Решение б/н Решение по делу №37-ФАС22-АМ/11-15 от 14 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  №37-ФАС22-АМ/11-15 

Резолютивная часть решения оглашена «17»  декабря 2015г.                                       г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено «29» декабря 2015г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<…>      
рассмотрев дело №37-ФАС22-АМ/11-15 по признакам нарушения ООО «Электрические сети» (ул.Юринина,206Г, г.Барнаул) пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, 

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по  Алтайскому краю на рассмотрение поступили  письменные   обращения ООО «Алтайский геофизический завод» (вх.№1512391 от 12.10.2015), ООО «Альбион-Моторс» (вх.№1512413 от 13.10.2015), АО «БСКБ «Восток» (вх.№1512633 от 19.10.2015), АО «Алтайэнергосбыт» (вх.№1512599 от 16.10.2015) по факту отключения ООО «Электрические сети»  электрической энергии ООО «Альбион-Моторс», ООО «Старк», ООО «Индустрия Алтая», ИП Проходе, ООО «Алтайский геофизический завод», ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Алтайскому краю», ИП Красулину, ФГУП БСКБ «Восток», ПАО НК «Роснефть» - «Алтайнефтепродукт».
Приказом антимонопольного органа от 19.11.2015 №302  возбуждено дело №37-ФАС22-АМ/11-15 в отношении ООО «Электрические сети» по признакам нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Определением от 19.11.2015г. дело №37-ФАС22-АМ/11-15 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 17 декабря 2015г. 
В заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю, состоявшемся 17 декабря 2015г.,   заявители поддержали доводы, изложенные в обращении, и пояснили, что между ними и АО «Алтайэнергосбыт» заключены договоры энергоснабжения.  Передача электрической энергиии осуществляется ПАО «МРСК Сибири» через объекты электросетевого хозяйства ООО «Электрические сети». 7 октября 2015 года последнее  направило уведомления об отключении электрической энергии с 10.10.2015 г. с 8-00 до 20-00 и 11.10.2015г. с 8-00 до 20-00  в связи с проведение ремонтных работ на центральном распределительном пункте (далее ЦРП). После чего 10.10.2015 г. ООО «Электрические сети»  произвело отключение электрической энергии, при этом подключение электрической энергии было произведено только 13.10.2015г.  
Представитель ООО «Электрические сети»  в заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю пояснил, что Общество  действительно производило отключение электрической энергии с 10.10.2015 г. с 8-00  в связи с проведение ремонтных работ на ЦРП. По завершению 13.10.2015г. ремонтных работ на ЦРП  подача электрической энергии была восстановлена. 
Как установлено в процессе рассмотрения дела Комиссией УФАС по Алтайскому краю, что  между АО «Алтайэнергосбыт» и потребителями- юридическими лицами (ООО «Альбион-Моторс», ООО «Старк», ООО «Индустрия Алтая», ИП Прохода, ООО «Алтайский геофизический завод», ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Алтайскому краю», ИП Красулину, ФГУП БСКБ «Восток», ПАО НК «Роснефть» - «Алтайнефтепродукт») заключены договоры энергоснабжения.
По договорам энергоснабжения АО «Алтайэнергосбыт» обязуется осуществлять поставку  (продажу) электрической энергии (мощности), а также обеспечить передачу электрической энергии (мощности) и предоставления иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергей (мощности)  Потребителей (ООО «Альбион-Моторс», ООО «Старк», ООО «Индустрия Алтая», ИП Прохода, ООО «Алтайский геофизический завод», ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Алтайскому краю», ИП Красулину, ФГУП БСКБ «Восток», ПАО НК «Роснефть» - «Алтайнефтепродукт»),  путем заключения договоров с третьими лицами, а Потребители обязуются принимать и оплачивать приобретенную электрическую  энергию (мощность) и оказанные услуги.
Передача электрической энергии ООО «Альбион-Моторс», ООО «Старк», ООО «Индустрия Алтая», ИП Проходе, ООО «Алтайский геофизический завод», ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Алтайскому краю», ИП Красулину, ФГУП БСКБ «Восток», ПАО НК «Роснефть» - «Алтайнефтепродукт»  осуществляется сетевой организацией – ПАО «МРСК Сибири» через объекты электросетевого хозяйства ООО «Электрические сети». 
Источником снабжения электрической энергией данных потребителей является ЦРП «АЗТА», принадлежащая гр.У<…> на основании  договора купли-продажи, заключенного между последней и ООО «Алтайский завод топливной аппаратуры».
В соответствии с данным договором ООО «Алтайский завод топливной аппаратуры» продает, а гр.У<…> приобретает нежилое помещение, расположенное по адресу: пр.Калинина,15в, г.Барнаул, а также оборудование центрального распределительного пункта 6кВ.
В последующем нежилое помещение,  расположенное по адресу: пр.Калинина,15в, г.Барнаул, а также оборудование центрального распределительного пункта 6кВ было передано во временное владение и пользование ООО «Электрические сети» на основании  договора аренды нежилого помещения от 01.09.2015г., заключенного между ООО «Электрические сети» и гр.У<…>
К ЦРП ООО «Электрические сети»  технологически присоединены энергопринимающие устройства ООО «Альбион-Моторс», ООО «Индустрия Алтая», ИП Прохода, ООО «Алтайский геофизический завод», ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Алтайскому краю», ИП Красулина, ФГУП БСКБ «Восток».
При этом, от энергопринимающих устройств ИП Прохода осуществляется энергоснабжение ООО «Старк» и ПАО НК «Роснефть» - «Алтайнефтепродукт».
Таким образом, энергопринимающие устройства указанных потребителей электрической энергии (мощности) имеют опосредованное присоединение   к электрическим сетям сетевой организации (ПАО «МРСК Сибири»), оказывающей услуги по передачи электрической энергии, через ЦРП  ООО «Электрические сети».
ООО «Электрические сети»  7 октября 2015 года  направило в адрес ООО «Альбион-Моторс», ООО «Старк», ООО «Индустрия Алтая», ИП Прохода, ООО «Алтайский геофизический завод», ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Алтайскому краю», ИП Красулина, ФГУП БСКБ «Восток», ПАО НК «Роснефть» - «Алтайнефтепродукт» уведомления об отключении электрической энергии с 10.10.2015 г. с 8-00 до 20-00 и 11.10.2015г. с 8-00 до 20-00  в связи с проведением ремонтных работ на ЦРП.
При этом, из заявлений, направленных на рассмотрение в антимонопольный орган следует, что ООО «Электрические сети» произвело отключение электрической энергии с целью понуждения к заключению договоров на эксплуатационное обслуживание электроустановок, которые Общество ранее направило в  адрес заявителей.
По информации АО «Алтайэнергосбыт» (вх.№1512599 от 16.10.2015), направленной в антимонопольный орган, у ООО «Альбион-Моторс», ООО «Старк», ООО «Индустрия Алтая», ИП Прохода, ООО «Алтайский геофизический завод», ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Алтайскому краю», ИП Красулина, ФГУП БСКБ «Восток», ПАО НК «Роснефть» - «Алтайнефтепродукт»  отсутствует иной источник снабжения электрической энергии. Технологическое присоединение данных объектов не предусматривает иного источника электроснабжения, кроме как через ЦРП, которым в настоящем времени владеет ООО «Электрические сети».
Из информации ООО «Электрические сети» (вх.№1513887 от 16.11.2015), направленной в антимонопольный орган, следует, что  электрическая энергия была отключена 10.10.2015г.  в связи с проведением ремонтных работ на ЦРП. Подача электрической энергии  была восстановлена только 13.10.2015г. 
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих необходимость проведения ремонтных работ на ЦРП и их фактическое проведение в материалы настоящего дела ООО «Электрические сети» не представило.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон №35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
С учетом приведенных норм, сложившееся технологическое соединение электрических сетей и энергопринимающих устройств не может быть прервано на каких бы то ни было участках, поскольку к общим принципам организации экономических отношений, определенных статьей 6 Федерального закона № 35-ФЗ, отнесено технологическое единство электроэнергетики и обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, являющееся необходимым условием стабильности гражданского оборота, соблюдения прав добросовестных потребителей электроэнергии.
Таким образом, все ограничения в подаче электрической энергии должны выполняться субъектами электроэнергетики, собственниками и иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя в строгом соответствии с требованиями Федерального закона № 35-ФЗ, Указами Президента Российской Федерации и принятыми в соответствии с вышеуказанным законом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 25 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что контроль за соблюдением организациями коммерческой инфраструктуры порядка недискриминационного доступа к оказываемым ими услугам обеспечивает Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы).
Согласно пункту 9 статьи 25 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры услугам.
Основаниями для прекращения электроснабжения в соответствии со статьями 26, 38 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» являются: факт ненадлежащего технологического присоединения к электрическим сетям; аварийная ситуация на объектах электроэнергетики; ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии.
Иных оснований прекращения электроснабжения действующим законодательством не предусмотрено.
Абзацем 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Согласно п. 6  Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее по тексту — Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя. 
Вместе с тем, переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа.
В соответствии с пунктом 33 Правил недискриминационного доступа перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.
Как видно из документов, ООО «Электрические сети» уведомило ООО «Альбион-Моторс», ООО «Старк», ООО «Индустрия Алтая», ИП Проходу, ООО «Алтайский геофизический завод», ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Алтайскому краю», ИП Красулина, ФГУП БСКБ «Восток», ПАО НК «Роснефть» - «Алтайнефтепродукт» об отключении электрической энергии с 10.10.2015 г. с 8-00 до 20-00 и 11.10.2015г. с 8-00 до 20-00  в связи с проведением ремонтных работ на ЦРП. Подача электрической энергии была возобновлена лишь 13.10.2015г.
При этом, ООО «Электрические сети»  не представлено доказательств того, что отключения электрической энергии было произведено в связи с проведением ремонтных работ на ЦРП.
Также, в силу пункта 3 Правил недискриминационного доступа, ООО «Электрические сети»  обязано обеспечить недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии независимо от правовых отношений с потребителем электроэнергии, а также с энергосбытовыми и сетевыми организациями.
Следовательно, ООО «Электрические сети», как законный владелец объектов электросетевого хозяйства (ЦРП), через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства ООО «Альбион-Моторс», ООО «Старк», ООО «Индустрия Алтая», ИП Прохода, ООО «Алтайский геофизический завод», ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Алтайскому краю», ИП Красулина, ФГУП БСКБ «Восток», ПАО НК «Роснефть» - «Алтайнефтепродукт», не вправе препятствовать перетоку электрической энергии данным хозяйствующим субъектам.
Учитывая вышеизложенное,  действия ООО «Электрические сети», выразившиеся в препятствовании перетоку электрической энергии  в период с 10.10.2015г. по 13.10.2015г. ООО «Альбион-Моторс», ООО «Старк», ООО «Индустрия Алтая», ИП Прохода О.И., ООО «Алтайский геофизический завод», ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Алтайскому краю», ИП Красулина В.В., ФГУП БСКБ «Восток», ПАО НК «Роснефть» - «Алтайнефтепродукт», чьи энергопринимающие устройства, опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации ПАО «МРСК Сибитри» через объекты электросетевого хозяйства ООО «Электрические сети» нарушают пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункты 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861
Руководствуясь, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

                                                                              РЕШИЛА:
1.    Признать действия ООО «Электрические сети», выразившиеся в препятствовании перетоку электрической энергии в период с 10.10.2015г. по 13.10.2015г.  ООО «Альбион-Моторс», ООО «Старк», ООО «Индустрия Алтая», ИП Прохода, ООО «Алтайский геофизический завод», ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Алтайскому краю», ИП Красулина, ФГУП БСКБ «Восток», ПАО НК «Роснефть» - «Алтайнефтепродукт», чьи энергопринимающие устройства, опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации ПАО «МРСК Сибитри» через объекты электросетевого хозяйства ООО «Электрические сети» нарушающими пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункты 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
2.    В связи с добровольным устранением ООО «Электрические сети»  нарушения требований  Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, рассмотрение дела №37-ФАС22-АМ/11-15  в отношении ООО «Электрические сети»  прекратить, предписание о прекращении нарушения  Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, не выдавать.

<…>
           Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны