Решение №437/9 Дело по факту утверждения и согласования конкурсной документ... от 4 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по делу № 022/01/17-835/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 января 2021                                                      г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено « 04» февраля 2021

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

К<...>– заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок,

Членов Комиссии:

О<...> – начальника отдела контроля органов власти;

К<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

рассмотрев дело № 022/01/17-835/2020 по признакам нарушения заказчиком - Управлением делами Губернатора и Правительства Алтайского края и уполномоченным учреждением Краевым государственным казенным учреждением «Центр государственных закупок Алтайского края», пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в утверждении и согласовании документации открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих (извещение № 0817200000320007333) содержащей критерий оценки заявок «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ сопоставимого характера и объема» с установленной значимостью показателя 90%, который создает преимущество для крупных участников рынка и может привести к ограничению круга потенциальных участников конкурса,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения заявления ФГБОУ ВО «Алтайский Государственный Университет» (вх. № 209045 от 13.07.2020) установлено, что 26.06.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным учреждением -  КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» размещено извещение о проведении открытого конкурса № 0817200000320007333 на «Оказание услуг по повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих».

Заказчиком указанного конкурса является Управление делами Губернатора и Правительства Алтайского края.

Согласно пункту 17 раздела V «Информационная карта конкурса» конкурсной документации открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих установлены следующие критерии и оценки заявок:

1) стоимостные критерии оценки: цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - 0,40 (значимость - 40%)

2) нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки - 0,60 (значимость - 60 %);

показатели критерия оценки «Квалификация участников закупки»:

- квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг - 0,10 (значимость - 10 %);

- опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ сопоставимого характера и объема - 0,90 (значимость - 90 %).

Участником может предоставляться информация как от филиала образовательной организации, так и от непосредственно образовательной организации в целом.

Количество баллов участников, присуждаемых по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг по повышению квалификации государственных и (или) муниципальных служащих» определяется по формуле:

НОБi = КЗх100х(Кi/Кmax) где:

КЗ – коэффициент значимости показателя (0,9);

Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается в соответствии с общей суммой в рублях по успешно исполненным контрактам (договорам) на оказание услуг по повышению квалификации государственных и (или) муниципальных служащих, исполненных участником без наложения штрафных санкций за период 2015-2019гг.

Кmax- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

При этом в конкурсной документации отсутствует максимальное предельное значение по критерию «Опыт участника», которое могло бы обеспечить выбор наиболее выгодного предложения ввиду того, что максимальный балл по указанному критерию мог бы быть получен не только участником, который представил подтверждение наличия самой большой общей стоимости заключенных им контрактов по успешному  оказанию услуг аналогичных предмету закупки, но и иными участниками, обладающими достаточным опытом по оказанию закупаемых услуг в соответствии с их сложностью и объемом, что соответственно, необоснованно исключает из числа участников Закупки лиц, способных надлежащим образом исполнить свои обязательства по контракту, однако не обладающих требуемым опытом в силу отсутствия у них крупных заказов на выполнение аналогичных предмету Закупки услуг.

Таким образом, критерий закупки «Опыт участника» создает преимущество для крупных участников рынка оказания услуг по повышению квалификации государственных и (или) муниципальных служащих, в то время как иные участники указанного рынка обладающие соответствующей квалификацией и ресурсами, не получают необходимое для победы количество баллов, поскольку всегда уступают более крупным хозяйствующим субъектам.

По данному факту на основании приказ № 238 от 28.09.2020 в отношении заказчика - Управления делами Губернатора и Правительства Алтайского края и уполномоченного учреждения Краевым государственным казенным учреждением «Центр государственных закупок Алтайского края» возбуждено дело № 022/01/17-835/2020 по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

29.10.2020 на заседании Комиссии УФАС представители заказчика и уполномоченного учреждения, среди прочего, пояснили, что в соответствии с ч. 8 ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации № 1085 от 28.11.2013 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Постановление Правительства РФ № 1085).

Из общей трактовки Постановления Правительства РФ № 1085 следует, что установление показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям, и соответствующих им величин значимости является правом заказчика. Положения Постановления Правительства РФ № 1085 также не устанавливают размер значимости каждого конкретного показателя нестоимостного критерия, в связи с чем, такой размер определяется заказчиком самостоятельно исходя из степени субъективной важности размера такого показателя относительно другого показателя. В рассматриваемой ситуации размер показателя «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ сопоставимого характера и объема» установлен заказчиком исходя из крайней важности наличия опыта для заказчика, что не противоречит действующему законодательству.

Определением исх. № 5082/9 от 30.09.2020 рассмотрение дела № 022/01/17-835/2020 отложено до 19.11.2020.

Определением исх. № 5607/9 от 24.11.2020 рассмотрение дела № 022/01/17-835/2020 отложено до 16.12.2020.

Определением исх. № 6226/9 от 21.12.2020 рассмотрение дела № 022/01/17-835/2020 отложено до 21.01.2021 в связи с необходимостью подготовки заключения.

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Согласно пункту 17 раздела V «Информационная карта конкурса» конкурсной документации открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих установлен следующий порядок и критерии и оценки заявок:

 

17

Порядок и критерии оценки заявок:

 

 

   Критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок:

Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», иными нормами и правилами Российской Федерации обязательными к применению.

Для оценки заявок участников закупки установлены следующие критерии оценки, суммарная значимость которых составляет 100,00%:

 

 

1) стоимостные критерии оценки:

Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - 0,40 (значимость - 40%);

 

 

 

 

2) нестоимостные критерии оценки:

Квалификация участников закупки - 0,60 (значимость - 60 %);

показатели критерия оценки «Квалификация участников закупки»:

Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг - 0,10 (значимость - 10 %);

Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ сопоставимого характера и объема - 0,90 (значимость - 90 %).

 

 

 

 

Расчет рейтинга заявок участников конкурса проводится в порядке, и с применением формул приведенных в Постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

 

  I. Оценка заявок по стоимостным критериям оценки

Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - 0,40 (значимость - 40%);

 

Методика расчета:
Рейтинг = ЦБi * 40% , где ЦБi – количество баллов, присуждаемое i-й заявке по указанному критерию%);

  а) в случае если

 

 

 

     

 

  где:

 

- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

 

 

- минимальное предложние из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

 

  б) в случае если

 

 

 

           

 

 

  где

 

- максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.

 

 

 

 

 

  II. Оценка заявок по нестоимостным критериям оценки

 

Номер п/п

Наименование критерия оценки заявок

Значимость критерия, %

1.

Квалификация участников закупки

60

Описание критерия: Определение рейтинга заявки по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» = КБi х 0,6. Рейтинг заявки по критерию «Квалификация участника закупки» рассчитывается как сумма оценок в баллах по показателям, с учетом коэффициента значимости.

Номер п/п

Наименование показателя критерия оценки заявок

Значимость показателя, %

1.1.

Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг

10

Описание показателя: Количество баллов участников, присуждаемых по показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» назначается в соответствии с удельным весом научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата и (или) доктора наук в общей численности научно-педагогических работников образовательной организации* (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)

*Участником может предоставляться информация об удельном весе численности НПР как от филиала образовательной организации, так и от непосредственно образовательной организации в целом.

Количество баллов по данному показателю определяется по формуле: НРБi = КЗхКi где: КЗ – коэффициент значимости показателя (0,1); Кi - значение в баллах, присуждаемое заявке (предложению) участника конкурса по показателю;

Документы, подтверждающие соответствие установленному показателю: Подтверждается для высших учебных заведений справкой образовательной организации подписанной руководителем организации с указанием значения показателя (в %) с приложением, заверенной руководителем организации, копии страницы раздела «3.1. Распределение численности персонала по уровню образования и полу» отчета № ВПО-1 на 01.10.2019 г. (приказ Росстата 15.08.2017 г. № 535). Для иных организаций подтверждается справкой образовательной организации подписанной руководителем организации с указанием значения показателя (в %) на 01.10.2019 с приложением списка профессорско-преподавательского состава с указанием ФИО, ученой степени, ученого звания, занимаемой должности.

Используется шкала оценки: Шкала оценки:

1. Удельный вес научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата и (или) доктора наук в общей численности научно-педагогических работников образовательной организации свыше 75% - 100 баллов

2. Удельный вес научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата и (или) доктора наук в общей численности научно-педагогических работников образовательной организации от 50% до 75% (включительно) - 50 баллов

 3. Удельный вес научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата и (или) доктора наук в общей численности научно-педагогических работников образовательной организации менее 50% - 0 баллов

Номер п/п

Наименование показателя

 критерия оценки заявок

Значимость показателя, %

1.2.

Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ сопоставимого характера и объема

90

Описание показателя: Для оценки заявок по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг по повышению квалификации государственных и (или) муниципальных служащих» оценивается общая сумма в рублях по успешно исполненным контрактам (договорам) на оказание услуг по повышению квалификации государственных и (или) муниципальных служащих, исполненным участником без наложения штрафных санкций за период 2015-2019гг.

Участником может предоставляться информация как от филиала образовательной организации, так и от непосредственно образовательной организации в целом. Количество баллов участников, присуждаемых по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг по повышению квалификации государственных и (или) муниципальных служащих» определяется по формуле: НОБi = КЗх100х(Кi/Кmax) где: КЗ – коэффициент значимости показателя (0,9); Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается в соответствии с общей суммой в рублях по успешно исполненным контрактам (договорам) на оказание услуг по повышению квалификации государственных и (или) муниципальных служащих, исполненных участником без наложения штрафных санкций за период 2015-2019гг. Кmax- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

 

 

Документы, подтверждающие соответствие установленному показателю: Подтверждается копиями исполненных государственных (муниципальных) контрактов на оказание услуг по повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, оказанных за 2015-2019 гг. Государственный (муниципальный) контракт, исполнение, которого не подтверждено копией акта, не засчитывается при оценке.

 

 

III. Итоговый рейтинг заявки"

Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки. Рейтинг заявки по критерию оценки - оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.

Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

 

  В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Одним из показателей нестоимостных критериев оценки заявки установленных в конкурсной документации является «Опыт по успешному оказанию услуг по повышению квалификации государственных и (или) муниципальных служащих» с установленной значимостью показателя 90%.

Участником может предоставляться информация как от филиала образовательной организации, так и от непосредственно образовательной организации в целом.

Количество баллов участников, присуждаемых по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг по повышению квалификации государственных и (или) муниципальных служащих» определяется по формуле:

НОБi = КЗх100х(Кi/Кmax) где:

КЗ – коэффициент значимости показателя (0,9);

Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается в соответствии с общей суммой в рублях по успешно исполненным контрактам (договорам) на оказание услуг по повышению квалификации государственных и (или) муниципальных служащих, исполненных участником без наложения штрафных санкций за период 2015-2019гг.

Кmax- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

При этом в конкурсной документации отсутствует максимальное предельное значение по критерию «Опыт участника», которое могло бы обеспечить выбор наиболее выгодного предложения ввиду того, что максимальный балл по указанному критерию мог бы быть получен не только участником, который представил подтверждение наличия самой большой общей стоимости заключенных им контрактов по успешному  оказанию услуг аналогичных предмету закупки, но и иными участниками, обладающими достаточным опытом по оказанию закупаемых услуг в соответствии с их сложностью и объемом, что соответственно, необоснованно исключает из числа участников Закупки лиц, способных надлежащим образом исполнить свои обязательства по контракту, однако не обладающих требуемым опытом в силу отсутствия у них крупных заказов на выполнение аналогичных предмету Закупки услуг.     

Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 30.07.2020 заявка № 107932612 Алтайский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» получила 71.51 балл и победила в конкурсе с отрывом от других участников в 30 баллов (второй участник – АНО ДПО «Дальневосточный институт дополнительного профессионального образования» получил 40,00 баллов).

При этом цена контракта АНО ДПО «Дальневосточный институт дополнительного профессионального образования» предложена  742505,75 руб. и по критерию «Цена контракта» участник получил  максимальное количество баллов – 40 баллов.

 Алтайский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» предложил цену контракта 2580351,38 руб. и получил – 11.51 балл.

Согласно указанному протоколу по нестоимостным критериям победитель - ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» всего получил 60 баллов, по показателю «Опыт Участника»  с общей суммой по опыту работ – 128847866,43 руб. получил максимальный балл (90), второй участник - АНО ДПО «Дальневосточный институт дополнительного профессионального образования» - 0 баллов не смотря на то, что у участника представлен опыт работ в размере – 2855065,00 руб.

Таким образом, отсутствие максимального предельного значения по критерию «Опыт участника» создает преимущество для крупных участников рынка оказания услуг по повышению квалификации государственных и (или) муниципальных служащих, в то время как иные участники указанного рынка обладающие соответствующей квалификацией и ресурсами, не получают необходимое для победы количество баллов, поскольку всегда уступают более крупным хозяйствующим субъектам на соответствующем товарном рынке.

При проведении закупок заказчиком и (или) уполномоченным на проведение закупки органом должны проявляться добросовестность и осмотрительность ввиду возможного необоснованного ограничения круга участников закупки. Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 ч. 1 Гражданского кодекса Российской федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Участники закупки (потенциальные участники) в настоящем случае ожидают добросовестного поведения заказчика и уполномоченного органа при формировании, утверждении конкурсной документации к закупке, в том числе, в части критериев оценки и сопоставления заявок на участие в ней. В тоже время действия заказчика и уполномоченного органа по установлению, утверждению таких критериев без применения максимального предельного значения приводят к нарушению п. 2 ч. 1 ст. 17 федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, действия Управления делами Губернатора и Правительства Алтайского края и уполномоченного учреждения КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края», выразившиеся в разработке, утверждении и размещении документации открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих (извещение № 0817200000320007333) содержащей критерий оценки заявок «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ сопоставимого характера и объема» с установленной значимостью показателя 90% без применения максимального предельного значения, который создает преимущество для крупных участников рынка и может привести к ограничению круга потенциальных участников конкурса противоречат п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией УФАС установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела обязательства по контракту исполнено в полном объеме.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, п. 1 ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

  1. Признать действия заказчика - Управления делами Губернатора и Правительства Алтайского края (ИНН 2221020520; ОГРН 1022200920554) и уполномоченного учреждения - КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» (ИНН 2224164425, ОГРН 1142224000225), выразившиеся в разработке, утверждении и размещении документации открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих (извещение № 0817200000320007333) содержащей критерий оценки заявок «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ сопоставимого характера и объема» с установленной значимостью показателя 90% без применения максимального предельного значения, который создает преимущество для крупных участников рынка и может привести к ограничению круга потенциальных участников конкурса, противоречащими п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание не выдавать ввиду нецелесообразности.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                               <...>

 

 

           <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны