Решение б/н Решение по делу от 20 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Бийский ломбохран»

Сенная ул., д.104, пом.74

г. Бийск, 659300

Алтайский край

<...>

ИП <...>

Мухачева ул., д.222/2

г. Бийск, 659335

Алтайский край

<...>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/28-60/2023

Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2023 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – врио заместителя руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – врио начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/28-60/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространения в газете «Деловой Бийск» №49 (1464) от 07.12.2022г. и на сайте 2ГИС (2gis.ru/biysk) рекламы, в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ООО «Бийский ломбохран» - извещено надлежащим образом,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ИП <...> - извещен надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/28-60/2023 возбуждено по факту размещения и распространения в газете «Деловой Бийск» №49 (1464) от 07.12.2022г. на странице №11 рекламы: «Бийский ЛОМБОХРАН ООО «Бийский ломбохран» для наших клиентов процентная ставка еще ниже! • Центральный рынок, 2-й эт. 8-960-943-7878 • Ул. Красноармейская, 85 (3854) 32-81-44 • Ул. Мерлина, 27 (ТЦ «Модный») (3854) 40-40-19»; на сайте 2ГИС (2gis.ru/biysk) в описании к компании «Бийский ломбохран» (ООО «Бийский ломбохран»), рекламы: «Бийский ломбохран компания по хранению ювелирных изделий Сервис, проверенный временем - реклама», «Сервис, проверенный временем,—нам доверяют более 20 лет! Наши квалифицированные специалисты быстро произведут оценку и проконсультируют вас по всем условиям договора. Постоянным клиентам скидка».

Факт размещения и распространения рассматриваемой рекламы установлен антимонопольным органом 20.01.2023г.

Усмотрев в рассматриваемой рекламе признаки нарушения ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе», антимонопольным органом 26.01.2023г. возбуждено производство по настоящему делу. Лицами, в действиях которых усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признаны ООО «Бийский ломбохран» и ИП <...>. Рассмотрение дела назначено на 14.02.2023г.

К заседанию Комиссии ООО «Бийский ломбохран» и ИП <...> в антимонопольный орган представлены письменные пояснения и документы, связанные с размещением и распространением рассматриваемой рекламы.

ООО «Бийский ломбохран» представлены письменные пояснения, согласно которым рекламный макет Обществом не согласовывался в том виде, в котором он вышел в печать у ИП <...>; Общество не было извещено о том, какой макет был подготовлен и выпущен; оплата за макеты производилась всегда заранее за 4-5 номеров выпусков, то есть до момента согласования макетов; данный макет ИП <...> выпустил в печать в целях освоения ранее поступившего аванса без согласования с ООО «Бийский ломбохран».

Общество указывает, что финансовых услуг и займов не предоставляет, что прямо следует из списка кодов по видам экономической деятельности, Обществом осуществляется деятельность по хранению вещей за счет поклажателя, что не относится ни к займам, ни к финансовым услугам.

ООО «Бийский ломбохран» предполагает, что ИП <...> скорее всего взял макет рекламы ломбарда, заменил ИНН, ОГРН и название юридического лица без согласования с Обществом.

Из пояснений ИП <...> следует, что в конце минувшего года от рекламодателя поступило уведомление, что в связи с переименованием его организации вскоре потребуется внести изменения в рекламный макет; речи об изменении профиля деятельности не было – только новое наименование и ОГРН. Поскольку рекламный макет размещался без изменений на протяжении многий лет, то, воспользовавшись случаем, рекламодатель и рекламораспространитель обсудили варианты обновления дизайна и содержания. Так как словосочетание «ссуды под залог» было исключено, то на освободившееся место заказчик предложил текст «для наших клиентов процентная ставка еще ниже!». Согласование происходило по ватсап, но в переписке не сохранилось по причине того, что для поддержания работоспособности смартфона требуется постоянно освобождать гигабайты памяти путем удаления неактуальной информации.

ООО «Бийский ломбохран» в антимонопольный орган не представлены пояснения относительно размещения информации на сайте 2ГИС (2gis.ru/biysk) в описании к компании «Бийский ломбохран» (ООО «Бийский ломбохран»).

14.02.2023г. Комиссией антимонопольного органа рассмотрение дела отложено до 14.03.2023г., в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

К заседанию Комиссии ООО «Бийский ломбохран» и ИП <...> в антимонопольный орган представлены дополнительные письменные пояснения и документы, связанные с размещением и распространением рассматриваемой рекламы.

ООО «Бийский ломбохран» представлены дополнительные письменные пояснения, согласно которым ИП <...> не смог предоставить согласованный макет, поскольку он его не согласовывал с Обществом, пустил в печать, что он и подтверждает в своих пояснениях; продвижение в ДубльГис осуществляется во всех рубриках по виду вещей (ювелирные изделия и другие вещи), не преследуя цели выдачи кредитов, так как подобная деятельность Обществом не ведется, следовательно, незаконное предпринимательство отсутствует. А так как для этих видов деятельности в законодательстве могут использоваться одинаковые термины, не влечет автоматически предоставление иных услуг, отличных от хранения, и не является идентичной. Хранение вещей носит самостоятельный характер, является самостоятельной сделкой, и отличается от хранения вещей как залоговой сделки в обеспечении предоставленного займа ломбардами. В качестве сферы деятельности «ломбард» Обществом не указывалось, а только рекламировалось в данной рубрике, поскольку там находятся ювелирные изделия, которые Общество предлагает хранить у себя.

Общество считает, что отсутствует событие нарушения и вина ООО «Бийский ломбохран», следовательно, ООО «Бийский ломбохран» ответственности не подлежит, что исключает производство по настоящему делу.

Согласно дополнительным пояснениям ИП <...> ООО «Бийский ломбохран» пользовался льготными условиями размещения: оплата за рекламу всегда производилась постфактум, что подтверждается чеками ККТ, в которых указываются номера печатного издания, соответствующие дням недели календарного года. В частности, оплата за рекламу, размещенную в ноябре 2022г. («Деловой Бийск» №44-48), произведена 30.11.2022г. (чек №439 на сумму 3135р.); оплата за рекламу, размещенную в декабре 2022г. («Деловой Бийск» №49-52), – 29.12.2022г. (чек №661 на сумму 2508р.). Относительно изменений, внесенных в рекламный макет без согласования с заказчиком, ИП <...> поясняет, что действительно официального ответа, заверенного подписью руководителя ООО «Бийский ломбохран» и печатью этой организации не было получено, все моменты обсуждались в оперативном порядке посредством электронных каналов связи, основываясь на многолетнем партнерстве и порядочности со стороны представителей ООО «Бийский ломбохран». ИП <...> указывает, что его заверили, что «произошла только перерегистрация предприятия», которая никаким образом не отражается на его хозяйственной деятельности.

14.03.2023г. представитель ООО «Бийский ломбохран» и ИП <...> на заседание Комиссии не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что в силу п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. № 1922 (далее - Правила), не является для Комиссии препятствием к рассмотрению дела по существу в данном заседании.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, в газете «Деловой Бийск» №49 (1464) от 07.12.2022г. на странице №11 размещена информация следующего содержания: «Бийский ЛОМБОХРАН ООО «Бийский ломбохран» для наших клиентов процентная ставка еще ниже! • Центральный рынок, 2-й эт. 8-960-943-7878 • Ул. Красноармейская, 85 (3854) 32-81-44 • Ул. Мерлина, 27 (ТЦ «Модный») (3854) 40-40-19».

Также антимонопольным органом установлен факт размещения на сайте 2ГИС (2gis.ru/biysk) в описании к компании «Бийский ломбохран» (ООО «Бийский ломбохран»), расположенной по адресу: г. Бийск, ул. Сенная, д.104, следующей информации: «Бийский ломбохран компания по хранению ювелирных изделий Сервис, проверенный временем - реклама», «Сервис, проверенный временем,—нам доверяют более 20 лет! Наши квалифицированные специалисты быстро произведут оценку и проконсультируют вас по всем условиям договора. Постоянным клиентам скидка». Указанная информация сопровождается пометкой реклама, а сферой деятельности компании «Бийский ломбохран» указано: ломбарды.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности ООО «Бийский ломбохран» по предоставлению финансовых услуг, а также хранению ювелирных изделий, к самому Обществу, способствует привлечение внимания к указанным объектам рекламирования и продвижению на товарном рынке.

Использование в размещенной в газете «Деловой Бийск» рекламе фразы «для наших клиентов процентная ставка еще ниже», где процентная ставка является стоимостью использования заемных средств, дает основание предполагать, что хозяйствующий субъект - ООО «Бийский ломбохран», разместивший указанную рекламу, осуществляет финансовую деятельность.

Что касается рассматриваемой рекламы ООО «Бийский ломбохран» на сайте 2ГИС, то с учетом размещения рекламы в рубрике «ломбарды» в совокупности с использованием фраз «компания по хранению ювелирных изделий», «квалифицированные специалисты быстро произведут оценку», можно предположить, что рекламируемая деятельность является ломбардной.

Финансовой услугой, в соответствии с законодательством Российской Федерации, признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств физических и юридических лиц.

Федеральным законом «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения к рекламе финансовых услуг.

В силу ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Наряду с кредитными организациями, осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению займов имеют право микрофинансовые организации (в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»), ломбарды (в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»), кредитные и сельскохозяйственные кооперативы (в соответствии с Федеральными законами от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

То есть, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов наделен ограниченный круг лиц, который установлен Федеральным законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом «О ломбардах», Федеральными законами «О кредитной кооперации» и «О сельскохозяйственной кооперации». ООО «Бийский ломбохран» не относится к лицам, имеющим право заниматься финансовой деятельностью, в том числе, ломбардной.

В соответствии с Федеральным законом «О ломбардах», ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, оказывать услуги по хранению вещей на возмездной основе.

Антимонопольным органом установлено, что сведения о наличие ООО «Бийский ломбохран» в реестрах субъектов рынка микрофинансирования, размещенных на сайте Банка России, отсутствуют. Кроме того на сайте Банка России размещены сведения от 13.12.2022г., что Банком выявлены признаки нелегального кредитора - ООО «Бийский ломбохран» (Бийский ломбард), ИНН 2204095565.

Довод ООО «Бийский ломбохран» о том, что Общество отношения к размещению рассматриваемой рекламе в газете не имеет, поскольку рекламный макет им не согласовывался, Комиссией отколоняется, в связи с тем, что реклама ООО «Бийский ломбохран» рассматриваемого содержания размещалась на протяжении длительного периода времени, начиная с 02.11.2022г., и оплата оказанных услуг производилась в конце каждого месяца (за фактически оказанные услуги), ООО «Бийский ломбохран» не могло не заметить изменения содержания рекламы.

В соответствии п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссия антимонопольного органа, проанализировав представленные сторонами письменные пояснения и материалы, текст рекламы, размещенной в газете «Деловой Бийск» №49 (1464) от 07.12.2022г. на странице №11, приходит к выводу, что реклама: «Бийский ЛОМБОХРАН ООО «Бийский ломбохран» для наших клиентов процентная ставка еще ниже! • Центральный рынок, 2-й эт. 8-960-943-7878 • Ул. Красноармейская, 85 (3854) 32-81-44 • Ул. Мерлина, 27 (ТЦ «Модный») (3854) 40-40-19», распространена с нарушением ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе», поскольку ООО «Бийский ломбохран» не наделено правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению финансовых услуг - потребительских займов.

Изучив содержание размещенной на сайте 2ГИС (2gis.ru/biysk) в описании к компании «Бийский ломбохран» (ООО «Бийский ломбохран») рекламы: «Бийский ломбохран компания по хранению ювелирных изделий Сервис, проверенный временем - реклама», «Сервис, проверенный временем,—нам доверяют более 20 лет! Наши квалифицированные специалисты быстро произведут оценку и проконсультируют вас по всем условиям договора. Постоянным клиентам скидка» с указанием сферы деятельности «ломбарды» и пометкой «реклама», Комиссия приходит к выводу о неподтверждении в ходе рассмотрения дела признаков нарушения ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе», в связи с тем, что рассматриваемая реклама направлена на привлечения внимания к услугам хранения ювелирных изделий, а не к услугам по предоставлению потребительских займов, в отношении рекламы которых ст.28 Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения.

Вместе с тем, Комиссией в ходе осмотра сайта 2ГИС (2gis.ru/biysk) установлено, что в описании к компании «Бийский ломбохран» (ООО «Бийский ломбохран») указана следующая информация: «Быстро, удобно, надежно - реклама», сферой деятельности компании «Бийский ломбохран» значится «комиссионные магазины».

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несёт как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В рассматриваемой рекламе указано ООО «Бийский ломбохран», в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, имеющее ИНН 2204095565 и основным видом деятельности которого является хранение и складирование прочих грузов.

Реклама финансовых услуг размещена в газете «Деловой Бийск», издателем которой является ИП <...>, в соответствии с выходными данными газеты.

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Бийский ломбохран» (ИНН 2204095565), рекламораспространителем – ИП <...>.

ИП <...> в материалы дела предоставлены сведения о том, что в настоящее время рекламный макет размещается в газете в следующем виде: «Бийский ломбохран Центральный рынок, 2-й эт. 8-960-943-7878 Ул. Красноармейская, 85 (3854) 32-81-44, Ул. Мерлина, 27 (ТЦ «Модный») (3854) 140-40-19 ООО «Бийский ломбохран» ОГРН 1222200005246 реклама».

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: «Бийский ЛОМБОХРАН ООО «Бийский ломбохран» для наших клиентов процентная ставка еще ниже! • Центральный рынок, 2-й эт. 8-960-943-7878 • Ул. Красноармейская, 85 (3854) 32-81-44 • Ул. Мерлина, 27 (ТЦ «Модный») (3854) 40-40-19», распространенную в газете «Деловой Бийск» №49 (1464) от 07.12.2022г. на странице №11, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны