Решение б/н Решение по делу № 39-ФАС22-АМ/12-14 от 9 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 39-ФАС22-АМ/12-14

Резолютивная часть решения оглашена «21» января 2015г.                                                                           г.Барнаул

В полном  объеме  решение  изготовлено «2» февраля 2015г.

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю   по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С<…>;

Члены Комиссии:

В<…>;

Ш<…>;

Ч<…>,

рассмотрев дело № 39-ФАС22-АМ/12-14 по признакам нарушения ОАО «Сибэнергомаш» части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступили на рассмотрение обращения ФГБУ «ФКП Росреестр» по Алтайскому краю (вх. №11610 от 14.10.2014г.), ИП Сердюкова (вх. №11610 от 14.10.2014г.) по поводу непоступления тепловой  энергии в здания,  расположенные по  адресам:  ул. Северо-Западная,4, и ул. Северо-Западная, 6, г. Барнаул, Алтайский край.

Из документов и материалов, представленных в антимонопольный орган, следует, что между ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» и ФГБУ «ФКП Росреестр» по Алтайскому краю,  а также между ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» (далее - ОАО «БТСК») и ИП Сердюковым заключены договоры (№6772Т от 27.12.2013г., №0949Т от 01.09.2014г.) теплоснабжения и поставки  горячей воды, согласно которым ОАО «БТСК» обязуется поставлять абонентам тепловую энергию  и горячую воду до точки поставки, определенной актами о границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловой сети и эксплуатационной ответственности сторон от 02.10.2013г., составленному  между ОАО «БТСК» и «ФКП Росреестр» по Алтайскому краю, участок тепловой сети от УТ-1 до ТК-12 находится на  балансе и в эксплуатации ОАО «Сибэнергомаш», участок тепловой сети от наружной стены  ТК-12 до ввода в здание и внутреннюю систему отопления обслуживает «Потребитель Т.Э», УТ-1 находится на  балансе и в обслуживании ОАО «БТСК».

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловой сети и эксплуатационной ответственности сторон от 29.07.2014г., составленному  к  договору, заключенному с ИП Сердюковым , участок тепловой сети до точки врезки в УТ-1 обслуживает ОАО «БТСК», участок тепловой сети до станции подмеса, и от станции подмеса до ТК-22, включая ТК-22, находится на  балансе и в эксплуатации ОАО «Сибэнергомаш». От наружной стены ТК-22 ОАО «Сибэнергомаш» до ввода в здание, элеваторные узлы и внутренняя система отопления находится  на  балансе и эксплуатации «Потребителя Т.Э.».

Следовательно, передача  тепловой  энергии от тепловых сетей ОАО «БТСК» до зданий ФГБУ «ФКП Росреестр» по Алтайскому краю, ИП Сердюкова, которые расположены по адресам: ул. Северо-Западная,4, и ул. Северо-Западная, 6, г. Барнаул, Алтайский край,  производится путем транзита по тепловым сетям, находящимся на  балансе и в эксплуатации ОАО «Сибэнергомаш».

В соответствии с Распоряжением администрации г.Барнаула от 16.09.2014 № 259-р «О запуске отопления» начало отопительного сезона определено с  22.09.2014г. Этим же Распоряжением рекомендовано ОАО «БТСК» завершить техническую подготовку источников тепла, магистральных и внутриквартальных тепловых сетей до 22.09.2014г.

Заявители общим письмом от 06.10.2014г. в  адрес ОАО «БТСК» направили уведомление о планировании запуска тепловой энергии  в здания, расположенные по адресам: ул. Северо-Западная,4, и ул. Северо-Западная, 6, г. Барнаул, Алтайский край, с 15.10.2014г. и сообщили ОАО «БТСК» о том, что ОАО «Сибэнергомаш» в период отопительного сезона 2014-2015г.г. в связи с тяжелым финансовым положением не планирует производить заполнение и обслуживание тепловой сети, от которой потребители непосредственно получают тепловую энергию, а также просили проинформировать их  ОАО «БТСК» при таких обстоятельствах о способе теплоснабжения объектов,   расположенных по адресам: ул. Северо-Западная,4, и ул. Северо-Западная, 6, г. Барнаул, Алтайский край.

Из ответа ОАО «Сибэнергомаш», представленного в антимонопольный орган (вх. № 13865 от 03.12.2014г.), следует, что запуск тепловой энергии  ОАО «Сибэнергомаш» был отложен по причине существующей задолженности  ОАО «Сибэнергомаш» по договору № 7847-т от 01.02.2010г. на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде, в связи с чем, невозможно было заполнить трассу до ФГБУ «ФКП Росреестр» по Алтайскому краю, ИП Сердюкова  без ОАО «Сибэнергомаш».

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.

Согласно части  6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении»  собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

ОАО «БТСК» письмом от 07.10.2014г. за исх. № ТЭ-01/3134 просило ОАО «Сибэнергомаш» решить вопрос о подаче тепловой энергии и теплоносителя для теплоснабжения ряда потребителей, в том числе, ФГБУ «ФКП Росреестр» по Алтайскому краю, ИП Сердюкова, ссылаясь при этом на нормы части 6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении», а также статью 210 Гражданского кодекса РФ, на основании которой именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 29.10.2014г. ОАО «БТСК» письмом за исх. № 01/2463 вновь проинформировало ОАО «Сибэнергомаш» о начале отопительного сезона, понижении температуры наружного воздуха и выразило просьбу подать теплоноситель для потребителей, подключенных к системе теплоснабжения ОАО «Сибэнергомаш». В этом же письме ОАО «БТСК» уведомило ОАО «Сибэнергомаш» о том, что при отключенных объектах ОАО «Сибэнергомаш» потери тепла от головных задвижек до потребителей  выставляться ОАО «Сибэнергомаш» к оплате не будут.

Таким образом, ОАО «БТСК» неоднократно обращалось к руководству ОАО «Сибэнергомаш» с письмами о необходимости запуска тепловых сетей для теплоснабжения  заявителей, имеющих договоры с ОАО «БТСК», однако, ОАО «Сибэнергомаш» не осуществило на основании Распоряжения администрации г.Барнаула от 16.09.2014 № 259-р своевременный запуск тепловых сетей, находящихся на обслуживании данного предприятия и не предоставило никаких письменных объяснений по запросам ОАО «БТСК» в части обеспечения подачи тепловой энергии потребителям, подключенным от тепловых сетей ОАО «Сибэнергомаш».

При этом ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» обеспечило  проверку и приемку прибора учета тепловой энергии ОАО «Сибэнергомаш» после поверки, монтажа и установки.  Также ОАО «БТСК» в соответствии с  Распоряжением администрации г. Барнаула  от 16.09.2014 № 259 своевременно подготовило все тепловые трассы, находящиеся на обслуживании, произвело заполнение теплоносителем и обеспечило циркуляцию теплоносителя для  подключения  потребителей к централизованной  системе  теплоснабжения, о чем свидетельствует письмо ОАО «БТСК» от 18.11.2014 за исх. № ТЭ/3217, представленное в антимонопольный орган.

ОАО «Сибэнергомаш» только с 10.11.2014г. начало заполнение теплотрасс теплоносителем, заявителям тепловая энергия стала поступать с 14.11.2014г., о чем свидетельствуют документы и материалы, представленные в материалы настоящего дела.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В связи поступившими заявлениями ФГБУ «ФКП Росреестр» по Алтайскому краю и ИП Сердюкова, управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по передаче тепловой  энергии через принадлежащие ОАО «Сибэнергомаш» объекты теплосетевого хозяйства. Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220.

В ходе анализа установлено, что учитывая технологические  основания схемы теплоснабжения, расположение сетей потребителей и  тепловых сетей ОАО «Сибэнергомаш» в  определенном месте, наличие технологического присоединения тепловых сетей вышеуказанных потребителей к сетям ОАО «Сибэнергомаш», с учетом принципа  однократности такого присоединения, потребителям  данных услуг экономически  не  целесообразно осуществлять новое технологического присоединение к сетям. В связи с чем, географические  границы рассматриваемого товарного рынка определенны в  границах действующей технологической  структуры тепловых сетей и  тепловых пунктов, принадлежащих ОАО «Сибэнергомаш» - от ТК-12 до точки врезки в УТ-1 и от точки врезки в УТ-1 до станции подмеса и  от  станции подмеса до ТК-22. Рассматриваемые географические  границы исследуемого рынка  являются  локальными.

Продуктовыми границами данного товарного рынка являются услуги по  передаче тепловой  энергии.

ОАО «Сибэнергомаш» является  юридическим  лицом. Основным видом  деятельности Общества является: производство металлических резервуаров радиаторов и котлов центрального отопления. Согласно договору №7847-т от 01.02.2010г. на  отпуск и использование  тепловой энергией в  горячей воде ОАО «Сибэнергомаш» обязано принимать через присоединенную сеть энергию и предавать энергию, принятую о поставщика, покупателям, расположенным в границах тепловой  сети, принадлежащей ОАО «Сибэнергомаш».

Поскольку на  рассматриваемом товарном выявлен единственный хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги по передаче тепловой  энергии через принадлежащие ОАО «Сибэнергомаш» объекты теплосетевого хозяйства, в указанных выше географических границах, то доля ОАО «Сибэнергомаш» на  данном  товарном  рынке составляет  100%, следовательно, в силу ч.1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Сибэнергомаш» доминирует на  рынке услуг по передаче тепловой  энергии через принадлежащие ОАО «Сибэнергомаш» объекты теплосетевого хозяйства в географических границах от ТК-12 до точки врезки в УТ-1 и от точки врезки в УТ-1 до станции подмеса и  от  станции подмеса до ТК-22.

Следовательно, на ОАО «Сибэнергомаш», как субъекта, участвующего в передаче тепловой энергии для заявителей, распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Действия ОАО «Сибэнергомаш», выразившиеся в несвоевременном запуске в соответствии с Распоряжением администрации г.Барнаула от 16.09.2014 № 259-р «О запуске отопления»  тепловых сетей, находящихся на  балансе и в эксплуатации ОАО «Сибэнергомаш», что послужило причиной отсутствия тепловой энергии в период с начала отопительного сезона 2014-2015гг. по 14.11.2014г. в зданиях ФГБУ «ФКП Росреестр» по Алтайскому краю и ИП Сердюкова, расположенных по адресам: ул. Северо-Западная, 4, и ул. Северо-Западная, 6, г. Барнаул, Алтайский край (соответственно), противоречат  части  6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении», ущемляют интересы ФГБУ «ФКП Росреестр» по Алтайскому краю и ИП Сердюкова и нарушают требования  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю, состоявшемся 21.01.2015г.,  представитель ФГБУ «ФКП Росреестр» по Алтайскому краю сообщил, что в настоящий момент тепловая энергия в здании учреждения, расположенном по адресу: ул. Северо-Западная, 4, г. Барнаул, Алтайский край, имеется. О наличии тепловой энергии у ИП Сердюкова в здании, расположенном по адресу: ул. Северо-Западная, 6, г. Барнаул, Алтайский край, на дату рассмотрения настоящего дела свидетельствует информация, представленная предпринимателем в антимонопольный орган за вх.№ 14417 от 15.12.2014г.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Сибэнергомаш» доминирующим на локальном рынке услуг по перетоку (передаче) тепловой энергии через принадлежащие ОАО «Сибэнергомаш» объекты теплосетевого хозяйства в соответствующих границах – от  точки врезки в УТ-1 до ТК-12 и от  точки врезки в УТ-1 до станции подмеса и от станции подмеса до ТК-22.

2. Признать действия ОАО «Сибэнергомаш», выразившиеся в несвоевременном запуске в соответствии с Распоряжением администрации г.Барнаула от 16.09.2014 № 259-р «О запуске отопления»  тепловых сетей, находящихся на  балансе и в эксплуатации ОАО «Сибэнергомаш», что послужило причиной отсутствия тепловой энергии в период с начала отопительного сезона 2014-2015гг. по 14.11.2014г. в зданиях ФГБУ «ФКП Росреестр» по Алтайскому краю и ИП Сердюкова, расположенных по адресам: ул. Северо-Западная, 4, и ул. Северо-Западная, 6, г. Барнаул, Алтайский край (соответственно), противоречащими  части  6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении», ущемляющими интересы ФГБУ «ФКП Росреестр» по Алтайскому краю и ИП Сердюкова  и нарушающими требования  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ОАО «Сибэнергомаш» не выдавать в связи с добровольным устранением последним нарушения антимонопольного законодательства и прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 39-ФАС22-АМ/12-14 в  отношении ОАО «Сибэнергомаш».

Председатель Комиссии                                                                                 С<…>

Члены Комиссии                                                                                             В<…>                                                                                                                                                                                

                                                                                                                       Ш<…>                                                                                                         

                                                                                                                       Ч<…>

                                                                                                                               

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны