Решение б/н Решение по делу от 20 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Бийский ломбохран»
Сенная ул., д.104, пом.74
г. Бийск, 659300
Алтайский край
<...>
ИП <...>
Мухачева ул., д.222/2
г. Бийск, 659335
Алтайский край
<...>
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/28-60/2023
Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2023 года г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<...> – врио заместителя руководителя управления,
члены Комиссии:
<...> – врио начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело №022/05/28-60/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространения в газете «Деловой Бийск» №49 (1464) от 07.12.2022г. и на сайте 2ГИС (2gis.ru/biysk) рекламы, в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ООО «Бийский ломбохран» - извещено надлежащим образом,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ИП <...> - извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
дело №022/05/28-60/2023 возбуждено по факту размещения и распространения в газете «Деловой Бийск» №49 (1464) от 07.12.2022г. на странице №11 рекламы: «Бийский ЛОМБОХРАН ООО «Бийский ломбохран» для наших клиентов процентная ставка еще ниже! • Центральный рынок, 2-й эт. 8-960-943-7878 • Ул. Красноармейская, 85 (3854) 32-81-44 • Ул. Мерлина, 27 (ТЦ «Модный») (3854) 40-40-19»; на сайте 2ГИС (2gis.ru/biysk) в описании к компании «Бийский ломбохран» (ООО «Бийский ломбохран»), рекламы: «Бийский ломбохран компания по хранению ювелирных изделий Сервис, проверенный временем - реклама», «Сервис, проверенный временем,—нам доверяют более 20 лет! Наши квалифицированные специалисты быстро произведут оценку и проконсультируют вас по всем условиям договора. Постоянным клиентам скидка».
Факт размещения и распространения рассматриваемой рекламы установлен антимонопольным органом 20.01.2023г.
Усмотрев в рассматриваемой рекламе признаки нарушения ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе», антимонопольным органом 26.01.2023г. возбуждено производство по настоящему делу. Лицами, в действиях которых усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признаны ООО «Бийский ломбохран» и ИП <...>. Рассмотрение дела назначено на 14.02.2023г.
К заседанию Комиссии ООО «Бийский ломбохран» и ИП <...> в антимонопольный орган представлены письменные пояснения и документы, связанные с размещением и распространением рассматриваемой рекламы.
ООО «Бийский ломбохран» представлены письменные пояснения, согласно которым рекламный макет Обществом не согласовывался в том виде, в котором он вышел в печать у ИП <...>; Общество не было извещено о том, какой макет был подготовлен и выпущен; оплата за макеты производилась всегда заранее за 4-5 номеров выпусков, то есть до момента согласования макетов; данный макет ИП <...> выпустил в печать в целях освоения ранее поступившего аванса без согласования с ООО «Бийский ломбохран».
Общество указывает, что финансовых услуг и займов не предоставляет, что прямо следует из списка кодов по видам экономической деятельности, Обществом осуществляется деятельность по хранению вещей за счет поклажателя, что не относится ни к займам, ни к финансовым услугам.
ООО «Бийский ломбохран» предполагает, что ИП <...> скорее всего взял макет рекламы ломбарда, заменил ИНН, ОГРН и название юридического лица без согласования с Обществом.
Из пояснений ИП <...> следует, что в конце минувшего года от рекламодателя поступило уведомление, что в связи с переименованием его организации вскоре потребуется внести изменения в рекламный макет; речи об изменении профиля деятельности не было – только новое наименование и ОГРН. Поскольку рекламный макет размещался без изменений на протяжении многий лет, то, воспользовавшись случаем, рекламодатель и рекламораспространитель обсудили варианты обновления дизайна и содержания. Так как словосочетание «ссуды под залог» было исключено, то на освободившееся место заказчик предложил текст «для наших клиентов процентная ставка еще ниже!». Согласование происходило по ватсап, но в переписке не сохранилось по причине того, что для поддержания работоспособности смартфона требуется постоянно освобождать гигабайты памяти путем удаления неактуальной информации.
ООО «Бийский ломбохран» в антимонопольный орган не представлены пояснения относительно размещения информации на сайте 2ГИС (2gis.ru/biysk) в описании к компании «Бийский ломбохран» (ООО «Бийский ломбохран»).
14.02.2023г. Комиссией антимонопольного органа рассмотрение дела отложено до 14.03.2023г., в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
К заседанию Комиссии ООО «Бийский ломбохран» и ИП <...> в антимонопольный орган представлены дополнительные письменные пояснения и документы, связанные с размещением и распространением рассматриваемой рекламы.
ООО «Бийский ломбохран» представлены дополнительные письменные пояснения, согласно которым ИП <...> не смог предоставить согласованный макет, поскольку он его не согласовывал с Обществом, пустил в печать, что он и подтверждает в своих пояснениях; продвижение в ДубльГис осуществляется во всех рубриках по виду вещей (ювелирные изделия и другие вещи), не преследуя цели выдачи кредитов, так как подобная деятельность Обществом не ведется, следовательно, незаконное предпринимательство отсутствует. А так как для этих видов деятельности в законодательстве могут использоваться одинаковые термины, не влечет автоматически предоставление иных услуг, отличных от хранения, и не является идентичной. Хранение вещей носит самостоятельный характер, является самостоятельной сделкой, и отличается от хранения вещей как залоговой сделки в обеспечении предоставленного займа ломбардами. В качестве сферы деятельности «ломбард» Обществом не указывалось, а только рекламировалось в данной рубрике, поскольку там находятся ювелирные изделия, которые Общество предлагает хранить у себя.
Общество считает, что отсутствует событие нарушения и вина ООО «Бийский ломбохран», следовательно, ООО «Бийский ломбохран» ответственности не подлежит, что исключает производство по настоящему делу.
Согласно дополнительным пояснениям ИП <...> ООО «Бийский ломбохран» пользовался льготными условиями размещения: оплата за рекламу всегда производилась постфактум, что подтверждается чеками ККТ, в которых указываются номера печатного издания, соответствующие дням недели календарного года. В частности, оплата за рекламу, размещенную в ноябре 2022г. («Деловой Бийск» №44-48), произведена 30.11.2022г. (чек №439 на сумму 3135р.); оплата за рекламу, размещенную в декабре 2022г. («Деловой Бийск» №49-52), – 29.12.2022г. (чек №661 на сумму 2508р.). Относительно изменений, внесенных в рекламный макет без согласования с заказчиком, ИП <...> поясняет, что действительно официального ответа, заверенного подписью руководителя ООО «Бийский ломбохран» и печатью этой организации не было получено, все моменты обсуждались в оперативном порядке посредством электронных каналов связи, основываясь на многолетнем партнерстве и порядочности со стороны представителей ООО «Бийский ломбохран». ИП <...> указывает, что его заверили, что «произошла только перерегистрация предприятия», которая никаким образом не отражается на его хозяйственной деятельности.
14.03.2023г. представитель ООО «Бийский ломбохран» и ИП <...> на заседание Комиссии не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что в силу п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. № 1922 (далее - Правила), не является для Комиссии препятствием к рассмотрению дела по существу в данном заседании.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.
Согласно материалам дела, в газете «Деловой Бийск» №49 (1464) от 07.12.2022г. на странице №11 размещена информация следующего содержания: «Бийский ЛОМБОХРАН ООО «Бийский ломбохран» для наших клиентов процентная ставка еще ниже! • Центральный рынок, 2-й эт. 8-960-943-7878 • Ул. Красноармейская, 85 (3854) 32-81-44 • Ул. Мерлина, 27 (ТЦ «Модный») (3854) 40-40-19».
Также антимонопольным органом установлен факт размещения на сайте 2ГИС (2gis.ru/biysk) в описании к компании «Бийский ломбохран» (ООО «Бийский ломбохран»), расположенной по адресу: г. Бийск, ул. Сенная, д.104, следующей информации: «Бийский ломбохран компания по хранению ювелирных изделий Сервис, проверенный временем - реклама», «Сервис, проверенный временем,—нам доверяют более 20 лет! Наши квалифицированные специалисты быстро произведут оценку и проконсультируют вас по всем условиям договора. Постоянным клиентам скидка». Указанная информация сопровождается пометкой реклама, а сферой деятельности компании «Бийский ломбохран» указано: ломбарды.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности ООО «Бийский ломбохран» по предоставлению финансовых услуг, а также хранению ювелирных изделий, к самому Обществу, способствует привлечение внимания к указанным объектам рекламирования и продвижению на товарном рынке.
Использование в размещенной в газете «Деловой Бийск» рекламе фразы «для наших клиентов процентная ставка еще ниже», где процентная ставка является стоимостью использования заемных средств, дает основание предполагать, что хозяйствующий субъект - ООО «Бийский ломбохран», разместивший указанную рекламу, осуществляет финансовую деятельность.
Что касается рассматриваемой рекламы ООО «Бийский ломбохран» на сайте 2ГИС, то с учетом размещения рекламы в рубрике «ломбарды» в совокупности с использованием фраз «компания по хранению ювелирных изделий», «квалифицированные специалисты быстро произведут оценку», можно предположить, что рекламируемая деятельность является ломбардной.
Финансовой услугой, в соответствии с законодательством Российской Федерации, признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств физических и юридических лиц.
Федеральным законом «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения к рекламе финансовых услуг.
В силу ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
В соответствии со ст.4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Наряду с кредитными организациями, осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению займов имеют право микрофинансовые организации (в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»), ломбарды (в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»), кредитные и сельскохозяйственные кооперативы (в соответствии с Федеральными законами от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).
То есть, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов наделен ограниченный круг лиц, который установлен Федеральным законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом «О ломбардах», Федеральными законами «О кредитной кооперации» и «О сельскохозяйственной кооперации». ООО «Бийский ломбохран» не относится к лицам, имеющим право заниматься финансовой деятельностью, в том числе, ломбардной.
В соответствии с Федеральным законом «О ломбардах», ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, оказывать услуги по хранению вещей на возмездной основе.
Антимонопольным органом установлено, что сведения о наличие ООО «Бийский ломбохран» в реестрах субъектов рынка микрофинансирования, размещенных на сайте Банка России, отсутствуют. Кроме того на сайте Банка России размещены сведения от 13.12.2022г., что Банком выявлены признаки нелегального кредитора - ООО «Бийский ломбохран» (Бийский ломбард), ИНН 2204095565.
Довод ООО «Бийский ломбохран» о том, что Общество отношения к размещению рассматриваемой рекламе в газете не имеет, поскольку рекламный макет им не согласовывался, Комиссией отколоняется, в связи с тем, что реклама ООО «Бийский ломбохран» рассматриваемого содержания размещалась на протяжении длительного периода времени, начиная с 02.11.2022г., и оплата оказанных услуг производилась в конце каждого месяца (за фактически оказанные услуги), ООО «Бийский ломбохран» не могло не заметить изменения содержания рекламы.
В соответствии п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Комиссия антимонопольного органа, проанализировав представленные сторонами письменные пояснения и материалы, текст рекламы, размещенной в газете «Деловой Бийск» №49 (1464) от 07.12.2022г. на странице №11, приходит к выводу, что реклама: «Бийский ЛОМБОХРАН ООО «Бийский ломбохран» для наших клиентов процентная ставка еще ниже! • Центральный рынок, 2-й эт. 8-960-943-7878 • Ул. Красноармейская, 85 (3854) 32-81-44 • Ул. Мерлина, 27 (ТЦ «Модный») (3854) 40-40-19», распространена с нарушением ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе», поскольку ООО «Бийский ломбохран» не наделено правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению финансовых услуг - потребительских займов.
Изучив содержание размещенной на сайте 2ГИС (2gis.ru/biysk) в описании к компании «Бийский ломбохран» (ООО «Бийский ломбохран») рекламы: «Бийский ломбохран компания по хранению ювелирных изделий Сервис, проверенный временем - реклама», «Сервис, проверенный временем,—нам доверяют более 20 лет! Наши квалифицированные специалисты быстро произведут оценку и проконсультируют вас по всем условиям договора. Постоянным клиентам скидка» с указанием сферы деятельности «ломбарды» и пометкой «реклама», Комиссия приходит к выводу о неподтверждении в ходе рассмотрения дела признаков нарушения ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе», в связи с тем, что рассматриваемая реклама направлена на привлечения внимания к услугам хранения ювелирных изделий, а не к услугам по предоставлению потребительских займов, в отношении рекламы которых ст.28 Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения.
Вместе с тем, Комиссией в ходе осмотра сайта 2ГИС (2gis.ru/biysk) установлено, что в описании к компании «Бийский ломбохран» (ООО «Бийский ломбохран») указана следующая информация: «Быстро, удобно, надежно - реклама», сферой деятельности компании «Бийский ломбохран» значится «комиссионные магазины».
Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несёт как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В рассматриваемой рекламе указано ООО «Бийский ломбохран», в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, имеющее ИНН 2204095565 и основным видом деятельности которого является хранение и складирование прочих грузов.
Реклама финансовых услуг размещена в газете «Деловой Бийск», издателем которой является ИП <...>, в соответствии с выходными данными газеты.
Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Бийский ломбохран» (ИНН 2204095565), рекламораспространителем – ИП <...>.
ИП <...> в материалы дела предоставлены сведения о том, что в настоящее время рекламный макет размещается в газете в следующем виде: «Бийский ломбохран Центральный рынок, 2-й эт. 8-960-943-7878 Ул. Красноармейская, 85 (3854) 32-81-44, Ул. Мерлина, 27 (ТЦ «Модный») (3854) 140-40-19 ООО «Бийский ломбохран» ОГРН 1222200005246 реклама».
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать рекламу: «Бийский ЛОМБОХРАН ООО «Бийский ломбохран» для наших клиентов процентная ставка еще ниже! • Центральный рынок, 2-й эт. 8-960-943-7878 • Ул. Красноармейская, 85 (3854) 32-81-44 • Ул. Мерлина, 27 (ТЦ «Модный») (3854) 40-40-19», распространенную в газете «Деловой Бийск» №49 (1464) от 07.12.2022г. на странице №11, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
- Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<...>