Решение №022/06/31-539/2022 РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/31-539/2022 о нарушении законодател... от 4 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/31-539/2022 о нарушении законодательства о контрактной системе «04» августа 2022 г. г. Барнаул Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе: Председателя Комиссии: К<…> – заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок; членов Комиссии: Т<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Д<…> – государственного инспектора отдела контроля закупок; с участием представителей: от заявителя – ООО ТД «Д-Марк» В<…> путем видеоконференции, от заказчика – МБОУ «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1» Кулундинского района Алтайского края С<…> путем видеоконференции, от уполномоченного органа – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края», О<…>путем видеоконференции, рассмотрев жалобу ООО ТД «Д-Марк» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0817200000322009459 «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту МБОУ Кулундинская СОШ № 1 в селе Кулунда Кулундинского района Алтайского края» согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), УСТАНОВИЛА: в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО ТД «Д-Марк» (далее – заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0817200000322009459 «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту МБОУ Кулундинская СОШ № 1 в селе Кулунда Кулундинского района Алтайского края». Заявитель считает, что в заказчик должен был установить требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (членство в СРО), поскольку услуги строительного контроля будут осуществляться для объекта «выполнении работ по капитальному ремонту МБОУ Кулундинская СОШ № 1 в селе Кулунда Кулундинского района Алтайского края» с ценой работ 142 232 919, 37 руб. Представитель уполномоченного учреждения пояснила, что уполномоченным учреждением заказчику было направлено замечание об уточнении цены контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта, и, исходя из этого, необходимости установления требования о наличии членства СРО, однако, от заказчика исправления или уточнения заявки не поступили, в связи с чем уполномоченным учреждением было сформировано извещение на основании сведений, содержащихся в заявке Заказчика без предъявления требований о наличии членства в СРО. Представитель Заказчика пояснила, что требование о наличии членства в СРО для ведение строительного контроля не установлено ст. 53 Градостроительного кодекса РФ. Заслушав пояснения сторон, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок объявила перерыв для предоставления сторонами нормативно-правового обоснования своих позиций, судебной практики по данному вопросу. После перерыва заслушав дополнительные пояснения сторон, изучив представленные документы в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам. 21.07.2022 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0817200000322009459 «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту МБОУ Кулундинская СОШ № 1 в селе Кулунда Кулундинского района Алтайского края», а также описание объекта закупки, техническое задание, проект контракта. Начальная (максимальная) цена контракта – 3 043 784,47 рублей. Согласно п. 1.1 проекта контракта Исполнитель обязуется собственными силами своевременно оказать на условиях Контракта услуги по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту МБОУ Кулундинская СОШ № 1 в селе Кулунда Кулундинского района Алтайского края (далее – «услуга»), а Заказчик обязуется принять и оплатить их. Согласно п. 2 приложения № 1 к контракту предметом строительного контроля является проверка выполнения работ по капитальному ремонту Объекта ( Алтайский край, Кулундинский район, с. Кулунда, ул. Лермонтова, 4) на соответствие требованиям проектной документации (далее – ПД), требованиям технических регламентов. Строительный контроль осуществляется в целях обеспечения безопасности Объекта. Строительный контроль проводится в форме постоянного контроля соответствия выполняемых Подрядчиком работ требованиям ПД, требованиям технических регламентов (норм и правил), условиям государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту Объекта в течение всего периода капитального ремонта Объекта. Согласно п. 12 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. В соответствии с п. 22 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса. Согласно ч. 2, 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей. Согласно ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ основными целями саморегулируемых организаций являются: 1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций; 2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства; 3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров). Согласно ч. 1, 2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации. Согласно ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Таким образом, из системного толкования положений п. 22 ст. 1, ст. 52, 53 и 55.1 Градостроительного кодекса РФ следует, что лицо, осуществляющее строительный контроль, осуществляет контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и должно являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02 исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса. Аналогичные выводы содержатся в определениях Верховного Суда РФ от 05.02.2021 N 310-ЭС20-23921 по делу N А83-9093/2019; от 10.08.2021 N 306-ЭС21-14444 по делу N А06-3713/2020. Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 27.05.2022 г. заказчиком был заключен с ООО «ЭДЕЛЬВЕЙС» контракт на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ Кулундинская СОШ № 1 в селе Кулунда Кулундинского района Алтайского края с ценой контракта 142 232 919,37 руб. Поскольку размер обязательств по контракту на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства превышает 10 млн. руб, строительный контроль может осуществляться только лицом, состоящим в СРО и имеющим соответствующий уровень ответственности согласно положениям ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Комиссией установлено, что в извещении, в т.ч. в «требованиях в содержанию, составу заявок на участие в закупке» требование к участникам закупки о наличии членства в СРО не было установлено, что является нарушением требований ч.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, вместе с тем в действиях заказчика отсутствует состав административного правонарушения. Поскольку на момент рассмотрения жалобы протокол подведения итогов электронного аукциона уже размещен в ЕИС, устранение допущенного нарушения возможно только путем аннулирования закупки. Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, РЕШИЛА: 1. признать жалобу ООО ТД «Д-Марк» обоснованной; 2. признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, неправомерными; 3. выдать заказчику, уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны