Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-288/2023 о нарушении законодател... от 23 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«23» марта 2023 г. г. Барнаул Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе: Председателя: Членов Комиссии: с участием представителей: от заявителя ООО «МЕДПРОФ» – представители не явились, извещены, от заказчика – Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, Н рассмотрев жалобу ООО «МЕДПРОФ» на положения извещения (описания объекта закупки) по закупке № 0217100000423000045 «Поставка слуховых аппаратов для застрахованных лиц, пострадавших на производстве», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), УСТАНОВИЛА: В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «МЕДПРОФ» на положения извещения (описания объекта закупки) по закупке № 0217100000423000045 «Поставка слуховых аппаратов для застрахованных лиц, пострадавших на производстве». В обоснование жалобы заявитель указал, что установленные в техническом задании требования не способствуют развитию рынка российских слуховых аппаратов. Заявитель, проведя анализ в ЕИС установил, что все аукционы поделены между двумя участниками. При этом поставляются слуховые аппараты только зарубежного производства. В соответствии с ГОСТ Р 51024-2012 (п. 5.1.4) допустимое отклонение полного акустического усиления на контрольной частоте или полного УАМЧ от номинального должно быть не более +/- 5 дБ, максимального ВУЗД насыщения, максимального ВУЗД90 или ВУЗД90 на контрольной частоте, ВУС90 на контрольной частоте от номинального должно быть не более +/- 4 дБ. Однако указанные значения не учтены заказчиком при установлении требований к ВУЗД90, что влечет за собой ограничения участников закупки. Заказчиком не учитываются дополнительные отклонения, предусмотренные ГОСТ, а устанавливаются конкретные показатели. Кроме того, заказчик объединил в один лот поставку товаров – слуховых аппаратов (не лицензируемый вид деятельности) и оказание медицинских услуг – настройку слуховых аппаратов (лицензируемый вид деятельности). На основании изложенного просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, выдать предписание, привлечь к административной ответственности. Представитель заказчика пояснила, что описание объекта закупки (техническое задание) было основано на коммерческих предложениях, в том числе содержащих информацию относительно страны происхождения товара, в числе стран указаны как Российская Федерация, так и зарубежные страны. Параметр характеристики товара, предусмотренный ГОСТ Р 51024-2012 (п. 5.1.4) не указан заказчиком при описании объекта закупки, поскольку на заказчика не возложены обязанности использовать (перечислять) все параметры, установленные ГОСТ. При этом, заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 51024-2012. Поставка и настройка слуховых аппаратов технологически и функционально связаны между собой. Кроме того, в соответствии с техническим заданием: настройка слуховых аппаратов должна осуществляться при наличии соответствующей лицензии (сурдологии-отоларингологии). В случае отсутствия вышеуказанных лицензий у Поставщика, Поставщик вправе привлечь соисполнителя, имеющего такую лицензию, что свидетельствует о расширении круга участников закупки. Заслушав представителей, изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам. 10.03.2023 года в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0217100000423000045 «Поставка слуховых аппаратов для застрахованных лиц, пострадавших на производстве». Вместе с извещением на официальном сайте размещено описание и требования к содержанию и составу заявки, а также проект контракта. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки (техническое задание) заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики слуховых аппаратов, требуемых к поставке. В целях эффективного использования бюджетных средств при проведении закупок заказчики при планировании и осуществлении закупки должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Представитель Заказчика пояснила Комиссии, что определенные Заказчиком характеристики закупаемого товара в наилучшей степени отвечают требованиям интересам лиц, в пользу которых осуществляется закупка, что не только не запрещено нормами Закона о контрактной системе, но и является одной из его целей - достижение максимального итогового результата качества закупки при эффективном использовании бюджетных денежных средств. Параметры технических, функциональныхи качественных характеристик слуховых аппаратов установлены исходя из индивидуальных потребностей получателей слуховых аппаратов, а также по результатам мониторинга рынка, в результате которого было установлено наличие нескольких моделей, производимых разными производителями (отечественными и иностранными), соответствующих техническим характеристикам и извещению о проведении закупки. В обоснование вышеизложенного представитель заказчика представила коммерческие предложения, согласно которым значениям характеристик (техническое задание) удовлетворяют товары как минимум двух производителей: «НОТА», страна происхождения товара: Россия и «Nuear Imagine 2», страна происхождения: США. Согласно ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. При этом, заявителем не представлено документов (мониторинг, анализ рынка, заключение эксперта) того, что установленные в техническом задании требования не способствуют развитию рынка российских слуховых аппаратов. При этом, доводы заявителя о том, что все аукционы поделены между двумя участниками и поставляются слуховые аппараты только зарубежного производства носят предположительный характер и не имеют отношение к обжалуемой заявителем закупки. Учитывая, представленную заказчиком информацию, отсутствие объективных, однозначных доказательств довода заявителя о том, что установленные в техническом задании требования не способствуют развитию рынка российских слуховых аппаратов, доводы заявителя являются необоснованными. Согласно п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. В соответствии с абз. 1 п.1 «ГОСТ Р 51024-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний» настоящий стандарт распространяется на носимые слуховые аппараты индивидуального пользования с электронным усилением (далее - СА), предназначенные для слухопротезирования по воздушному и костному звукопроведению. Согласно описанию объекта закупки (техническому заданию) слуховые аппараты должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний». Учитывая вышеизложенное заказчиком соблюдены требования п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. При этом, заявителем указано, что заказчиком не учтены значения п. 5.1.4 ГОСТ Р 51024-2012 «допустимое отклонение полного акустического усиления на контрольной частоте или полного УАМЧ от номинального». Однако, оспариваемая характеристика товара и её значение «допустимое отклонение полного акустического усиления на контрольной частоте или полного УАМЧ от номинального» в описании объекта закупки заказчиком не указана. Исходя из положений Закона о контрактной системе на заказчика не возлагается обязанность устанавливать все параметры, предусмотренные ГОСТ (т.е. перечислять всё, что изложено в ГОСТ). Характеристики и значение характеристик товара должны соответствовать ГОСТ. При этом, Заявителем не представлено доказательств того, что характеристики товара, в частности по параметру «допустимое отклонение полного акустического усиления на контрольной частоте или полного УАМЧ от номинального» не соответствуют ГОСТ и опровергаются материалами дела, поскольку заказчиком установлено положение о соответствии товара ГОСТ Р 51024-2012. Относительно доводов Заявителя о том, что поставка слуховых аппаратов и их установка являются самостоятельными объектами закупки, Комиссия отмечает следующее. В ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы ООО «МЕДПРОФ» представителем Заказчика наличие обусловленных заказчиком требований о настройке слухового аппарата предназначено для реализации товаром, выдаваемых заказчиком застрахованным лицам, пострадавшим на производстве (являющихся конечными получателями слуховых аппаратов) своих медицинских и реабилитационных функций. Использовать данный аппарат без его индивидуальной настройки невозможно. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что закупка товаров (слуховых аппаратов) и их настройка являются взаимосвязанными. Комиссия подчеркивает, что в рассматриваемом случае Заказчиком не ограничена добросовестная конкуренция, поскольку поставку медицинских изделий (слуховых аппаратов) может осуществить любой участник закупок, а для исполнения той части контракта, которая касается лицензируемого вида деятельности - медицинской, исполнитель имеет законное право, предусмотренное условиями контракта привлечь соисполнителя, имеющего лицензию на медицинскую деятельность. Вышеуказанные обстоятельства, находят свое отражение в описании объекта закупки (настройка слуховых аппаратов должна осуществляться при наличии соответствующей лицензии (сурдологии-отоларингологии). В случае отсутствия вышеуказанных лицензий у Поставщика, Поставщик вправе привлечь соисполнителя, имеющего такую лицензию). Учитывая тот факт, что все слуховые аппараты в независимости от способа обработки сигнала, сложности и мощности подлежат обязательной настройке под индивидуальную потерю слуха инвалида, поставка слуховых аппаратов и оказание услуг по подбору, настройке слуховых аппаратов технологически и функционально взаимосвязаны, каждая из которых является необходимой составной частью услуг по обеспечению лиц слуховыми аппаратами. Схема поставки слуховых аппаратов не предполагает только оказание медицинской услуги по сурдологии-оториноларингологии, следовательно медицинская услуга не является самостоятельным предметом закупки. Доказательств обратного в заседание комиссии УФАС по Алтайскому краю не представлено. Учитывая в совокупности вышеизложенное, Комиссия Алтайского УФАС России не установила в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе, связанных с ограничением количества участников путем объединения поставки товара и оказание услуг по настройке такого оборудования. Поскольку в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе не установлено, постольку антимонопольный орган отказывает в возбуждении административного производства в отношении должностных лиц заказчика. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия РЕШИЛА: признать жалобу ООО «МЕДПРОФ» необоснованной. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны