена фотография маршрутного автобуса №23 с рекламой следующего содержания: « Займы под залог ПТС (авто остается у вас) АВТО НЕДВИЖИМОСТИ от 3% www.money22.ru  ООО МКК Виктория 8(3854) 777-021 Расчет процентов по дням Перезалог из ломбардов под меньший процент Срочный выкуп автомобилей Кредитная история не важна…. Подробности акции уточняйте по телефону…указан номер телефона…».

Заявитель считает, что в действиях ООО МКК «Виктория» усматриваются признаки нарушения п.4 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе», поскольку в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы дела, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 

Рассматриваемая информация полностью соответствует определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания к рекламируемой ООО МКК «Виктория» услуге по выдаче займов, а также направлена на поддержание интереса к микрокредитной организации «Виктория».

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе выступает преимущественно услуга по предоставлению займов.

Антимонопольным органом установлено, что ООО МКК «Виктория» включено в реестр микрорфинансовых организаций 25  октября  2017 года. 

Поскольку ООО МКК «Виктория» зарегистрировано как микрокредитная организация, то его профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

В силу пункта 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом  от 21.12.2013 № 353-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О потребительском кредите (займе)».

Из материалов заявления следует, что гражданин обратился по телефону в ООО МКК «Виктория» за выдачей займа в размере 30 000тыс   под залог ПТС под 3%, однако ему ответили, что возможно получить займ под 10%.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о займе), потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования; 

кредитор - предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя; 

профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В соответствии со статьей 4 Закона о займе профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Согласно статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции», финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. 

Федеральный закон «О рекламе» предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются». 

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. 

При этом под товаром настоящий Федеральный закон понимает продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите «займе»), для заемщика и влияющее на нее.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)(Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе").

Кроме того, согласно ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно представленным ООО МКК «Виктория» правилам предоставления микрозаймов к условиям предоставления и возврата займа относятся (ст.5): валюта, в которой выдаются займы-рубль; виды потребительского кредита(займа)-микрозайм; минимальный размер микрозайма-1 000 рублей;  максимальный размер микрозайма устанавливается индивидуально для каждого заемщика, но не превышает 500 000 рублей;  минимальный срок займа-1 месяц;  максимальный срок предоставления микрозайма 24 месяца; применяются примененные процентные ставки за пользование микрозаймом в соответствии с Указанием Банка России от 29.04.2014 №3249-У «О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа);  диапазоны значений полной стоимости микрозайма определяются в соответствии со среднерыночными значениями полной стоимости потребительских кредитов (займов) (ПСК) рассчитаными Банком России в соответствии с Указанием Банка России от 29 апреля 2014 года №349-У «О порядке определения Банком России категории потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа); возврат микрозайма и уплаты процентов осуществляется ежемесячно, согласно графику платежей, который является неотъемлемой частью договора; период начисления процентов начинается со дня, следующего за днем получения заемщиком денег в кассу заимодавца и заканчивается днем поступления денег на расчетный счет заимодавца либо в кассу заимодавца.Проценты начисляются в соответствии с ч.2 ст.809 ГК РФ до дня возврата суммы займа. При начислении процентов количество дней в году принимается за 365, а количество дней в месяце-фактическое.В случае пользования займом неполный месяц, то есть дней в месяце менее 30, проценты начисляются за время фактического пользования займом; заемщик имеет право прекратить действие договора путем досрочного погашения предоставленного займа и уплаты процентов за время фактического пользования суммой займа, при этот отсчет месяца начинается с даты предыдущего платежа по графику платежей; размер неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату потребительского кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму потребительского кредита (займа) не может превышать двадцать процентов годовых в случае, если по условиям договора потребительского займа (микрозайма) на сумму потребительского кредита (займа) проценты за соответствующей период нарушения обязательств начисляются, или в случае, если по условиям договора потребительского кредита (займа) проценты на сумму потребительского кредита (займа) за соответствующий период нарушения обязательств не начисляются 0,1 процента от суммы просроченной задолженности за каждый день нарушения обязательств; неустойка (штраф, пени) по микрозайму и процентам за пользование начисляется на сумму фактической задолженности, начиная с даты, следующей за датой образования задолженности и до даты полного погашения.

В рассматриваемой рекламе размещенной на маршрутном автобусе №23 в г.Бийске  указано одно условие, влияющее на стоимость займа «от 3%», остальные условия, определяющие полную стоимость займа, отсутствуют.

ООО «Автограф Групп» («Исполнитель») и ООО МКК «Виктория» («Заказчик») заключили Договор на выполнение работ от 09 ноября 2017 года, согласно которому ООО «Альфа Групп» обязуется на условиях и в сроки, установленные настоящим договором выполнить печать полноцветного изображения на самоклеющейся пленке-9 (девять) м2 (Метр квадратный), а также выполнить услуги- разработку дизайн-проекта и транспортные услуги по доставке рекламных материалов.

В заседании Комиссии представитель ООО МКК «Виктория» директор- Ч<….>   нарушение признал, сообщил, что разработку и утверждение, рассматриваемого макета рекламы осуществлял лично.

Таким образом, Комиссией установлен факт нарушения в размещенной рекламе на маршрутном автобусе №23 в г.Бийске требований  ч.7 ст.5,  ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

Признаки нарушения п.4. ч.3 ст.5  Федеральным законом «О рекламе» не подтвердились, поскольку заявителем  доказательств  невозможности получения займа под 3% не предоставлено.

Согласно статье 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст.5, ч.3 ст.28 Федерального закона, несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. 

Комиссией установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Виктория» (юридический адрес: Алтайский край, город Барнаул, улица Северо-Западная, дом 28б, офис 21, ИНН 2221232356; местонахождение  в г.Бийск: 659316, Алтайский край, г. Бийск, ул. Чайковского, 95, офис 303).

Руководствуясь, часть 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу,  размещенную на маршрутном автобусе №23 в г.Бийске, следующего содержания: « Займы под залог ПТС (авто остается у вас) АВТО НЕДВИЖИМОСТИ от 3% www.money22.ru  ООО МКК Виктория 8(3854) 777-021 Расчет процентов по дням Перезалог из ломбардов под меньший процент Срочный выкуп автомобилей Кредитная история не важна…. Подробности акции уточняйте по телефону…указан номер телефона…», поскольку в ней нарушены ч.7 ст.5, ч.3 ст.28  Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО МКК «Виктория» (ИНН  2221232356)  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России,  для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 23 мая 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии             Б<….> 

Члены Комиссии        К<….>                                             П<….>  

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №40
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
 
23 мая 2018г г.Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Б<….> - врио заместителя руководителя управления,
Члены Комиссии:
К<….> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
П<….> - специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 23 мая 2018 года, по делу №32-ФАС22-Р/04-18 о признании ненадлежащей рекламы, по факту распространения и размещения в г.Бийске рекламы на маршрутном автобусе №23 ООО МКК «Виктория», поскольку при ее распространении и размещении нарушены требования ч.7 ст.5, ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44,45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.ООО МКК «Виктория» (Алтайский край, город Барнаул, улица Северо-Западная, дом 28б, офис 21, ИНН 2221232356) в двадцатидневный срок со дня вынесения предписания, прекратить распространение и размещение ненадлежащей рекламы, по которой принято решение по делу.
2. ООО МКК «Виктория» (Алтайский край, город Барнаул, улица Северо-Западная, дом 28б, офис 21, ИНН 2221232356) представить в управление Федеральной Антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 06.06.2018г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить штраф.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель комиссии Б<….>
Члены комиссии К<….>
П<….>

Связанные организации

Связанные организации не указаны