Решение б/н Дело № 04-ФАС22-ОВ/02-10 от 12 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

            Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело № 04-ФАС22-ОВ/02-10 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием теплоснабжения «П» и ООО «Т» пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мероприятий по актуализации Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, УФАС по Алтайскому краю установлено, что 05.08.2008 года муниципальное унитарное предприятие теплоснабжения «П» без проведения публичных процедур заключило с ООО «Т» договор аренды тепловых сетей №5, находящихся в муниципальной собственности.

По данному факту УФАС по Алтайскому краю на основании приказа от 20.01.2010г. №15 в отношении муниципального унитарного предприятия теплоснабжения «П» и ООО «Т» было возбуждено дело № 04-ФАС22-ОВ/01-10 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №136-ФЗ «О защите конкуренции».

18.02.2010 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель ликвидационной комиссии по ликвидации МУП теплоснабжения «П» ... пояснила, что в настоящее время МУП теплоснабжения «П» находится на стадии банкротства, создана ликвидационная комиссия, предприятием сдан промежуточный ликвидационный баланс и получено свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о формировании ликвидационной комиссии, назначении. Договор аренды тепловых сетей №5 от 05.08.2008г. стал завершающим этапом в цепи аналогичных договоров, заключенных ранее ООО «Т» с МУП теплоснабжения «С» и МУП «Т». Объектом данных договоров выступило муниципальное имущество Центрального сельсовета (котельные и иное недвижимое имущество), закрепленное на праве хозяйственного ведения за МУП теплоснабжения «С» и МУП «Т» и технологически связанное с имуществом, переданным по договору №5 от 05.08.2008г. В связи с чем, по мнению представителя ликвидационной комиссии, проведение торгов не требовалось, т.к. данная ситуация подпадает под исключение, предусмотренное пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №136-ФЗ «О защите конкуренции». Сами тепловые сети находятся в собственности П. района, администрацией которого было дано согласие на заключение такой сделки (распоряжение №313-р от 05.08.2008г.).

В целях обеспечения всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела к участию в нем привлечены администрация П. района, МУП теплоснабжения «С» и МУП «Т» (определение об отложении рассмотрения дела от 24.02.2010г.).

10.03.2010 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель ликвидационной комиссии по ликвидации МУП теплоснабжения «П» и администрации П. района ... поддержала доводы, приведенные на заседании Комиссии 18.02.2010.

От администрации Центрального сельсовета П. района и ООО «Т» поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия. МУП теплоснабжения «С» и МУП «Т», надлежащим образом извещенные о дате и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили.

Изучив обстоятельства дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

05.08.2008г. между ООО «Т» и МУП «Т» в отношении муниципального недвижимого имущества Центрального сельсовета П. района (три котельные, автогараж, подземный кабель, линия ВЛ, теплотрассы) без проведения торгов заключен договор аренды №1. Объект аренды закреплен за МУП «Т» на праве хозяйственного ведения в соответствии с распоряжением администрации Центрального сельсовета . района от 28.09.2007г. №97А-р и договором от 04.10.2006г. Наличие согласия собственника – администрации Центрального сельсовета П. района – на заключение сделки в ходе производства по делу не установлено.

05.08.2008г. между ООО «Т» и МУП теплоснабжения «С» в отношении муниципального недвижимого имущества Центрального сельсовета П. района (9 котельных, здание конторы, автогараж, столярный цех, склад, теплотрассы) без проведения торгов заключен договор аренды №3. Объект аренды закреплен за МУП ТС «С» на праве хозяйственного ведения в соответствии с постановлением администрации Центрального сельсовета П. района от 11.10.2006г. №376-А и договором от 17.10.2006г. Наличие согласия собственника – администрации Центрального сельсовета П. района – на заключение данной сделки в ходе производства по делу не установлено.

05.08.2008г. между ООО «Т» и МУП теплоснабжения «П» в отношении муниципального недвижимого имущества П. района (тепловые сети) без проведения торгов заключен договор аренды №5. Объект аренды закреплен за МУП теплоснабжения «По» на праве хозяйственного ведения в соответствии с распоряжением администрации П. района от 10.02.2005г. №55-р. Данные сети поступили в состав муниципальной собственности в соответствии с решением арбитражного суда от 28.09.2004г. На заключение договора аренды №5 администрацией П. района дано согласие, оформленное распоряжением №313-р от 05.08.2008г.

Согласно части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №136-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды №1, №3, №5 от 05.08.2008г.), которая была введена в действие 02.07.2008г., заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

В силу части 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ муниципальное унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Аналогичная норма содержится в ст.18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Из характера имущества, переданного по договорам аренды №1, №3, №5 от 05.08.2008г., следует, что оно является недвижимым, т.к. прочно связано с землей.

Таким образом, при заключении 05.08.2008г. договоров аренды №1 и №3 МУП теплоснабжения «С» и МУП «Т», в соответствии с гражданским законодательством требовалось согласие собственника данного имущества, следовательно, заключение данных сделок должно было производиться в порядке, установленном частью 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №136-ФЗ «О защите конкуренции».

При заключении 05.08.2008г. договора аренды №5 МУП теплоснабжения «П» также требовалось согласие собственника имущества, которое было получено и оформлено распоряжением администрации П. района от 10.02.2005г. №55-р. Следовательно, заключение данной сделки должно было производиться в порядке, установленном частью 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №136-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, при даче согласия на заключение МУП теплоснабжения «П» договора аренды тепловых сетей, администрацией П. района нарушен порядок предоставления муниципальной помощи ООО «Т».

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №136-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции, действовавшей на момент издания распоряжения администрации №313-р от 05.08.2008г.) государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 №136-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции, действовавшей на момент издания распоряжения администрации №313-р от 05.08.2008г.) муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить муниципальную помощь, направляет в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи. Ходатайство о даче согласия на предоставление ООО «Т» муниципальной помощи путем передачи в аренду тепловых сетей без проведения торгов из администрации П. района в УФАС по Алтайскому краю не поступало.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №136-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции, действовавшей на момент издания распоряжения администрации №313-р от 05.08.2008г.) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия:

- ООО «Т» и МУП «Т», выразившиеся в  заключении без проведения торгов договора аренды муниципального недвижимого имущества №1 от 05.08.2008г.;

- ООО «Т» и МУП теплоснабжения «С», выразившиеся в  заключении без проведения торгов договора аренды муниципального недвижимого имущества №3 от 05.08.2008г.;

- ООО «Т» и МУП теплоснабжения «П», выразившиеся в  заключении без проведения торгов договора аренды муниципального недвижимого имущества №5 от 05.08.2008г., противоречат требованиям ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в редакции от 30.06.2008года (п.1 ч.3 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - в редакции от 27.12.2009года).

Действия администрации П. района Алтайского края, выразившиеся в издании распоряжения от 05.08.2008г. №313-р о даче согласия МУП теплоснабжения «П» на заключение договора аренды №5 от 05.08.2008г. без предварительного согласования с антимонопольным органом, противоречат ч.1 ст.15 и ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.07.2006 №136-ФЗ «О защите конкуренции» в редакции от 30.06.2008года  (п.7 ч.1 ст.15 и ч.3 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - в редакции от 27.12.2009года.) 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП теплоснабжения «П», МУП «Т», МУП теплоснабжения «С» и ООО «Т» нарушившими требования ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в редакции от 30.06.2008года (п.1 ч.3 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - в редакции от 27.12.2009года)  по факту заключения договоров аренды муниципального недвижимого имущества: №1 от 05.08.2008 года, №3 от 05.08.2008 года №5 от 05.08.2008 года, без проведения публичных процедур.

2. Признать администрацию П.  района Алтайского края нарушившей ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О защите конкуренции» в редакции от 30.06.2008года (п.7 ч.1 ст.15 и ч.3 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - в редакции от 27.12.2009года) по факту издания распоряжения от 05.08.2008г. №313-р без предварительного согласования с антимонопольным органом.

3. Выдать МУП «Т» и ООО «Т» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий по восстановлению положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, путем расторжения договора аренды №1 от 05.08.2008года.

4. Выдать МУП теплоснабжения «С» и ООО «Т» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий по восстановлению положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, путем расторжения договора аренды №3 от 05.08.2008года.

5. Выдать Администрации П. района Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем отмены распоряжения администрации П. района Алтайского края № 313-р от 05.08.2008г.

6.Предписание ООО «Т» и МУП теплоснабжения «П» о расторжении договора аренды №5 от 05.08.2008 года не выдавать, в связи с тем, что МУП теплоснабжения «П» находится в стадии ликвидации, с завершением которой обязательство по договору будет прекращено в порядке ст.419 Гражданского кодекса РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны