Решение б/н Решение по делу №35-ФАС22-Р/04-18 в отношении ООО «Система 8... от 22 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №35-ФАС22-Р/04-18
 
Решение изготовлено в полном объеме 17 мая 2018 года г.Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
С <…> – заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Б<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Л<…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело №35-ФАС22-Р/04-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения наружной рекламы, а также распространения рекламных листовок с рекламой услуг оптик «New» и «Рио» в г.Барнауле,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя ООО «Система 8» - Г<…> (по доверенности),
в отсутствие заявителя (уведомлен о времени и месте рассмотрения дела),
УСТАНОВИЛА:
в Алтайское краевое УФАС России поступили заявления гражданина Российской Федерации в отношении рекламных листовок оптик «Рио» и «New», а также заявление в отношении наружной рекламы оптики «Рио».
Заявитель указывает, что реклама услуги проверки зрения, оказываемой ООО «Система 8» в оптиках «Рио» (ТЦ «ЦУМ», г.Барнаул, пр-т Ленина, 55; ТЦ «Арена», г.Барнаул, Павловский тракт, 188) и «New» (ТРК «Европа», г.Барнаул, Павловский тракт, 251в), распространяется в отсутствие медицинской лицензии у лица, оказывающего услуги, а также без предупреждения о противопоказаниях и необходимости консультации специалиста, что содержит признаки нарушения требований Федерального закона «О рекламе».
Установлено, что распространяемые рекламные листовки содержат следующую информацию: «оптика РИО БЕСПЛАТНО проверка зрения ТЦ «ЦУМ» пр. Ленина, 55…», «оптика NEW БЕСПЛАТНО проверка зрения ТРЦ «Европа» (1 этаж) слева от АКВАПАРКА…», кроме того по адресу: г.Барнаул, пр-т Ленина, 55 (ТЦ «ЦУМ») в витрине размещена рекламная конструкция с информацией «БЕСПЛАТНО ПРОВЕРКА ЗРЕНИЯ ОЧКИ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ, АКСЕССУАРЫ, КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ ОПТИКА РИО ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ».
В рассматриваемой рекламе содержатся признаки нарушения п.7 ст.7, ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
На заседании Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, состоявшемся 16.05.2018г., представитель ООО «Система 8» Г<…> пояснил, что перед размещением рекламы было недостаточно изучено законодательство, так как посчитали, что «проверка зрения» не является медицинской услугой и информацию можно использовать для привлечения клиентов в отношении оказываемых в оптике услуг. В рекламные листовки внесены изменения (образец представлен), в наружную рекламу изменения будут внесены в течение двух недель.
Комиссия, исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя стороны, пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассматриваемая информация полностью соответствует определению понятия «реклама».
Согласно представленной Министерством здравоохранения Алтайского края информации, рекламируемая услуга «проверка зрения» относится к медицинской услуге, которая может оказываться при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное значение.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017г. №804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» к медицинским услугам относятся:
- подбор очковой коррекции зрения (А23.26.001);
- подбор контактной коррекции зрения (А23.26.002).
Согласно п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В распространяемой наружной рекламе такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 5% рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
На основании пояснений представителя ООО «Система 8», установлено, что Общество не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, так как медицинских услуг не оказывает. Фактически в оптиках «Рио» и «New» услуга «проверка зрения» не оказывается, постановка диагноза не осуществляется, в материалы дела рецепты на коррекцию зрения, выданные клиентам ООО «Система 8», не представлены. Следовательно, признаки нарушения п.7 ст.7, ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе» не подтвердились, однако, рассматриваемая реклама подлежит квалификации по п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе.
При этом под природой товара понимается совокупность естественных признаков и качеств, определяющих сущность и назначение товара/услуги и отграничивающих его от иных товаров/услуг.
По словам представителя ООО «Система 8», без использования какой-либо медицинской техники и специальных средств, клиентам оптики даются рекомендации обратиться к врачу для установления отклонений зрения и постановки диагноза.
Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требования п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» - ответственность несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рассматриваемая реклама изготовлена и размещена на основании договора 30/р4 на оказание информационно-консультационных услуг от 29.12.2017г., а также на основании договора №30/РК9 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 29.01.2018г., рекламодателем является ООО «Система 8» (ОГРН 1172225029118).
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Следовательно, рассматриваемая наружная реклама в витрине ТЦ «ЦУМ», а также рекламные листовки оптик «Рио» и «New», распространенные в ТЦ «ЦУМ» (пр-т Ленина, 55) и ТРЦ «Европа» (Павловский тракт, 251в), является ненадлежащей, так как при ее размещении нарушено требование п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «Система 8» требования п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в размещении ненадлежащей наружной рекламы и в распространении рекламы посредством рекламных листовок, в которой указана недостоверная информации о природе предоставляемых услуг.
Согласно ч.4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу оптик «Рио» и «New», размещенную в рекламных листовках: «оптика РИО БЕСПЛАТНО проверка зрения ТЦ «ЦУМ» пр. Ленина, 55…», «оптика NEW БЕСПЛАТНО проверка зрения ТРЦ «Европа» (1 этаж) слева от АКВАПАРКА…», а также в витрине ТЦ «ЦУМ» (пр-т Ленина, 55): «БЕСПЛАТНО ПРОВЕРКА ЗРЕНИЯ ОЧКИ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ, АКСЕССУАРЫ, КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ ОПТИКА РИО ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ», ненадлежащей, поскольку при ее размещении нарушено требование п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
2.Выдать ООО «Система 8» (ОГРН 1172225029118) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
Председатель Комиссии: С<…> Члены Комиссии: Б<…>
Л<…>

 

 
ПРЕДПИСАНИЕ №38
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
 
17 мая 2018г. г. Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
С <…> – заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Б<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Л<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 17 мая 2018г. по делу №35-ФАС22-Р/04-18 о признании ненадлежащей рекламы ООО «Система 8», размещенной в рекламных листовках, а также в витрине ТЦ «ЦУМ» (пр-т Ленина, 55), поскольку при ее размещении нарушено требование п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Система 8» (ОГРН 1172225029118) в пятнадцатидневный срок со дня выдачи предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение наружной рекламы оптики «Рио», которая содержит недостоверную информацию о природе оказываемых услуг.
2. ООО «Система 8» (ОГРН 1172225029118) представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 08 июня 2018 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии: С<…>
 
Члены Комиссии: Б<…>
 
Л<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны