Решение №3905/9 Жалоба ООО «Барнаульское Автотранспортное предприятие», ООО ... от 19 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/10/18.1-616/2020

 

14 августа 2020 г.                                                                                                                   г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Комиссия УФАС), в составе:

Председатель Комиссии:

С<...>– врио руководителя управления,

Члены Комиссии:

О<...> – начальник отдела контроля органов власти;

Б<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

с участием представителей:

от заявителя - ООО «Барнаульское автотранспортное предприятие» (ИНН 2222827684, ОГРН 1142223010380), ООО «Бизнес-Авто» (ИНН 2221222630, ОГРН 1152225018923) и ИП М<...> (ИНН 220411048624, ОГРНИП 308220408400030) и их товариществ – Ф. (по доверенности);

от организатора конкурса - комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула (ИНН 2225122570, ОГРН 1112225008103) – Н. (по доверенности), Е. (по доверенности);

от комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок г. Барнаула № 33, 77, 121 – член комиссии Н,

от участника конкурса - простого товарищества ООО «АвтоРетейл» (ИНН 2225178981, ОГРН 1172225004390) и ООО «АТП «АГАС-Транс» (ИНН 2225102894, ОГРН 1092225003353) – Р (по доверенности).

рассмотрев жалобу ООО «Барнаульское Автотранспортное предприятие», ООО «Бизнес Авто» и ИП М<...> (простых товариществ) (вх. № 209743 от 30.07.2020) в отношении конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула № 33, № 77, № 121 по нерегулируемым тарифам (приказ о проведении конкурса от 16.06.2020 № 40), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Барнаульское Автотранспортное предприятие», ООО «Бизнес Авто» и ИП М<...> (простых товариществ) (вх. № 209743 от 30.07.2020) в отношении конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула № 33, № 77, № 121 по нерегулируемым тарифам (приказ о проведении конкурса от 16.06.2020 № 40).

Из содержания жалобы следует, что комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на основании приказа № 40 от 16.06.2020 объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула № 33, № 77, № 121 по нерегулируемым тарифам.

Так как между ООО «Барнаульское Автотранспортное предприятие», ООО «Бизнес Авто» и ИП М<...> заключено два договора простого товарищества, последними было принято решение подать заявки для участия в оспариваемом конкурсе.

Согласно протоколу № 1 заседания комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула № 33, № 77, № 121 по нерегулируемым тарифам заявки простого товарищества ООО «Барнаульское Автотранспортное предприятие», ООО «Бизнес Авто» и ИП М<...> по лотам № 1 (маршрут № 33) и лоту № 3 (маршрут № 121) и заявка простого товарищества ООО «Бизнес Авто», ООО «Барнаульское Автотранспортное предприятие» и ИП М<...> по лоту № 2 (маршрут № 77) не соответствуют требованиям абз. 3 п. 4.5 Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации г. Барнаула № 1633 от 11.08.2016 (далее – Положение № 1633), а именно: не представлены справки налогового органа об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период (заявки поданы в июле, при этом справки в составе заявки датированы июнем).

Отклонение заявок по указанному основанию, по мнению подателей жалобы, противоречит порядку проведения торгов.

Представитель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула, член конкурсной комиссии с доводами жалобы не согласилась и пояснила, что согласно п. 3.1 Положения № 1633, заявки предоставляются с приложением документов, в том числе, справки налогового органа об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период.

Указанная норма полностью соответствует п. 4 ч. 1 ст. 23 Федеральным законом 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ).

При этом, Федеральный закон № 220-ФЗ не устанавливает  какой-либо даты, по состоянию на которую участник конкурса должен соответствовать указанному требованию.

Согласно ч. 1 ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый кварта, второй квартал и третий квартал календарного года.

Таким образом, в заявках, поданных в третьем квартале, должна быть информация об исполнении обязательств второго квартала.

Заявки подателя жалобы были сформированы и поданы для участия в оспариваемом конкурсе в июле, в то время как справки налогового органа сформированы на даты 01.07.2020, 15.06.2020, 26.06.2020.

Кроме того, члены конкурсной комиссии не располагают сведениями о системе налогообложения участников открытого конкурса.

Представителем простого товарищества ООО «АвтоРетейл» и ООО «АТП «АГАС-Транс» представлены письменные возражения.

В соответствии с ч. 141 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение жалобы откладывалось до 14.08.2020г.

07.08.2020 в адрес антимонопольного органа от заявителей поступило ходатайство о приостановлении конкурных процедур до рассмотрения жалобы по существу.

14.08.2020 Комиссией УФАС вышеуказанное ходатайство оставлено без удовлетворения ввиду того, что при принятии к рассмотрению жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» полномочия антимонопольного органа ограничиваются возможностью приостановления торгов только в части заключения договора (письмо ФАС России от 24.09.2019 N РП/83261/19).

14.08.2020 представитель ООО «Барнаульское Автотранспортное предприятие», ООО «Бизнес Авто» и ИП М<...> на доводах жалобы настаивала.

Представители организатора торгов и простого товарищества ООО «АвтоРетейл» и ООО «АТП «АГАС-Транс» возражали против удовлетворения жалобы, представили дополнительные пояснения.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом № 220-ФЗ.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ).

Положение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок г. Барнаула по нерегулируемым тарифам утверждено постановлением администрации г. Барнаула от 11.08.2016 № 1633.

16.06.2020 г. комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула издан приказ № 40 о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок г. Барнаула № 33, № 77, № 121 по нерегулируемым тарифам.

Период подачи заявок: с 17.06.2020 по 16.07.2020.

Вскрытие конвертов с заявками – 17.07.2020.

Оценка и сопоставление заявок – с 18.07.2020 по 06.08.2020.

Подведение результатов конкурса – 06.08.2020.

Из текста конкурсной документации следует, что заявки предоставляются с приложением, среди прочего, справки налогового органа об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период.

22.06.2020 на официальном сайте https://barnaul.org организатором конкурса размещены разъяснения к конкурсной документации из текста которых следует, что «претендент самостоятельно определяет дату подачи заявки в комитет с 17.06.2020 по 16.07.2020, соответственно, справки должны быть представлены за последний завершенный отчетный период по состоянию на любую дату в период с даты размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора конкурса (16.06.2020) до даты подачи заявки. Завершенный отчетный налоговый период в Вашем случае также будет зависеть от даты подачи заявки в комитет».

Согласно протоколу № 1 заседания комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула № 33, № 77, № 121 по нерегулируемым тарифам от 23.07.2020 заявка ИП П<...> по лоту № 3 (маршрут № 121), заявка ИП Ф<...> по лоту № 1 (маршрут № 33), заявки простого товарищества ООО «Барнаульское Автотранспортное предприятие», ООО «Бизнес Авто» и ИП М<...> по лотам № 1 (маршрут № 33) и лоту № 3 (маршрут № 121) и заявка простого товарищества ООО «Бизнес Авто», ООО «Барнаульское Автотранспортное предприятие» и ИП М<...> по лоту № 2 (маршрут № 77) не соответствуют требованиям абз. 3 п. 4.5 Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации г. Барнаула № 1633 от 11.08.2016: не представлены справки налогового органа об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период (заявки поданы в июле, при этом справки в составе заявок датированы июнем).

Комиссией УФАС установлено, что к заявкам простого товарищества ООО «Барнаульское Автотранспортное предприятие», ООО «Бизнес Авто» и ИП М<...> по лотам № 1 (маршрут № 33), лоту № 3 (маршрут № 121) от 06.07.2020 и к заявке простого товарищества ООО «Бизнес Авто», ООО «Барнаульское Автотранспортное предприятие» и ИП М<...> по лоту № 2 (маршрут № 77) от 06.07.2020 приложена справка № 60185 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пений, штрафов, процентов по состоянию на 15.06.2020 (справка ООО «Барнаульское Автотранспортное предприятие»), справка № 254675 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пений, штрафов, процентов по состоянию на 15.06.2020 (справка ООО «Бизнес-Авто») и справка 4009129 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пений, штрафов, процентов по состоянию на 26.06.2020 (справка ИП Матусовича Ю.П.).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие, среди прочих, следующему требованию: отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период.

Пунктом 3.1 Положения № 1633 установлено, что заявки на участие в открытом конкурсе предоставляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества или их уполномоченными представителями по форме согласно приложению 1 к Положению в течение 20 рабочих дней со дня размещения извещения о проведении открытого конкурса с приложением, среди прочего, справки налогового органа об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период.

Аналогичное требование установлено в конкурсной документации.

Пунктом 4.5 Положения № 1633 установлены основания для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе:

- несоответствие претендента требованиям, указанным в статье 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ;

- непредставление (предоставление неполного перечня) документов, указанных в пункте 3.1 раздела 3 Положения;

- предоставление недостоверных сведений либо содержание недостоверных сведений в предоставленных документах, указанных в пункте 3.1 раздела 3 Положения;

- нарушение условий пунктов 3.2 - 3.4, 3.9 раздела 3 Положения.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы обязаны представлять налогоплательщикам (плательщикам сборов, налоговым агентам) по их запросам справки о состоянии расчетов указанных лиц по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налоговых органов.

Таким образом, представление налоговыми органами налогоплательщикам (плательщикам сборов, налоговым агентам) справки об отсутствии задолженности по уплате налогов Налоговым кодексом Российской Федерации за последний завершенный отчетный период не предусмотрено.

 Административные процедуры по представлению указанных справок определены Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным Приказ ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@. В настоящее время действующее законодательство предусматривает два вида справок, утвержденных приказом ФНС России от 20.01.2017 №ММВ-7-8/20@ «Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме», а также на приказ ФНС России от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@ «Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме».

Поскольку справка об отсутствии задолженности по уплате налогов за последний завершенный отчетный период непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена, Комиссия УФАС приходит к выводу, что участниками конкурса (подателями жалобы) было исполнено спорное требование конкурсной документации.

Кроме того, позиция конкурсной комиссии о том, что «заявки поданы в июле, при этом справки в составе заявок датированы июнем и как следствие не соответствуют  абз. 3 п. 4.5 Положения № 1633», а также позиция организатора торгов о том, что «справки должны быть представлены за последний завершенный отчетный период по состоянию на любую дату в период с даты размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора конкурса (16.06.2020) до даты подачи заявки. Завершенный отчетный налоговый период в Вашем случае также будет зависеть от даты подачи заявки в комитет» признаются Комиссией УФАС несостоятельными ввиду следующего.

Согласно ч. 1 ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год; отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Таким образом, конкурсная документация либо разъяснения, содержащие требование, указывающее на дату наступления завершенного налогового периода, либо привязывание даты наступления завершенного налогового периода (относительно справки об отсутствии задолженности по уплате налогов за последний завершенный отчетный период) в зависимости от даты подачи заявки на участие в конкурентной процедуре приводит к нарушению порядка проведения торгов, ввиду того, что заявки на участие в торгах подаются в сроки установленные документацией о проведении торгов, при этом формирование заявки, в том числе действия потенциального участника по получению справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов Налоговым кодексом Российской Федерации за последний завершенный отчетный период не может быть привязан организатором торгов к дате подачи заявки, так как действующее законодательство предусматривает разную систему налогообложения у организаций с разными отчетными периодами.

При этом, конкурсная комиссия, принимая решение о соответствии либо несоответствии заявки на участие в конкурсе применительно к наличию справки об отсутствии задолженности по уплате налогов Налоговым кодексом Российской Федерации за последний завершенный отчетный период должна исходить не от даты подачи заявки, а от месяца, в котором было размещено информационное сообщение (в рассматриваемом случае июнь).

Кроме того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что с учетом положений Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и п. 4.4 Положения № 1633 организатор конкурса мог запросить в налоговых органах информацию о деятельности организаций, в том числе в рамках проводимого конкурса.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Барнаульское Автотранспортное предприятие», ООО «Бизнес Авто» и ИП М<...>. (простых товариществ) – обоснованной.
  2. Выдать конкурсной комиссии предписание о совершении действий направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
  3. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                      <...> С

 

 

Члены комиссии                                                                                                                  <...> О

 

 

                                                                                                                                        <...> Б

Связанные организации

Связанные организации не указаны