Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/21-856/2019 от 12 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО ПК «ХЛЕБ АЛТАЯ»

<...>

(магазин «Корзинка»)

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/21-856/2019

Решение изготовлено в полном объеме 12 ноября 2019г. г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель:

К<...>  – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

Б<...>  – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

К<...>  – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05-21-856/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в г.Бийске по адресу ул. Краснооктябрьская, д. 232 (магазин «Корзинка») наружной рекламы алкогольной продукции (пива), в которой усматриваются признаки нарушения п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе»,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя ООО ПК «ХЛЕБ АЛТАЯ» (уведомлено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

03 октября 2019г. Алтайским краевым УФАС России выявлен факт распространения в г.Бийске по адресу: ул. Краснооктябрьская, д. 232 (магазин «Корзинка») наружной рекламы алкогольной продукции (пива) следующего содержания: «ПИВНАЯ ЛАВКА АКЦИЯ 2+1 Бийское Подсосновское Барнаульское Форштадское Борихинское»; «ПИВНАЯ ЛАВКА АКЦИЯ 2+1 Бийское Подсосновское Барнаульское Форштадское Борихинское», с изображением пивных стаканов, наполненных пенным напитком, и « БАРНАУЛЬСКОЕ! БОЧКОВОЕ! ТО САМОЕ! ПОДСОСНОВСКОЕ! ЖИВОЕ!», с изображением бочки, хмеля, колосьев, пивного стакана, наполненного пенным напитком, в которой усматриваются признаки нарушения требований п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе».

15 октября 2019г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу №022/05-21-856/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламораспространителя, ООО ПК «ХЛЕБ АЛТАЯ». Рассмотрение дела назначено на 05.11.2019г.

В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее-Правила рассмотрения антимонопольным органом дел), рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, рекламораспространитель - ООО ПК «ХЛЕБ АЛТАЯ» на рассмотрение дела не явилось (о месте и времени рассмотрения дела извещено). В адрес антимонопольного органа ходатайств от Общества об отложении рассмотрения дела не поступало.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ООО ПК «ХЛЕБ АЛТАЯ».

01.11.2019г. на определение о возбуждении дела №022/05-21-856/2019 ООО ПК «ХЛЕБ АЛТАЯ» (вхд. №1914578) распространение рекламы признало, пояснив, что помещение по адресу: г.Бийск, ул. Краснооктябрьская, д.232 (магазин «Корзинка»), принадлежит Обществу на праве Договора аренды. Рассматриваемая реклама изготовлена собственными силами ООО ПК «ХЛЕБ АЛТАЯ». Размещение рассматриваемой рекламы произведено по инициативе кустового директора. Согласно приказу от 31.05.2019г. указанный работник уволен на основании личного заявления. В настоящее время наружная реклама демонтирована.

В качестве доказательства ООО ПК «ХЛЕБ АЛТАЯ» представлены следующие документы и материалы: копия договора аренды от 25.02.2014г., перечень реализуемой алкогольной продукции, копия должностной инструкции, копия приказа о прекращении трудового договора от 31.05.2019г., фотографии устранения нарушения.

05.11.2019 Комиссия, рассмотрев материалы дела и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Обозначенная рекламная информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к рекламируемой алкогольной продукции (пиву), а также производителям реализуемой продукции («Бийское», «Подсосновское», «Барнаульское», «Форштадское», «Борихинское»), способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

В силу статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ОАО «Барнаульский пивоваренный завод»: http://www.bpz.su/, Барнаульский пивоваренный завод производит и реализует, в том числе пиво марки: «Бочковое Барнаульское».

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО «Корс»: http://kors22.ru/catalog/, Подсосновский пивоваренный завод производит и реализует, в том числе пиво марки: «Бочковое» (пиво светлое фильтрованное непастеризованное).

Согласно перечню реализуемой в магазине «Корзинка» алкогольной продукции (пива), представленному ООО ПК «ХЛЕБ АЛТАЯ» (вхд. №1914578 от 01.11.2019г.), в магазине «Корзинка», в том числе реализуется пиво: «Барнаульское живое», «Барнаульское светлое», «Форштадтское Ленинградское», «Бийское светлое», «Борихинсое», «Бочковое живое».

Статьей 21 Федерального закона «О рекламе» установлены требования к рекламе алкогольной продукции.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений.

Исходя из положений статьи 19 Федерального закона «О рекламе» следует, что законодательство о рекламе не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, в связи с чем, рекламной конструкцией является любое техническое средство стабильного размещения.

Действие рассматриваемой рекламы направлено на неограниченное количество лиц, в том числе на тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы алкогольной продукции, посредством рекламной конструкции, то есть способом, обеспечивающим ее свободное восприятие, делает такую рекламу доступной для этих лиц.

В соответствии с ч.4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе», специальные требования и ограничения, установленные в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Федеральным законом «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения.

Согласно Письму ФАС России №АК/76734/18 от 24.09.2018г. «О применении статьи 21 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, содержащей сведения, формирующие интерес к пиву, как напитку, без указания на индивидуализирующие признаки товара, в частности, без конкретных наименований пива, объектом рекламирования алкогольная продукция не выступает.

Однако указание сведений, формирующих интерес к пиву, как напитку, в рекламе, объектом рекламирования которой выступает продавец товаров, позволяет сделать однозначный вывод о том, что объектом рекламирования выступает деятельность такого лица по продаже алкогольной продукции, представляющей собой пиво и напитки, изготовляемые на основе пива.

В рассматриваемой рекламе содержится информация: «…Бийское Подсосновское Барнаульское Форштадское Борихинское…»; «БАРНАУЛЬСКОЕ! БОЧКОВОЕ! … ПОДСОСНОВСКОЕ! ЖИВОЕ!», что указывает на то, что в магазине «Корзинка», реализуется алкогольная продукция (пиво) производства «Барнаульского пивоваренного завода», «Подсосновского пивоваренного завода», «Форштадской пивоварни», «Борихинского пивзвода», в том числе следующих марок: «Барнаульское живое», «Барнаульское светлое», «Форштадтское Ленинградское», «Бийское светлое», «Борихинсое», «Бочковое живое».

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама алкогольной продукции (пива) распространяется ООО ПК «ХЛЕБ АЛТАЯ» с нарушением требований п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно информации, размещенной на вывеске торгового объекта, предпринимательскую деятельность в магазине «Корзинка», расположенном по адресу: г.Бийск, ул. Краснооктябрьская, д. 232, осуществляет ООО ПК «ХЛЕБ АЛТАЯ» (ОГРН 1112204000710).

Материалами дела установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО ПК «ХЛЕБ АЛТАЯ» (ОГРН 1112204000710).

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО ПК «ХЛЕБ АЛТАЯ» п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе», что выражается в распространении наружной рекламы алкогольной продукции (пива).

В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с п. 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссией установлено, что ООО ПК «ХЛЕБ АЛТАЯ» представлены доказательства, подтверждающие прекращение распространения в г.Бийск по адресу: ул. Краснооктябрьская, д. 232, рассматриваемой рекламы алкогольной продукции (пива).

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать рассматриваемую наружную рекламу алкогольной продукции: «ПИВНАЯ ЛАВКА АКЦИЯ 2+1 Бийское Подсосновское Барнаульское Форштадское Борихинское»; «ПИВНАЯ ЛАВКА АКЦИЯ 2+1 Бийское Подсосновское Барнаульское Форштадское Борихинское», с изображением пивных стаканов, наполненных пенным напитком, и « БАРНАУЛЬСКОЕ! БОЧКОВОЕ! ТО САМОЕ! ПОДСОСНОВСКОЕ! ЖИВОЕ!», с изображением бочки, хмеля, колосьев, пивного стакана, наполненного пенным напитком, размещенную и распространенную по адресу: г.Бийск, ул. Краснооктябрьская, д. 232 (магазин «Корзинка»), ненадлежащей, так как при ее распространении нарушены требования п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе».

2.Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с нецелесообразностью.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении ООО ПК «ХЛЕБ АЛТАЯ» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:  К<...>

Члены Комиссии:  Б<...>

 К<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны