Решение №3443/5 УФАС по АК в отношении АО БГЭС от 10 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е №022/01/10-73/2020

Резолютивная часть решения оглашена «4» августа 2020г. г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено « 10» августа 2020г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<……> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<……>. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

<……> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

рассмотрев дело №022/01/10-73/2020 по признакам нарушения АО «Барнаульская горэлектросеть» (656015, г. Барнаул, ул. Деповская, 19) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в применении в расчетах с ИП Ш. тарифа на электрическую электроэнергию на низком напряжении вместо тарифа на передачу электрической энергии, соответствующего уровню напряжения питающего (высшего) центра питания – ТП 1006 ООО «Барнаульская сетевая компания»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрение поступило обращение ИП Ш. в отношении АО «Барнаульская горэлектросеть» по вопросу, связанному с применением тарифа на передачу электрической энергии по заключенному договору энергоснабжения.

Из информации, поступившей в антимонопольный орган по рассматриваемому обращению установлено, что между ИП Ш. и АО «Барнаульская горэлектросеть» имеется заключенный договор энергоснабжения №8117 от 01.01.2009г.

Согласно пункту 3.1 дополнительного соглашения от 11.10.2010г. в договор энергоснабжения №8117 от 01.01.2009г. включена новая точка поставки электрической энергии – торговый павильон, в отношении которого указан уровень напряжения - НН.

Из пункта 3.3. дополнительного соглашения от 11.10.2010г., следует, что граница раздела балансовой принадлежности электроустановок и ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом установлена актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 26.08.2010г. по вышеуказанному объекту.

Вместе с тем, условия подключения энергопринимающих устройств объекта, определены техническими условиями от 13.07.2010 №04-29/1234 и актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон №03-02-10-0318 от 26.08.2010г.

По указанным документам точка подключения и граница ответственности за эксплуатацию и техническое состояние электроустановок определены в ВРУ подземного пешеходного перехода на наконечниках электрокабеля 0,4. кВт, отходящего в щит учета торгового павильона от ТП-1006, принадлежащей ООО «Барнаульская сетевая компания», через два электрокабеля, отнесенных к балансовой принадлежности МУП «Дорожник» Индустриального района, от ТП – 1006 до ВРУ пешеходного перехода.

Таким образом, энергопринимающие устройства рассматриваемого объекта имеют технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации опосредованно через кабельные линии, которые согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон №03-02-10-0318 от 26.08.2010г. ранее принадлежали МУП «Дорожник» Индустриального района.

Из документов, приложенных к обращению ИП Ш, следует, что в целях выяснения принадлежности кабельных линий, через которые объект - торговый павильон имеет технологическое присоединение от объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (ТП-1006) Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула в своем письме за исх.№156-22936 от 12.10.2019г. указал, что кабельные линии 0,4 кВ (АВВГ 4х25 протяженностью 350 м и АВБбШв 4х25 протяженностью 350 м) от ТП-1006 до ВРУ пешеходного перехода ул. Павловский тракт/ул. Панфиловцев в Реестре объектов муниципальной собственности города Барнаула не значатся.

В перечне бесхозяйного имущества значится кабельная линия 0,4 кВ от ТП-1006 по Павловскому тракту, 237а до подземного перехода ул. Павловский тракт/ул. Панфиловцев протяженностью 440 м. Данный объект не передан на обслуживание специализированной организации.

В связи с тем, что в акте № 03-02-10-0318 от 06.08.2010 и ответе Комитета управлению муниципальной собственностью города Барнаула указана одна и та же кабельная линия, рассматриваемый объект электросетевого хозяйства относится к бесхозяйному имуществу.

Таким образом, энергопринимающие устройства, имеют технологическое присоединение от трансформаторной подстанции ТП-1006 ООО «Барнаульская сетевая компания» опосредованно через бесхозяйную электрическую сеть, правообладатель которой в настоящее время не определен.

Из информации АО «Барнаульская горэлектросеть» установлено, что стоимость электрической энергии, потребленной и оплаченной ИП Ш. в период с 2016г. по февраль 2020г., рассчитывалась АО «Барнаульская горэлектросеть» с применением тарифа на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения НН с учетом того, что на указанном уровне напряжения ИП Ш. фактически получает электрическую энергию.

Однако, по мнению ИП Ш. применение АО «Барнаульская горэлектростеть» тарифа на уровне напряжения НН, противоречит действующему законодательству в сфере электроэнергетики, ущемляет интересы потребителя и нарушает пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседаниях Комиссии УФАС по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №022/01/10-73/2020 представители АО «Барнаульская горэлектросеть» пояснили, что условия технологического присоединения рассматриваемого объекта к электрическим сетям сетевой организации предполагает применение в расчете нерегулируемой цены электрической энергии тарифа на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения НН, поскольку на указанном уровне напряжения фактически подключены энергопринимающие устройства <ИП Ш…..> Вместе с тем, отношения по энергоснабжению между <ИП Ш…..> и АО «Барнаульская горэлектрсоеть» урегулированы договором энергоснабжения №№8117 от 01.01.2009г., на условиях которого АО «Барнаульская горэлектрсоеть» осуществляет поставку электрической энергии по точкам поставки, соответствующим точкам подключения энергопринимающих устройств. В случае если граница балансовой принадлежности была бы установлена в трансформаторной подстанции, то определение тарифа на услугу по передаче электрической энергии зависело бы от уровня высшего (питающего) напряжения подстанции. Однако, в рассматриваемом случае, граница ответственности за эксплуатацию и техническое состояние электроустановок установлена в ВРУ пешеходного перехода а не в подстанции, в связи с чем, АО «Барнаульская горэлектрсоеть» пришло к выводу, о том, что с учетом опосредованного технологического присоединения рассматриваемого объекта, через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, для указанной точки поставки электроэнергии установлен уровень напряжения - НН, который согласован в технических документах и договоре энергоснабжения с потребителем.

Представитель <ИП Ш…..> поддержал доводы, изложенные в обращении и указал, что содержание акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон №03-02-10-0318 от 26.08.2010г., технических условий от 13.07.2010 №04-29/1234, схемы присоединения, с учетом уровня питающего напряжения центра питания ТП-1006, к которой подключена не имеющего владельца кабельная линия, запитанная в ВРУ пешеходного перехода, от которого фактически запитан объект <ИП Ш…..> , соотвествует уровню напряжения СН-2, т.е. условия технологического присоединения предусматривают применение именно тарифа для указанного уровня напряжения (СН-2).

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по рассмотрению дела №022/01/10-73/2020 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующему.

Согласно пункту 9 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры услугам.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

На основании части 4 статьи 28 Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов.

Пунктом 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа), предусмотрено три вида опосредованного присоединения: 1) через энергетические установки производителей электрической энергии; 2) через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии; 3) через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом от 06.08.2004г. №20-э/2 (далее - Методические указания №20-э/2), размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации:

-на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше;

-на среднем первом напряжении: (СН I) 35 кВ;

-на среднем втором напряжении: (СН II) 20-1 кВ;

-на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.

Согласно пункту 45 Методических указаний N 20-э/2 при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (покупателя, ЭСО), при условии, что граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей рассматриваемой организации и потребителя (покупателя, ЭСО) устанавливается на: выводах проводов из натяжного зажима портальной оттяжки гирлянды изоляторов воздушных линий (ВЛ), контактах присоединения аппаратных зажимов спусков ВЛ, зажимах выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки, присоединении кабельных наконечников КЛ в ячейках распределительного устройства (РУ), выводах линейных коммутационных аппаратов, проходных изоляторах линейных ячеек, линейных разъединителях.

Из положений пункта 45 Методических указаний N 20-э/2 следует, что для расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии принимается во внимание не уровень напряжения, на котором фактически подключены электрические сети потребителя к сетям сетевой организации, а уровень питающего (высшего) напряжения трансформаторной подстанции, к которой присоединены сети потребителя, если граница раздела балансовой принадлежности сетей сетевой организации и потребителя установлена строго определенным в этом пункте образом.

На основании пункта 46 Методических указаний N 20-э/2 при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по указанным четырем уровням напряжения не учитываются сети потребителей, находящиеся у них на правах собственности или иных законных основаниях при условии, что содержание, эксплуатация и развитие этих сетей производится за счет средств указанных потребителей.

Т.е. согласно пункту 46 Методических указаний N 20-э/2 сети потребителей (в том числе сети иных владельцев электросетевых объектов, расположенные между сетями потребителя и сетями сетевой организации, опосредующие их технологическое присоединение) не учитываются при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

При этом, необходимо учитывать, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 740 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 в целях уточнения порядка определения объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителями услуг" (далее - Постановление N 740), вступившим в силу 01.08.2014, внесены изменения в Правила недискриминационного доступа.

Вместе с тем, необходимо иметь ввиду, что сам по себе уровень напряжения для определения подлежащего применению тарифа не может определяться соглашением сторон (договором), при этом применение того или иного варианта тарифа (уровня напряжения) обусловлено условиями технологического присоединения объекта к электрическим сетям сетевой организации.

Так, в соответствии с абзацем 3 пункта 15 (2) Правил недискриминационного доступа (в редакции Постановления N 740) при расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, уровень напряжения в отношении каждой точки поставки определяется, в том числе, если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств и (или) иных объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с абзацем 5 пункта 15 (2) Правил недискриминационного доступа (в редакции Постановления N 740) в иных случаях принимается уровень напряжения, на котором подключены энергопринимающие устройства и (или) иные объекты электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности), а в случае, если такие энергопринимающие устройства и (или) иные объекты электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) подключены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимается уровень напряжения, на котором подключены объекты указанных лиц или бесхозяйные объекты к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Таким образом, абзацем 5 пункта 15 (2) Правил недискриминационного доступа (в редакции Постановления N740) установлен вид опосредованного технологического присоединения, при котором энергопринимающие устройства потребителя к электрическим сетям сетевой организации подключены через сети иных владельцев электросетевых объектов и через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.

В этом случае (когда граница балансовой принадлежности сетей между потребителем и сетевой организации отсутствует, а лицо, к сетям которого непосредственно присоединен потребитель, не является сетевой организацией и не оказывает услуги по передаче электрической энергии) для расчетов за услуги по передаче электрической энергии принимается уровень напряжения, на котором подключены иные владельцы электросетевых объектов или бесхозяйные объекты.

Точкой поставки в таком случае будет является точка присоединения энергопрниимающего устройства потребителя к объекту иного владельца (ВРУ).

Согласно пункту 7.1 договора энергоснабжения, заключенного между АО «Барнаульская горэлектросеть» и ИП Шустовой С.Г., расчет за энергию производится по регулируемым ценам (тарифам) и по нерегулируемым ценам в соответствии с порядком определения цены, установленном положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов. В случае если в ходе исполнения настоящего договора вступил в силу нормативный правой акт, изменяющий порядок определения цены по договору или уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов принят акт об установлении новой цены, стороны с момента введения его в действие при осуществлении расчетов по договору обязаны применять новый порядок определения цены и (или) новую цену.

Таким образом, исходя из вышеназванных принципов технологического присоединения с учетом положений пункта 45 Методических указаний N 20-э/2, а также абзацев 3, 5 пункта 15(2) Правил недискриминационного доступа, за уровень напряжения должно приниматься значение высшего напряжения подстанции ТП-1006 ООО «Барнаульская сетевая компания», т.е. на уровне СН-2.

Принимая во внимание, что трансформатор является электрическим оборудованием, предназначенным для передачи электрической энергии и ее трансформации из высокого напряжения в низкое, у потребителя – <ИП Ш…..> имеются основания для оплаты потребленной электрической энергии по более высокому уровню напряжения (СН-2), тариф для которого значительно ниже тарифа по низкому напряжению.

Из материалов дела следует, что фактически АО «Барнаульская горэлектросеть» в период с 2016г. по февраль 2020г. в отношении рассматриваемого объекта <ИП Ш…..> применяло тариф на передачу электрической энергии на НН вместо тарифа, соответствующего уровню напряжения питающего (высшего) центра питания - ТП 1006, что нарушает абзацы 3, 5 пункта 15(2) Правил недискриминационного доступа.

По информации АО «Барнаульская горэлектросеть» (вх.№208341 от 26.06.2020), представленной в антимонопольный орган Общество после вступления решения Арбитражного суда Алтайского края по делу А03-8604/2019 в законную силу приступило к начислению платы <ИП Ш…..> по тарифу СН-2, что подтверждается представленными счетами-фактурами.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Управлением ФАС по Алтайскому краю проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки электрической энергии на объект <ИП Ш…..> по результатам которого установлено, что АО «Барнаульская гоэлектросеть» занимает доминирующее положение на рынке поставки электрической энергии на объект <ИП Ш…..> в границах балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Барнаульская сетевая компания» и непосредственно присоединенным к ним бесхозяйным сетям.

Следовательно, на АО «Барнаульская горэлектросеть» распространяются требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, действия АО «Барнаульская горэлектросеть», выразившиеся в применении с 2016г. по февраль 2020г. в расчетах с <ИП Ш…..> тарифа на передачу электрической энергии на низком напряжении вместо тарифа, соответствующего уровню напряжения (высшего) центра питания – ТП 1006, что противоречит абзацам 3, 5 пункта 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, ущемляют интересы <ИП Ш…..> и нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать АО «Барнаульская гоэлектросеть» занимающим доминирующее положение на рынке поставки электрической энергии на объект <ИП Ш…..>
  2. Признать действия АО «Барнаульская горэлектросеть», выразившиеся в применении с 2016г. по февраль 2020г. в расчетах с <ИП Ш…..> тарифа на передачу электрической энергии на низком напряжении вместо тарифа, соответствующего уровню напряжения (высшего) центра питания – ТП 1006, противоречащими абзацам 3, 5 пункта 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, ущемляющими интересы <ИП Ш…..> . и нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Предписание АО «Барнаульская горэлектросеть» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

Председатель Комиссии <……>

Члены Комиссии <……>

<……>

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня принятия решения и предписания. Также решение Комиссии может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны