Решение б/н РЕШЕНИЕ № 4-ФАС22-АМ/02-16 от 25 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 4-ФАС22-АМ/02-16

Резолютивная часть Решения оглашена 27.04.2016 г.                                         

В полном объеме Решение изготовлено 10.05.2016 г.                                                              г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело № 4-ФАС22-АМ/02-16 по признакам нарушения ООО «АлтайТеплоСервисСлавгород» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствии представителей

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю из Славгородской межрайонной прокуратуры на рассмотрение поступило заявление ИП Гельмель (вх. № 1648 от 11.01.2016) по вопросу законности и обоснованности выставления ООО «АлтайТеплоСервисСлавгород» (далее – ООО «АТССлавгород») к оплате потерь тепловой энергии, потребленной по адресу: г. Славгород, ул. К. Маркса, 134.

Как следует из содержания заявления и представленных документов, на основании постановления Администрации города Славгорода Алтайского края от 12.10.2015 № 1542 статус единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования города Славгорода присвоен ООО «АТССлавгород», которое осуществляет поставку тепловой энергии потребителям муниципального образования города Славгорода Алтайского края, в том числе, и ИП Гельмель на объекты, расположенные по адресам: г. Славгород, ул. Ленина, 119/33, ул. К. Маркса, 134, ул. Ленина, 119/18.

ООО «АТССлавгород» 10.12.2015 года представило ИП Гельмель для подписания проект договора теплоснабжения от 07.10.2015 № 304/П/130. Приложением к проекту договора от 07.10.2015 № 304/П/130 представлен акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон. На основании вышеназванного акта граница раздела ответственности за состояние эксплуатации тепловых сетей устанавливается по месту врезки в магистральный трубопровод. 

Однако, в своем ответе (вх. № 16931 от 01.02.2016) на запрос антимонопольного органа ООО «АТССлавгород» проинформировало УФАС по Алтайскому краю о том, что на 28 января 2016 года договор теплоснабжения от 07.10.2015 № 304/П/130 со стороны ИП Гельмель не подписан.

На 10 февраля 2016 г. со стороны ИП Гельмель вышеназванные договор и акт разграничения балансовой принадлежности также не подписаны, однако, ИП Гельмель получала через присоединенную сеть тепловую энергию, в том числе, на объект, расположенный по адресу: г. Славгород, ул. К.Маркса, 134. Таким образом, между ООО «АТССлавгород» и ИП Гельмель сложились фактические отношения по теплоснабжению объектов.

При этом ООО «АТССлавгород» выставляло ИП Гельмель к оплате за теплоснабжение и тепловые потери по объекту, расположенному по адресу: г. Славгород, ул. К. Маркса, 134, о чем свидетельствуют копии счет-фактур от 31.10.2015 № 00000112, от 30.11.2015 № 00000592, от 31.12.2015 № 00001136.

По иным объектам ИП Гельмель тепловые потери не начислялись.

Также администрация г. Славгорода в своем ответе от 04.03.2016 исх. № 604 указала на то, что участок тепловой сети, соединяющий объект ИП Гельмель с тепломагистралью, находящейся на обслуживании ООО «АТССлавгород», является бесхозяйным.

Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.

Раздел V Правил № 1034  устанавливает порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.

Кроме того, согласно пункту 130 Правил № 1034 распределении потерь тепловой энергии, теплоносителя и сверхнормативных потерь тепловой энергии, теплоносителя производится в случае передачи тепловой энергии, теплоносителя по участку тепловой сети, принадлежащему потребителю.

На момент возбуждения данного дела в материалах отсутствовали документы, подтверждающие то, что участок тепловой сети, по которой ООО «АТССлавгород» начисляет ИП Гельмель потери, находился на балансе и обслуживании ИП Гельмель.

Из информации, представленной в антимонопольный орган следует, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ИП Гельмель и ООО «АТССлавгород» на дату рассмотрения настоящего дела в заседании Комиссии ФАС по Алтайскому краю, состоявшемся 29 марта 2016 г., также не была определена.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, закреплены в Федеральном законе от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

Согласно части 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные сети являются частью сетевого хозяйства, с использованием которого ООО «АТССлавгород» оказывает услуги по снабжению тепловой энергией, за которую получает соответствующую плату.

ООО «АТССлавгород» осуществляло фактическую эксплуатацию бесхозяйного участка тепловой сети в целях исполнения обязательств.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о теплоснабжении в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.

ООО «АТССлавгород» обязано передать тепловую энергию до конечного потребителя, следовательно, имеет экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости).

Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю установлено, что после возбуждения настоящего дела, ИП Гельмель и ООО «АТССлавгород» заключили договор теплоснабжения от 07.10.2015 № 304/П/130 и подписали акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.  Согласно данному акту граница раздела эксплуатационной ответственности сторон установлена на точке врезки в центральную тепломагистраль, подземный участок тепломагистрали от точки врезки в центральную тепломагистраль до здания № 134 по ул. К. Маркса г. Рубцовска находится на балансе и обслуживании ИП Гельмель.  

По информации, полученной от ИП Гельмель в личной беседе, следует, что вышеназванный договор теплоснабжения от 07.10.2015 № 304/П/130 был подписан 31.03.2016 года. Доказательств, подтверждающих иное, в материалах дела не имеется.

Кроме того, копия подписанного договора теплоснабжения № 304/П/130 от 07.10.2015 в адрес антимонопольного органа была представлена ООО «АТССлавгород» 22 апреля 2016 года (вх. № 164516 от 22.04.2016). 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению в г. Славгороде Алтайского края.

Географические границы рынка услуг по теплоснабжению определены в границах балансовой принадлежности тепловых сетей ООО «АТССлавгород», а также в границах бесхозяйных сетей, расположенных между теплопотребляющими установками потребителя (ИП Гельмель) и тепломагистралью теплоснабжающей организации (ООО «АТССлавгород»), в административных границах г. Славгорода Алтайского края.

Хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по теплоснабжению, является ООО «АТССлавгород», занимающее доминирующее положение на указанном товарном рынке, с долей 100%.  

Следовательно, на ООО «АТССлавгород» распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, действия ООО «АлтайТеплоСервисСлавгород», выразившиеся в выставлении к оплате ИП Гельмель потерь тепловой энергии, потребленной по адресу г. Славгород, ул. К.Маркса, 134, на участке тепловой сети, не находящемся на балансе и обслуживании ИП Гельмель до 31.03.2016 года – фактической даты заключения договора и подписания акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, ущемляли интересы ИП Гельмель и нарушали часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1.Признать действия ООО «АлтайТеплоСервисСлавгород», выразившиеся в выставлении к оплате ИП Гельмель потерь тепловой энергии, потребленной по адресу г. Славгород, ул. К.Маркса, 134, на участке тепловой сети, не находящемся на балансе и обслуживании ИП Гельмель до 31.03.2016 года – фактической даты заключения договора и подписания акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, ущемляющими интересы ИП Гельмель и нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.Предписание ООО «АлтайТеплоСервисСлавгород» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с  заключением ИП Гельмель и ООО «АТССлавгород» 31.03.2016 года договора теплоснабжения от 07.10.2015 № 304/П/130 и подписанием акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон,  на основании которого граница раздела эксплуатационной ответственности сторон установлена на точке врезки в центральную тепломагистраль, подземный участок тепломагистрали от точки врезки в центральную тепломагистраль до здания № 134 по ул. К. Маркса г. Рубцовска взят на баланс и обслуживание ИП Гельмель.                      

<…>

Согласно статье 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, в срок, установленный частью 6 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны