Решение б/н Решение по делу № 35-ФАС22-АМ/10-14 от 26 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 35-ФАС22-АМ/10-14

Резолютивная часть решения оглашена «17» декабря 2014г.                                                                                                    г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «24» декабря 2014г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С<…>

Члены Комиссии:

К<…>

В<…>

Щ<…>

рассмотрев дело № 35-ФАС22-АМ/10-14 по признакам нарушения ИП Угненко <…>, ИП Крючковым <…>, ИП Вощенко <…>, ИП Димитриченко <…>, ИП Малюк  <…>, ИП Герман <…>, ИП Усовым <…> пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление жителей Родинского района Алтайского края (вх. № 9392 от 28.08.2014) по вопросу законности и обоснованности снижения цен на услугу по закупу сырого коровьего молока, сдаваемого молокосборщикам владельцами личных подсобных хозяйств, в период с мая по июль 2014г.

            Из информации, представленной в антимонопольный орган по рассматриваемому вопросу, следует, что на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения на территории Родинского района Алтайского края осуществляют деятельность  следующие хозяйствующие субъекты  (продавцы):

  1. ИП Крючков <…>
  2. ИП Димитриченко <…>
  3. ИП Усов <…>
  4. ИП Гноевой <…>
  5. ИП Угненко <…>
  6. ИП Малюк <…>
  7. ИП Вощенко <…>
  8. ИП Герман <…>

Покупателями услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Родинского района Алтайского края являются владельцы личных подсобных хозяйств,  производящие сырое коровье молоко, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе продавца услуг руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Продавцами услуг по закупу сырого коровьего молока выступают организации, имеющие возможность для сбора молока: соответствующий автомобильный парк, холодильные установки для охлаждения, временного хранения закупленного молока и дальнейшей перепродажи его организациям-переработчикам.

Учитывая высокие транспортные издержки на доставку молока до места его первичного охлаждения, владельцы личных подсобных хозяйств не осуществляют доставку самостоятельно. Сбор сырого коровьего молока в Родинском районе и его доставку до места его первичного охлаждения осуществляют молокосборщики непосредственно у владельцев личных подсобных хозяйств района.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» услуги по закупу сырого коровьего молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты – участники товарного рынка услуг по закупу сырого коровьего молока самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.

Производственные отношения между покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока и лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, строятся на договорной основе, заключаемой, чаще всего, в устной форме. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозтоваропроизводителей не обладает, покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на услуги по закупу сырого коровьего молока устанавливают лица, оказывающие услуги по закупу сырого коровьего молока, которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края, установлено, что с 11.05.2014г.  цена на услугу по закупу сырого коровьего молока у ИП Угненко, ИП Крючкова, ИП Вощенко  была определена на одном уровне – 14,5 руб. за 1 л. сырого коровьего молока.  Далее снижение происходило на одни и те же даты с установлением одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока: с 16.05.20104г. – 13 руб., с 16.06.2014г. до 01.09.2014г. – 12 руб. У ИП Гноевого цена на услугу по закупу сырого коровьего молока в рассматриваемый период времени было установлена на 0,5 рублей выше, чем у вышеуказанных предпринимателей. Начиная с сентября 2014 года управлением ФАС по Алтайскому краю отмечен рост цен у названных предпринимателей на услугу по закупу сырого коровьего молока.

Учитывая тот факт, что в действиях ИП Димитриченко, ИП Малюк, ИП Герман и ИП Усова, не представивших необходимую информацию в антимонопольный орган до возбуждения настоящего дела, также могли содержаться признаки нарушения антимонопольного законодательства, дело № 35-ФАС22-АМ/10-14 о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено также в отношении ИП Димитриченко, ИП Малюк, ИП Герман и ИП Усова.

Индивидуальные предприниматели, в отношении которых возбуждено дело № 35-ФАС22-АМ/10-14 о нарушении антимонопольного законодательства, в заседания Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю, состоявшиеся 25.11.2014г. и 17.12.2014г. не явились. Из письменных пояснений, представленных в антимонопольный орган по рассматриваемому вопросу индивидуальными предпринимателями следует, что  основными причинами снижения цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с мая 2014 года стали увеличение объемов сдаваемого молока, а также снижение цен предприятиями, покупающими сырое коровье молоко у предпринимателей на основании заключенных  договоров поставки.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В рассматриваемой ситуации, действительно, имело место снижение цен в весенне-летний период 2014г. предприятиями, покупающими сырое коровье молоко у ИП Угненко, ИП Крючкова , ИП Вощенко, ИП Димитриченко, ИП Малюк, ИП Герман, ИП Усова.

При этом ИП Угненко, ИП Крючков, ИП Вощенко, ИП Димитриченко,  ИП Герман, ИП Усов в дальнейшем сдают сырое коровье молоко одному и тому же предприятию – ООО «Алтай-Агро», которое в весенне-летний период принимало от указанных индивидуальных предпринимателей по одинаковым ценам, о чем свидетельствуют документы и материалы, представленные в управление ФАС по Алтайскому краю.

<…>

Вышеизложенное дает основание отрицать наличие косвенных или прямых признаков заключения между ИП Угненко, ИП Крючкова, ИП Вощенко, ИП Димитриченко, ИП Герман, ИП Усова соглашения, приводящего к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края в период с мая 2014 года по настоящее время.

<…>

Таким образом, в рассмотренных действиях ИП Угненко, ИП Крючкова, ИП Вощенко, ИП Димитриченко, ИП Малюк, ИП Герман, ИП Усова  при установлении цен на услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Родинского района Алтайского края в период с мая 2014 года по настоящее время нарушений пункта 1  части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не выявлено. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

Дело № 35-ФАС22-АМ/10-14 в отношении ИП Угненко, ИП Крючкова, ИП Вощенко, ИП Димитриченко, ИП Малюк, ИП Герман, ИП Усова  прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных действиях хозяйствующих субъектов.

Председатель Комиссии                                                                                        С<…>

Члены Комиссии                                                                                                    К<…>

                                                                                                                              В<…>

                                                                                                                              Щ<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны