Определение (комиссия) №СС/6158/23 Определение о прекращении от 24 августа 2023 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Курс»

<...>

г. Барнаул, 656015

<...>@yandex.ru

ИП <...>

<...>

г. Барнаул, 656031

<...>@gmail.com

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу №022/05/28-787/2023

Определение изготовлено в полном объеме 24 августа 2023 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – врио руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – врио начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/28-787/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространения рекламы финансовых услуг в газете «Свободный курс», в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламораспространителя ООО «Курс» в лице представителя по доверенности б/н от 11.05.2023г. <...>,

с участием слушателей:

- <...> (предъявлен паспорт),

- <...> (предъявлен паспорт),

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодателя ИП <...> (извещена надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/28-787/2023 возбуждено 17.07.2023 по факту распространения в газете «Свободный курс» №26 (1645) от 28.06.2023г. на странице №74 рекламы финансовых услуг, в которой усмотрены признаки нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе указана финансовая услуга «кредит», однако наименование или имя лица, предоставляющего данную услугу, в рекламе отсутствует.

В соответствии со ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо), так и рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств).

Рассматриваемая реклама распространена в газете «Свободный курс» №26 (1645) от 28.06.2023г., учредителем которой является ООО «Курс» (ИНН 2221234794, адрес: г. Барнаул, ул. <...>).

Таким образом, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Курс» (ИНН 2221234794).

Рассмотрение дела назначено на 03.08.2023г.

ООО «Курс» представлены письменные пояснения, из которых следует, что Общество считает, что в указанной публикации отсутствуют нарушения Федерального закона «О рекламе»; реклама «Олимп Моторс» не призвана поддерживать интерес к финансовым услугам в виде кредитования; в рекламе отсутствует указание на какие-то исключительные свойства такого товара, услуги по кредитованию физических лиц или финансовым услугам, или предоставление банковского кредита; продуктом рекламной деятельности выступают в рассматриваемом случае, исключительно услуги по продаже автомобилей; текст рекламного объявления не содержит информации о предложении покупателям использовать при расчетах за предлагаемые автомобили банковские услуги в виде оплаты за счет кредитных средств; упоминание о возможном приобретении автомобилей с использованием кредита, свидетельствует о реализации товаров посредством привлечения кредитных ресурсов банков, преследуя единственную цель рекламной акции – продвижение на рынке товаров; определяя содержание рекламы, автосалон был намерен лишь заключать сделки направленные на отчуждение автомобилей, излагая допускаемые законодательством способы реализации такого имущества и его оплаты; возможность покупки рекламируемого товара в кредит является одной из форм реализации товара, что не противоречит нормам гражданского законодательства Российской Федерации.

ООО «Курс» считает, что рассматриваемая реклама не призвана поддерживать интерес к финансовым услугам в виде получение кредита; в ней отсутствует указание на исключительные свойства такого товара, как услуги по предоставлению кредитных средств, она не способствует возникновению интереса у потребителей к финансовым услугам или предоставлению банковского кредита; продуктом рекламной деятельности выступают в рассматриваемом случае исключительно услуги по продаже автомобилей.

Также из представленных документов следует, что между ООО «Курс» и ИП <...> заключен договор, в соответствии с которым ООО «Курс» предоставляет ИП <...> площади для размещения рекламных и рекламно-информационных материалов, в том числе в газете «Свободный курс». В свою очередь, между ИП <...> и ИП <...> заключен договор на размещение рекламы, по которому ИП <...> обязуется по заданию ИП <...> оказать услуги по размещению рекламных материалов, в том числе в газете «Свободный курс».

В заседании Комиссии, состоявшемся 03.08.2023г., представитель ООО «Курс» <...> сообщила, что рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является ИП <...> (ИНН <...>).

Комиссия, заслушав <...>, а также изучив представленные документы и материалы, рассмотрение дела отложила до 23.08.2023г. в связи с привлечением к участию в деле ИП <...> в качестве рекламодателя.

ИП <...> представлены письменные пояснения, согласно которым между ИП <...> и ИП <...> заключен договор на размещение рекламы №В/89/Р от 15.04.2023г., в соответствии с которым ИП <...> обязуется по заданию ИП <...> оказать услуги по размещению рекламных материалов в изданиях: газета «Свободный курс», журнал «Телепарк», газета «ТВ-Пульт», газета «Печки-Лавочки» и на сайте altapress.ru в объеме и на условиях, определенных договором и приложением, являющимся неотъемлемой частью договора.

В рамках заключенного договора и в соответствии с приложением №4 к договору на размещение рекламы №В/89/Р от 15.04.2023г. ИП <...> оказана услуга по размещению рассматриваемой рекламы в газете «Свободный курс» №26 (1645). Рекламный макет для размещения в газеты изготовлен в рамках заключенного договора с ИП <...>. В соответствии с условиями п.2.1 договора ИП <...> оформлен и утвержден рекламный макет до даты размещения рекламы. Ответственным лицом за проведение рекламной кампании со стороны ИП <...> является руководитель отдела продаж <...>. В соответствии с должностной инструкцией руководителя отдела продаж в круг его обязанностей входит: проверка рекламно-информационных материалов на предмет соответствия действующему законодательству о рекламе.

23.08.2023г. Комиссия антимонопольного органа, заслушав представителя ООО «Курс» <...>, проанализировав содержание рекламы и представленные материалы и документы, пришла к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 12.07.2023г. Алтайским краевым УФАС России выявлен факт размещения и распространения рекламной информации в газете «Свободный курс» №26 (1645) от 28.06.2023г. на странице №74 следующего содержания: «ОЛИМП МОТОРС достойные авто с пробегом Мы создали все условия для комфортной покупки Чистые авто, кредит, трейд-ин Барнаул, пр-д Северный Власихинский, 53 (3852) 58-11-00».

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования, согласно п.2 ст. 3 настоящего Федерального закона, является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п.3 ст.3 Федеральный закон «О рекламе»).

Тем самым, реклама должна привлекать внимание к объекту рекламирования и формировать или поддерживать интерес к нему, способствовать его продвижению на рынке.

Рассматриваемая информация полностью соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным ст.3 Федерального закона «О рекламе».

Федеральным законом «О рекламе» установлены особенности рекламы отдельных видов товаров, в частности ст.28 настоящего Федерального закона регламентированы особенности рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности.

Финансовой услугой, согласно действующему законодательству, признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с пп. «д» п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

В силу ч.1 ст.819 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Тем самым, реклама «кредит» может быть признана рекламой финансовых услуг. Однако, Комиссия антимонопольного органа, проанализировав содержание рекламы «ОЛИМП МОТОРС достойные авто с пробегом Мы создали все условия для комфортной покупки Чистые авто, кредит, трейд-ин Барнаул, пр-д Северный Власихинский, 53 (3852) 58-11-00», приходит к выводу, что данная реклама не призвана поддерживать интерес к финансовым услугам, к кредиту. В ней отсутствует указание на какие-то исключительные свойства такого товара, как услуги по предоставлению кредита, она не способствует возникновению интереса у потребителей к финансовым услугам или предоставлению банковского кредита. Продуктом деятельности выступили исключительно услуги по продаже товара – автомобили.

Текст рекламного объявления не содержит информации о предложении покупателям использовать при расчетах за автомобили банковские услуги в виде определенной банковской схемы оплаты.

Упоминание о возможном приобретении товара (автомобили) с использованием кредита, свидетельствует о реализации автомобилей посредством привлечения кредитных ресурсов банка, преследуя единственную цель рекламной акции, продвижение на рынке товара – автомобилей.

Размер шрифта, примененный при опубликовании сведений об кредите, не является крупным. На первом месте крупным планом изложена фраза «ОЛИМП МОТОРС достойные авто с пробегом», что также отражает намерение продавца реализовать автомобили вне зависимости от способа продажи.

Кроме того, основным видом деятельности рекламодателя, ИП <...>, выступает торговля оптовая легковыми автомобилями и автомобильными средствами за вознаграждение или на договорной основе. ИП <...> не вправе заключать кредитные договоры, у нее нет лицензии на осуществлении банковских операций.

Определяя содержание рекламы, ИП <...> было намерено лишь заключить соглашения, направленные на отчуждение автомобилей, излагая допускаемые законодательством способы реализации такого имущества. Возможность покупки рекламируемого товара (автомобилей) через кредит является одной из форм реализации товара, что не противоречит нормам гражданского законодательства.

Тем самым, финансовые услуги не являются объектом рекламирования. Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к услугам по продаже автомобилей.

Следовательно, рассматриваемая реклама не нарушает требования ч.1 ст.28 Федерального закона» О рекламе».

В соответствии с п. 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, в случаях неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь п.40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия УФАС по Алтайскому краю

ОПРЕДЕЛИЛА:

производство по делу №022/05/28-787/2023 прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны