Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №34-ФАС22-Р/05-17 от 16 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ  №34-ФАС22-Р/05-17

Решение изготовлено в полном объеме 06 июня 2017 года.                                                              г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: 
<…>
рассмотрев дело №34-ФАС22-Р/05-17, по факту размещения в справочнике «ДубльГис» г.Бийск , рекламы, в которой усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе»,
в отсутствии заявителя (уведомлен надлежащим образом),
в присутствии:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодателя ООО «Гомеопатический центр» Л<…> (по доверенности),
рекламораспространителя ООО «Городские информационные системы» П<…> (по доверенности), 


УСТАНОВИЛА:


в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина РФ (вхд.№174092 от 17.04.2017г.) о размещении в справочнике «ДубльГис» г.Бийск слева под заголовком «Темы месяца 8 из 8», в том числе следующей рекламы: «Центр доктора Бубновского г.Бийск Жизнь без болей 
-Наша специализация:
Кинезитерапия, иглорефлексотерапия, лечебный массаж
-Лечебные программы:
При болях в спине и суставах, нарушении чувствительности конечностей при остеохондрозе, лечение болей в стопе, при болях в плече, руке, шейном отделе, головных болях, головокружениях
-Восстановительные программы:
После компрессионных переломов позвоночника, эндопротезирования крупных суставов
-Профилактические программы:
Профилактика болей в спине у беременных, коррекция нарушений осанки, оздоровительные программы при сахарном диабете 
Здоровье в движении
<…>», в которой усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
В заседании комиссии, состоявшемся 06 июня 2017г., представитель ООО «Гомеопатический центр» Л<…> пояснила, что реклама содержала информацию именно о видах медицинской деятельности, которые оказываются в медицинском центре, а не о конкретных медицинских услугах. В соответствии с законом «О защите прав потребителей» до сведения потребителя, в том числе, должна быть доведена информация о виде деятельности исполнителя. Макет рекламы с ООО «Городские информационные системы» не был согласован. В нижней части «макета» было оставлено место для размещения информации, законодательно предусмотренной для рекламы медицинских услуг. Рекламораспространитель не внес в макет необходимую информацию и произвел размещение рекламы до окончания согласования макета рекламы.
Представитель ООО «Городские информационные системы» П<…> пояснил, что ООО «Городские информационные системы» не изготавливает рекламу. Менеджер по продажам не проверила наличие предусмотренного законодательством предупреждения. Реклама в настоящий момент размещается с предупреждением, предусмотренным для рекламы медицинских услуг.
Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителя ООО «Гомеопатический центр» Л<…>, представителя ООО «Городские информационные системы» П<…>, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в статье 3 Федерального закона «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к центру доктора Бубновского, медицинским услугам, оказываемых центром доктора Бубновского, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
Федеральным законом «О рекламе» установлены специальные требования к рекламе медицинских услуг. 
Согласно ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В распространяемой наружной рекламе такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 5% рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»  медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 27 декабря 2011 г. N 1664н, предусмотрен тип медицинской услуги: «лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)».
Также согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011г. №1664н, к медицинским услугам относятся: 
- общий массаж медицинский, массаж лица медицинский, массаж шеи медицинский и т.д. (А21.01.001 – А21.01.008);
- рефлексотерапия при заболеваниях кожи и подкожно-жировой клетчатки (А21.01.010), рефлексотерапия при заболеваниях костной системы (А21.03.003), рефлексотерапия при заболеваниях органов системы кроветворения и крови (A21.05.001).
Министерство здравоохранения Алтайского края на запрос антимонопольного органа пояснило, что кинезитерапия – одна из форм лечебной физической культуры человека (ЛФК). При выполнении активных и пассивных движений лечебной гимнастики, достигается конкретный терапевтический результат. К методикам кинезитерапии относятся активная кинезитерапия (лечебная физкультура, подвижные игры (для детей) и пассивная (массаж, механотерапия (лечение физическими упражнениями с помощью специальных аппаратов) и метод вытягивания). Кинезитерапия является методом лечения, а также медицинской услугой.
Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг.
Рассматриваемая реклама не содержит предусмотренного Федеральным законом «О рекламе» предупреждения о наличии противопоказаний или необходимости получения консультации специалистов, таким образом, она размещена с нарушением требований ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается, согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей.
Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе», несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо;  рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Гомеопатический центр» (659300, г.Бийск, ул.Красноармейская, д.37), рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Городские информационные системы» (656037, г.Барнаул, пр-т Калинина, д.63).
В связи с тем, что представленный рекламный макет не утвержден ООО «Городские информационные системы» и ООО «Гомеопатический центр», Комиссия считает, что нарушение ООО «Гомеопатический центр» ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе» не подтвердилось.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «Городские информационные системы» ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе», выразившегося размещении в справочнике «ДубльГис» г.Бийска рекламы медицинских услуг, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению или необходимости получения консультации специалистов. Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия приходит к выводу о неподтверждении в ходе рассмотрения дела факта нарушения ООО «Гомеопатический центр» ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
Согласно абз. а) п. 36 Правил рассмотрения антимонопольных дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,


РЕШИЛА:


1. Признать рекламу «Центр доктора Бубновского г.Бийск Жизнь без болей 
-Наша специализация: Кинезитерапия, иглорефлексотерапия, лечебный массаж
-Лечебные программы: При болях в спине и суставах, нарушении чувствительности конечностей при остеохондрозе, лечение болей в стопе, при болях в плече, руке, шейном отделе, головных болях, головокружениях -Восстановительные программы: После компрессионных переломов позвоночника, эндопротезирования крупных суставов -Профилактические программы: Профилактика болей в спине у беременных, коррекция нарушений осанки, оздоровительные программы при сахарном диабете  Здоровье в движении <…>», размещенную в справочнике «ДубльГис» г.Бийска, ненадлежащей.
2. Признать ООО «Городские информационные системы» нарушившим ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
3. Выдать ООО «Городские информационные системы» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Производство по делу в отношении ООО «Гомеопатический центр» прекратить.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного  ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ  №38
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 

06 июня 2017г.                                                                                                 г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: 
    <…>
на основании своего решения от 06 июня 2017г. по делу №34-ФАС22-Р/05-17 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг, размещенной в справочнике «ДубльГис» г.Бийск, поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,


ПРЕДПИСЫВАЕТ:


1. ООО «Городские информационные системы» в десятидневный срок со дня вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение ненадлежащей рекламы, по которой принято решение по делу.
2. ООО «Городские информационные системы» представить в управление Федеральной  антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 июня 2017 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  
<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны