Решение (комиссия) №ВК/3247/23 РЕШЕНИЕ По делу № 022/07/3-503/2023 от 19 мая 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ По делу № 022/07/3-503/2023

 

 

 

 

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2023 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 19 мая 2023

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия УФАС), в составе:

Председателя Комиссии:

<...> – Врио заместителя руководителя управления,

Членов Комиссии:

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

с участием представителей:

от заявителя – ООО «ЛАКИ АГРО» <...> – З<...> по доверенности;

от заказчика – АО «Антипинское» (<...>) – не явились, уведомлены,

рассмотрев жалобу ООО «ЛАКИ АГРО» (вх. № 4803-ЭП/23 от 02.05.2023) на действия заказчика – АО «Антипинское» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку средств защиты растений (извещение № 32312280480), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «ЛАКИ АГРО» (вх. № 4803-ЭП/23 от 02.05.2023) на действия заказчика – АО «Антипинское» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку средств защиты растений (извещение № 32312280480).

Заявитель в своей жалобе указывает, на нарушение порядка проведения закупки, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", так как с победителем не заключен договор по результатам проведенной закупки.

До заседания комиссии заказчиком представлены письменные возражения по жалобе.

Изучив имеющиеся материалы, Комиссия приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

12.04.2023 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru организатором закупки – АО «Антипинское» размещено извещение № 32312280480 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку средств защиты растений.

Комиссией УФАС установлено, что в ЕИС размещен итоговый протокол от 21.04.2023 в соответствии с которым ООО «ЛАКИ АГРО» является единственным участником и победителем закупки. В протоколе отсутствуют сведения о невозможности заключения договора или признания торгов несостоявшимися.

В соответствии с пунктом 8 статьи 41 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Антипинское» победителем запроса котировок в электронной форме признается участник такого запроса котировок, подавший заявку на участие в нем, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги и которой присвоен первый номер.

Согласно пункту 10 статьи 41 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Антипинское» в случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме комиссия отклонила все поданные заявки на участие в запросе котировок в электронной форме или только одна такая заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, запрос котировок в электронной форме признается несостоявшимся. В этом случае протокол подведения итогов запроса котировок в электронной форме должен содержать информацию о признании запроса котировок в электронной форме несостоявшимся.

Статьей 42 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Антипинское» предусмотрен порядок заключения договора по результатам проведения запроса котировок в соответствии с которой установлено, что заказчик в течение трех рабочих дней со дня размещения в ЕИС протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме направляет победителю закупки без своей подписи проект договора, который составляется путем включения в него условий исполнения договора, предусмотренных извещением, заявкой победителя закупки и предложенной им цены. Цена заключаемого договора не может превышать начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении, а цена единицы товара, работы, услуги, указанная в проекте договора, не должна превышать цену единицы товара, работы, услуги, указанную в извещении.

Договор заключается заказчиком не ранее десяти дней и не позднее чем через двадцать дней, с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме. При этом договор заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения договора в соответствии с требованиями Положения и извещения о проведении запроса котировок в электронной форме (при наличии установленного требования) (пункт 2 указанной статьи).

В случае, если победитель запроса котировок в электронной форме в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, не представил заказчику подписанный проект договора на условиях, указанных в заявке, извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, либо не представил обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора(пункт 3 указанной статьи).

В случае, если победитель запроса котировок в электронной форме признан уклонившимся от заключения договора, заказчик вправе заключить договор с участником закупки, заявке которого комиссией присвоен второй номер. В случае уклонения участника закупки, заявке которого комиссией присвоен второй номер от заключения договора, заказчик вправе заключить договор с участником закупки, заявке которого комиссией присвоен третий номер. При этом заключение договора для таких участников закупки является обязательным (пункт 4 указанной статьи).

В случае, если запрос котировок в электронной форме признан несостоявшимся, заказчик вправе принять решение о закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), о проведении повторной закупки или иной конкурентной закупки (пункт 5 указанной статьи).

Комиссия Алтайского краевого УФАС России приходит к выводам о том, что в случае если подана единственная заявка, которая соответствует требованиям документации то это не влечет за собой отказа от заключения договора с единственным участником торгов, если объективных препятствий к заключению договора с этим участником не имеется (заказчик имеет возможность заключить договор с единственным участником, предложение которого является конкурентным, соответствует закупочной документации, а она, в свою очередь, не ограничивает условия для свободной конкуренции).

Схожая позиция сформулирована в письме ФАС России от 19.03.2020 г. N МЕ/22136/20, которым установлено, что согласно части 2 статьи 2 Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Кроме того, согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

ФАС России отмечает, что по результатам проведения закупки, соответствующей всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках, у заказчика возникает обязанность заключить соответствующий договор по результатам проведения такой закупки, в том числе при наличии хотя бы одной заявки, признанной соответствующей требованиям документации.

Таким образом, при проведении рассматриваемой закупки Заказчик должен руководствоваться в том числе пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно принципами равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принципом признания равенства участников регулируемых им отношений в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 447 ГК РФ установлено, что договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Согласно части 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Положениями статей 447 - 448 ГК РФ не предусмотрено право Заказчика отказаться от заключения договора с победителем.

Комиссией УФАС установлено, что по результатам обжалуемой закупки заказчик не осуществил действия, направленные на заключение договора поставки.

Однако в ЕИС в привязке в обжалуемой закупке размещена информация о заключении договора поставки с единственным поставщиком ООО «Агроресурс» от 26.04.2023 на общую сумму 396000 руб. и объемом поставки средств защиты растений 700л.

Статья 51 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Антипинское» определяет основания для заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и предусматривает, что решение о заключении договора на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принимается Заказчиком без учета стоимости закупок в случаях, если:

1.1. по окончании срока подачи конкурсных заявок не подана ни одна заявка, или ни одна из поданных конкурсных заявок не соответствует конкурсной документации;

1.2. не подана ни одна аукционная заявка, или на основании результатов рассмотрения аукционных заявок принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех участников закупок;

1.3. для участия в аукционе не явился ни один участник закупки, или в связи с отсутствием предложений о цене договора, предусматривающих более низкую цену договора, чем начальная цена договора, а «шаг аукциона» снижен до минимального размера и после троекратного объявления предложения о начальной цене договора не поступило ни одно предложение о цене договора, которое предусматривало бы более низкую цену договора;

1.4. по окончании срока подачи предложений на запрос предложений в электронной форме не подано ни одного предложения или по результатам рассмотрения предложений комиссией было принято решение об отклонении предложений всех участников закупок, представивших предложения;

1.5. по окончании срока подачи котировочных заявок на запрос котировок в электронной форме не подано ни одной котировочной заявки, или по результатам рассмотрения котировочных заявок комиссией было принято решение об отклонении котировочных заявок всех участников закупок;

1.6. победитель конкурса, аукциона, запроса предложений в электронной форме или запроса котировок в электронной форме признан уклонившимся от заключения договора;

1.7. осуществляются закупки услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а так же иные услуги по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

1.8. закупаются товары, работы, услуги, относящиеся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также заключаются договоры энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

1.9. приобретаются товары, работы, услуги в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий или для удовлетворения срочных потребностей Заказчика в закупаемых товарах (работах, услугах) вследствие чрезвычайного события, документально подтвержденного, в связи с чем применение других закупок невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

1.10. приобретаются работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

1.11. приобретаются услуги в целях реализации актов органов власти;

1.12. приобретаются услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения/гостиницы, транспортное обслуживание, обеспечение, питания);

1.13. приобретаются услуги по обучению, повышению квалификации сотрудников заказчика (семинары, конференции, дополнительное обучение);

1.14. приобретаются услуги по участию сотрудников заказчика в различных мероприятиях, в том числе форумах, конгрессах, съездах;

1.15. приобретаются услуги по размещению материалов в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

1.16. приобретаются услуги оператора электронной торговой площадки;

1.17. приобретаются услуги по техническому обслуживанию, поддержке и сопровождению информационных систем, программных средств и программных продуктов;

1.18. приобретаются услуги связи, в том числе услуги по предоставлению в пользование каналов связи, телематические услуги связи;

1.19. осуществляется оказание услуг и выполнение работ по вывозу и утилизации бытовых отходов;

1.20. приобретается товар, работы или услуги, которые реализуются поставщиком исключительно при помощи определенных им конкурентных закупок;

1.21. проводятся дополнительные закупки, в том числе в случае выполнения объективно непредвиденных работ, и при этом смена поставщика нецелесообразна по соображениям стандартизации или необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами в объеме, не превышающем 25% первоначального объема с сохранением начальных цен за единицу продукции;

1.22. закупаются услуги по техническому содержанию, охране и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные в безвозмездное пользование заказчику;

1.23. заключаются договоры на выполнение работ по мобилизационной подготовке;

1.24. оказываются медицинские услуги работникам заказчика, в т.ч. медосмотры и страховые случаи, а также приобретение путевок для лечения и отдыха сотрудников заказчика;

1.25. приобретаются периодические издания (в т.ч. на подписку на газеты, журналы и специальную литературу);

1.26. оказываются автотранспортные услуги, не используемые в производственном процессе;

1.27. проводятся спортивные и культурно-массовые мероприятия для работников заказчика (в т.ч. приобретение необходимого оборудования, инвентаря);

1.28. приобретаются расходные материалы хозяйственно-бытового назначения (моющие и чистящие средства, инвентарь и т.д.);

1.29. оказываются услуги почтовой связи (в т.ч. услуги по экспресс-доставке);

1.30. приобретаются продукты питания для столовых заказчика, оказывающих услуги питания исключительно работникам заказчика;

1.31. приобретается вода в оборотных емкостях;

1.32. заключается договор на изготовление и приобретение печатной продукции (бланков строгой отчетности, учебно-методической литературы и т.д.) для работников заказчика;

1.33. заключается договор на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт легковых служебных автомобилей;

1.34.осуществляется выполнение работ, оказание услуг по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости;

1.35. заключаются гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг Заказчику физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного труда, в том числе с адвокатами и нотариусами;

1.36. осуществляется оплата получения лицензий, свидетельств, допусков, согласований, лицензионных сборов;

1.37. осуществляется оплата членских взносов и иных обязательных платежей на неконкурентной основе;

1.38. в случае оказания заказчику финансовых услуг: привлечение денежных средств юридических лиц во вклады; открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам; предоставление кредита; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц; выдача банковских гарантий; услуги на рынке ценных бумаг; услуги по договору лизинга; страхование имущества; личное страхование, в том числе медицинское страхование (за исключением обязательного медицинского страхования, для которого особенности отбора финансовых организаций (страховых медицинских организаций) установлены Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"); негосударственное пенсионное страхование; страхование ответственности;

1.39. осуществляются закупки товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения непрерывности технологического процесса производства продукции;

1.40. в случае участия в российской программе утилизации старых автомобилей с одновременным субсидированием покупки новых;

1.41. осуществляется закупка лекарственных препаратов, в т.ч. вакцины;

1.42. осуществляется закупка семян.

1.43. осуществляется закупка в целях реализации товаров в розничной торговой точке Заказчика;

1.44. осуществляется закупка при иных обстоятельствах, не в других подпунктах, требующих закупки у единственного поставщика по решению закупочной комиссии;

1.45. Заказчик вправе принять решение о заключении договора на поставку кормовых добавок с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в любом случае, если сумма договора не превышает 5000000 (пять миллионов) рублей.

1.46. Закупка товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа, а также для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3-3.2 статьи 7.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», в случае принятия Правительством Российской Федерации решений о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренных пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».

Таким образом, в статье 51 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Антипинское» установлен закрытый перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.

Иных оснований Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Антипинское» не предусматривает.

Учитывая изложенное, Алтайское краевое УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, принявшего решение об отказе от заключения договора с Заявителем по результатам проведения конкурентной закупки, являются неправомерными, поскольку по результатам проведения конкурентной процедуры, соответствующего всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках, у Заказчика в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках возникает обязанность заключить договор с единственным участником закупки, в том числе при наличии одной заявки, признанной соответствующей требованиям документации о конкурентной закупке (при отсутствии невозможности проведения повторных торгов).

В виду наличия заключенного с единственным поставщиком договора поставки средств защиты растений Комиссией УФАС принято решение предписание не выдавать в связи с нецелесообразностью.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЛАКИ АГРО» (ИНН 2225222567, ОГРН 1212200025377) – обоснованной.

  2. Предписание не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Остапенко О.О.

тел.8(3852) 35-94-00, вн.022-202

 

 

2023-2140

 

 

Связанные организации

ОАО "Антипинское"
ИНН 2278002766, ОГРН 1112205000104
ООО "ЛАКИ АГРО"
ИНН 2225222567, ОГРН 1212200025377