Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №42-ФАС22-Р/05-17 от 16 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №42-ФАС22-Р/05-17

Решение изготовлено в полном объеме 15 июня 2017 года                                                                  г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: 

<…>

рассмотрев дело №42-ФАС22-Р/05-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на рекламной конструкции по адресу: г. Новоалтайск, ул.Октябрьская, д. 14а наружной рекламы, а также в салоне пассажирского автобуса маршрута №205 (ООО «Трансмагистраль») рекламы медицинских услуг без предупреждения о противопоказаниях к применению и использованию медицинских услуг

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: рекламодателя ООО МЦ «Здравица», генеральный директор А<…>,

УСТАНОВИЛА:

18 мая 2017г. Алтайским краевым УФАС России выявлен факт размещения рекламы медицинских услуг на фасаде торгового центра «Локомотив» по адресу: г.Новоалтайск, ул.Октябрьская, 14а (слева от входа в торговый центр) следующего содержания «Медицинский центр Здравица –дневной стационар –лабораторные анализы –медицинские справки –Узи-диагностика Терапевт Эндокринолог Кардиолог Хирург Ангиохирург Психиатр Нарколог Дерматолог Акушер-гинеколог –Уролог –Остеопат –Физиотерапевт –Невролог –Нутрициолог ул.Прудская, 13 (38532) 45-589, 8-983-556-0103», а так же в салоне пассажирского автобуса маршрута №205 (ООО «Трансмагистраль») рекламы «Медицинский центр «Здравица» Функциональная и ультразвуковая диагностика Дневной стационар все виды массажа все виды анализов выдача листов нетрудоспособности галокамера соляная пищера консультативный прием терапевт эндокринолог хирург психиатр нарколог гинеколог уролог остеопат физиотерапевт невролог режим работы 9.00-21.00 без обеда и выходных», без предупреждения о противопоказаниях к применению и использованию медицинских услуг, что противоречит требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006г № 38-ФЗ «О рекламе».

В рассматриваемой рекламе отсутствует предупреждение о противопоказаниях к применению и использованию медицинских услуг «УЗИ-ДИАГНОСТИКА», «Лабораторные анализы», что противоречит требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006г № 38-ФЗ «О рекламе».

На заседании Комиссии генеральный директор ООО МЦ «Здравица» А<…> факт нарушения законодательства РФ о рекламе признала, пояснила, что нарушение произошло по невнимательности. Листовки, размещенные в салоне пассажирского автобуса маршрута №205 были изготовлены собственными силами, без привлечения типографии.

Комиссия, заслушав генерального директора ООО МЦ «Здравица», изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

В соответствие с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация полностью соответствует легальному определению понятия «реклама», закрепленному в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к медицинскому центру «Здравица», к рекламируемым медицинским услугам, в том числе «УЗИ-ДИАГНОСТИКА», «Лабораторные анализы», способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке. 

Федеральным законом «О рекламе» установлены специальные требования к рекламе медицинских услуг. 

Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В распространяемой наружной рекламе такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 5% рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011г. №1664н к медицинским услугам относятся: 

- прием (осмотр, консультация) врача функциональной диагностики первичный (В01.054.002), прием (осмотр, консультация) врача функциональной диагностики повторный (В01.054.003), осмотр (консультация) врача функциональной диагностики (B01.056.001), 

- осмотр (консультация) врача ультразвуковой диагностики (В01.052.001), прием (осмотр, консультация) врача ультразвуковой диагностики (В01.054.004), прием (осмотр, консультация) врача ультразвуковой диагностики повторный (В01.054.005)

- общий массаж медицинский, массаж лица медицинский, массаж шеи медицинский и т.д. ( А21.01.001 – А21.01.008);

- прием (осмотр, консультация) врача-терапевта первичный (B01.047.001), прием (осмотр, консультация) врача-терапевта повторный (B01.047.002);

- прием (осмотр, консультация) врача-эндокринолога первичный (B01.058.001), прием (осмотр, консультация) врача-эндокринолога повторный (B01.058.002);

- прием (осмотр, консультация) врача-хирурга первичный (B01.057.001), прием (осмотр, консультация) врача-хирурга повторный (B01.057.002);

- прием (осмотр, консультация) врача-психиатра первичный (B01.035.001), прием (осмотр, консультация) врача-психиатра повторный (B01.035.002);

- прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога первичный (B01.036.001), прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога повторный (B01.036.002);

- прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога первичный (B01.001.001), прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога повторный (B01.001.002);

- прием (осмотр, консультация) врача-уролога первичный (B01.053.001), прием (осмотр, консультация) врача-уролога повторный (B01.053.002);

- прием (осмотр, консультация) врача-остеопата первичный (B01.069.002), прием (осмотр, консультация) врача-остеопата повторный (B01.069.003);

- осмотр (консультация) врача-физиотерапевта (B01.054.001);

- прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный (B01.023.001), прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный (B01.023.002).

В соответствии с Государственным Реестром новых медицинских технологий, который является официальным документом Министерства здравоохранения Российской Федерации, в разделе «Пульмонология» галокамера (соляная пещера) является медицинским оборудованием, а галотерапия - медицинской технологией в комплексном лечении и реабилитации заболеваний органов дыхания (п.18 Реестра).

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи" и Сводом правил 35-116-2006 "Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями" галотерапия относится к физиотерапевтическому методу лечения.

Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» физиотерапия относится к медицинской деятельности.

Статьей 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 медицинская техника, мебель, оборудование, дезинфекционные средства, изделия медицинского назначения, строительные и отделочные материалы, а также используемые медицинские технологии должны быть разрешены к применению на территории Российской Федерации в установленном порядке.

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.06.2003 утверждены «Санитарно-эпидемиологическая оценка и эксплуатация аэроионизирующего оборудования. Методические указания. МУ 4.3.1517-03» (далее - МУ 4.3.1517-03).

Согласно пункту 3.4 таблицы 2 МУ 4.3.1517-03 галокамеры предназначены для использования в санитарно-эпидемиологических (для профилактики заболеваний) и лечебных целях.

Таким образом, рекламируемые услуги: «функциональная и ультразвуковая диагностика», «массаж», «анализы»,  «галокамера соляная пищера», «консультативный прием терапевт эндокринолог хирург психиатр нарколог гинеколог уролог остеопат физиотерапевт невролог» являются медицинскими, следовательно, рассматриваемая реклама должна сопровождаться предупреждением, предусмотренным ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) на реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно представленной ООО «МЦ «Здравица» копии лицензии и приложения №1 на осуществление медицинской деятельности №ЛО-22-01-004314 от 30.09.2016г. следует, что ООО «МЦ «Здравица» не имеет права осуществлять медицинскую деятельность по проведению лабораторных анализов и услуг дерматолога,   которые указаны в рекламе.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе признается, согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

По информации, представленной генеральным директором ООО МЦ «Здравица» установлено, что в салоне автобуса листовки, самостоятельно изготавливались и размещались силами Общества. Макет наружной рекламы также утверждался генеральным директором ООО МЦ «Здравица» 11.04.2017г. на основании договора (размещения рекламы) от 01.03.2017г., заключенного с ИП Лазаревым.

Материалами дела установлено,  что рекламодателем данной рекламной информации является ООО МЦ «Здравица».

Таким образом, Комиссией установлен факт нарушения ООО МЦ «Здравица»

п.7 ст.7 и ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в размещении рекламы медицинских услуг на фасаде торгового центра «Локомотив» по адресу: г.Новоалтайск, ул.Октябрьская, 14а (слева от входа в торговый центр) и в салоне пассажирского автобуса маршрута №205, ненадлежащей.

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать наружную рекламу «Медицинский центр Здравица –дневной стационар –лабораторные анализы –медицинские справки –Узи-диагностика Терапевт Эндокринолог Кардиолог Хирург Ангиохирург Психиатр Нарколог Дерматолог Акушер-гинеколог –Уролог –Остеопат –Физиотерапевт –Невролог –Нутрициолог ул.Прудская, 13 (38532) 45-589, 8-983-556-0103»  и рекламу «Медицинский центр «Здравица» Функциональная и ультразвуковая диагностика Дневной стационар все виды массажа все виды анализов выдача листов нетрудоспособности галокамера соляная пищера консультативный прием терапевт эндокринолог хирург психиатр нарколог гинеколог уролог остеопат физиотерапевт невролог режим работы 9.00-21.00 без обеда и выходных», размещенную в салоне пассажирского автобуса маршрута №205 (ООО «Трансмагистраль»), ненадлежащей, поскольку при ее размещении нарушены требования п.7 ст.7, ч.7 ст.24  Федерального закона «О рекламе».

2.Признать ООО МЦ «Здравица» нарушившим требование пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

3.Выдать ООО МЦ «Здравица» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора ООО МЦ «Здравица» по части 5 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.  

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ  №46

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 

15 июня 2017г.                                                                                                      г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: 

<…>

на основании своего решения от 15 июня 2017г. по делу №42-ФАС22-Р/05-17 о признании рекламы: «Медицинский центр Здравица –дневной стационар –лабораторные анализы –медицинские справки –Узи-диагностика Терапевт Эндокринолог Кардиолог Хирург Ангиохирург Психиатр Нарколог Дерматолог Акушер-гинеколог –Уролог –Остеопат –Физиотерапевт –Невролог –Нутрициолог ул.Прудская, 13 (38532) 45-589, 8-983-556-0103», размещенной по адресу: г.Новоалтайск, ул.Октябрьская, 14а и рекламы: «Медицинский центр «Здравица» Функциональная и ультразвуковая диагностика Дневной стационар все виды массажа все виды анализов выдача листов нетрудоспособности галокамера соляная пищера консультативный прием терапевт эндокринолог хирург психиатр нарколог гинеколог уролог остеопат физиотерапевт невролог режим работы 9.00-21.00 без обеда и выходных», размещенной в салоне пассажирского автобуса маршрута №205 (ООО «Трансмагистраль»), ненадлежащей, поскольку при ее размещении нарушены требования п.7 ст.7, ч.7 ст.24  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО МЦ «Здравица» в десятидневный срок со дня вынесения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение рекламы медицинских услуг с нарушением требований п.7 ст.7, ч.7 ст.24  Федерального закона «О рекламе».

2. ООО МЦ «Здравица» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 28 июня 2017 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны