Решение №997/9 Жалоба №211759 от 10 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/07/3-120/2021

 

 

04 марта 2021 г.                                                                                                                         г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Комиссия УФАС), в составе:

Председатель Комиссии:

К<...> – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

О<...> – начальник отдела контроля органов власти;

Б<...>  – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

с участием представителей:

от заявителя – ООО АКГ «Финансы» (ИНН 5402035027, ОГРН 1175476085949) – Б<...>(по доверенности);

от заказчика – АО «Бийская типография «Катунь» (ИНН 2204088504, ОГРН 1192225006423) –П<...>;

рассмотрев жалобу ООО АКГ «Финансы» (вх. № 211759 от 24.02.2021) на действия организатора торгов – АО «Бийская типография «Катунь» при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (извещение № 32109953173) в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба АКГ «Финансы» (вх. № 211759 от 24.02.2021) на действия организатора торгов – АО «Бийская типография «Катунь» при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (извещение № 32109953173).

Заявитель в жалобе указывает на включение заказчиком в конкурсную документацию избыточных требований к участникам закупки, которые приводят к ограничению конкуренции; нарушение заказчиком законодательства в части предоставления участнику возможности для направления запроса на разъяснение конкурсной документации.

На заседании Комиссии УФАС представитель заявителя на доводах жалобы настаивала.

Представитель заказчика, поддержал позицию, которая была указана в письменных возражениях.

Изучив имеющиеся материалы, документы, представленные заявителем, заказчиком, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность АО «Бийская типография «Катунь» подлежит обязательному аудиту в соответствии с ч. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

АО «Бийская типография «Катунь» осуществляет свои закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон N 307-ФЗ) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом о закупках и указанные в части 4 статьи 5 Закона о закупках, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Комиссией УФАС установлено, что 03.02.2021 на официальном сайте закупок было опубликовано извещение № 32109953173 о проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пунктом 16 информационной карты конкурсной документации установлено, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, Единая комиссия осуществляет оценку заявок, окончательных предложений участников закупки в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, с использованием следующих критериев:

 - цена договора (значимость критерия – 30; коэффициент значимости критерия – 0,3);

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия – 50; коэффициент значимости 0,5);

- качественные характеристики объекта закупки (качество услуг) (значимость критерия – 20; коэффициент значимости – 0,2).

В отношении нестоимостного критерия оценки предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостного критерия оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Так, одним из показателей, раскрывающих критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлен «Опыт проведения аудита общественно значимых хозяйствующих субъектов (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности), проведенных с 2017 по 2019 годы».

По данному показателю комиссия оценивает участников закупки по количеству предоставленных исполненных контрактов (договоров):

- менее 10 – 0 баллов;

- более 10 до 50 – 10 баллов;

- более 50 до 100 – 15 баллов;

- более 100 – 25 баллов.

Подтверждается: копиями исполненных контрактов (договоров) и актов к ним.

По мнению ООО АКГ «Финансы», совокупность противоречия начальной максимальной цены – 255000,00 рублей по сравнению с необходимым опытом с учетом возможности участия субъектов малого и среднего предпринимательства может привести к ограничению количества участников закупки.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 10 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 27 вышеуказанных Правил предусмотрено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Пунктом 29 Правил предусмотрено, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.

Как установлено на заседании Комиссии УФАС показатель критерия "квалификация участника закупки" в части опыта выполнения работ выражен в указании шкалы оценки значений показателя с присвоением определенного количества баллов.

Таким образом, в документации о закупке определены конкретные значения показателя путем указания количества и требований к договорам, а также соответствующее количество присвоенных баллов, что не противоречит пункту 29 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.

На основании изложенного, Комиссия УФАС не усматривает в действиях заказчика нарушения порядка проведения закупки в части указания шкалы оценки заявок по указанному показателю.

Кроме того, порядок определения шкалы оценки заявок является правом заказчика и установление начальной максимальной цены – 255000,00 рублей по сравнения с необходимым опытом (от менее 10 исполненных контрактов до более 100 контрактов с 2017 по 2019гг) не является препятствием для участия в оспариваемой закупке субъектов малого и среднего предпринимательства.

В части довода ООО АКГ «Финансы» о том, что заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки (наличие либо отсутствие сертификата(ов) соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015), Комиссией УФАС установлено следующее.

При оценке заявок по показателю «Наличие у участника закупки сертификата(ов) соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)» комиссия оценивает участников закупки в зависимости от наличия либо отсутствия сертификата(ов) соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015):

- отсутствие сертификата(ов) – 0 баллов;

- наличие сертификатов(ов) – 10 баллов.

Комиссией УФАС по Алтайскому краю установлено, что оспариваемый показатель не является определяющим при выборе победителя закупки, не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке и не свидетельствует о невозможности стать победителем проводимого конкурса, поскольку такой участник не лишен возможности получения максимального количества баллов по иным показателям.

Таким образом, Комиссия УФАС считает довод ООО АКГ «Финансы» о неправомерности включения показателя «Наличие у участника закупки сертификата(ов) соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)» в закупочную документацию необоснованным.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Действия заказчика соответствовали положениям антимонопольного законодательства и не привели к ограничению конкуренции.

Указанные выше обстоятельства с учетом того, что оспариваемые ООО АКГ «Финансы» показатели «Опыт проведения аудита общественно значимых хозяйствующих субъектов (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности), проведенных с 2017 по 2019 годы» и «Наличие у участника закупки сертификата(ов) соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)» установлены для всех участников в равной мере, свидетельствуют об отсутствии в действиях заказчика нарушения порядка проведения торгов и требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции».

В части довода ООО АКГ «Финансы» о нарушении заказчиком действующего законодательства, в части не установления в закупочной документации даты начала и даты окончания срока предоставления участником запроса разъяснений положений документации, Комиссией УФАС установлено следующее.

Согласно п. 10 информационной карты закупочной документации датой начала срока предоставления участникам разъяснений положений документации является 03февраля 2021 года.

Датой окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации - 7 февраля 2020 года.

Согласно части 1 статьи 54.2 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;

Частью 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.

Согласно части 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

В извещении открытого конкурса в электронной форме установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме является 19.02.2021 в 10:00 (МСК+4).

В свою очередь дата окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации в информационной карте открытого конкурса в электронной форме установлена "07" февраля 2020 г.

Следовательно, Заказчик неверно установил дату окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации.

На заседании Комиссии УФАС представитель заказчика пояснил, что в части установления даты окончания срока предоставления разъяснений в закупочной документации допущена опечатка.

Таким образом, в указанной части жалоба ООО АКГ «Финансы» является обоснованной.

При этом, ввиду того, что в ходе проведения оспариваемой закупки запросы на разъяснения положения конкурсной документации не поступали, решения об отказе в даче разъяснений заказчиком не принимались оснований для выдачи заказчику предписания об устранении нарушений порядка проведения закупки не имеется.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО АКГ «Финансы» (ИНН 5402035027, ОГРН 1175476085949) – обоснованной.
  2. Предписание не выдавать.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

Члены комиссии                                                                                                               <...>

 

                                                                                                                                       <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны