Решение б/н Решение по делу № 45-ФАС22-ОВ/04-14 от 5 июля 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРезолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2014
В полном объеме решение изготовлено 05 мая 2014
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С<…>;
Члены Комиссии:
Г<…>
О<…>,
рассмотрев дело № 45-ФАС22-ОВ/04-14 по признакам нарушения администрацией Ключевского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном расширении перечня документов, предъявляемых для получения градостроительного плана земельного участка в административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» (утв. постановлением администрации Ключевского района от 27.06.2012 № 413),
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края установлено, что постановлением администрации Ключевского района Алтайского края № 413 от 27.06.2012 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» (далее – Административный регламент).
Получателями муниципальной услуги являются граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица – застройщики, осуществляющие строительство объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных на территории муниципального образования (раздел I п. 4 Административного регламента).
Пунктом 20 раздела II Административного регламента установлен перечень документов, которые необходимы для выдачи ГПЗУ:
- заявление о выдаче градостроительного плана;
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- кадастровый паспорт земельного участка;
- правоустанавливающие документы на все объекты недвижимости, расположенные на земельном участке;
- действующие кадастровые паспорта, подготовленные органом государственного технического учета и технической инвентаризации, объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка;
- чертеж ГПЗУ.
Основанием для отказа в выдаче градостроительного ГПЗУ является: отсутствие или неполный перечень документов, указанных в пункте 20 настоящего Административного регламента; размещение объекта капитального строительства невозможно из-за нарушений экологических и градостроительных норм и правил использования данного земельного участка (пункт 23 раздела II Административного регламента).
В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю на основании приказа УФАС по Алтайскому краю № 112 от 10.04.2014 в отношении администрации Ключевского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 45-ФАС22-ОВ/04-14.
От администрации Ключевского района Алтайского края поступило ходатайство о рассмотрении дела № 45-ФАС22-ОВ/04-14 без участия представителей (вх. № 455 от 25.04.2014).
Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов (пункт 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такими документами являются в том числе:
- документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;
- учредительные документы юридического лица;
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги - предоставление градостроительного плана земельного участка урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (часть 1 статья 44 ГрК РФ). В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (пункт 17 статьи 46 ГрК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, а также правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда от 09.08.2012г. № АПЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/11/ГС.
Таким образом, включение в перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению на выдачу ГПЗУ: правоустанавливающие документы на земельный участок; кадастровый паспорт земельного участка; правоустанавливающие документы на все объекты недвижимости, расположенные на земельном участке; действующие кадастровые паспорта, подготовленные органом государственного технического учета и технической инвентаризации, объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка; чертеж ГПЗУ не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами.
Не смотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения ГПЗУ, администрация Ключевского района Алтайского края в нарушение части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определила список документов в Административном регламенте, который, по её мнению, необходим для получения ГПЗУ, чем создала препятствия для хозяйствующих субъектов в получении бесплатной муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
На основании изложенного действия администрации Ключевского района Алтайского края, выразившиеся в утверждении постановлением администрации Ключевского района от 27.06.2012 № 413 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством (пункт 20), образуют нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать действия администрации Ключевского района, выразившиеся в утверждении постановлением администрации Ключевского района от 27.06.2012 № 413 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством (пункт 20), - противоречащими пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
2. Выдать администрации Ключевского района Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
<…>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е № 45-ФАС22-ОВ/04-14
05 мая 2014 г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С<…>;
Члены Комиссии:
Г<…>;
О<…>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05 мая 2014 по делу № 45-ФАС22-ОВ/04-14 по факту нарушения администрацией Ключевского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Администрации Ключевского района Алтайского края в срок до 30 мая 2014 прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» путем внесения изменений в пункт 20 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденного постановлением администрации Ключевского района от 27.06.2012 № 413, предусматривающих исключение из перечня документов, которые должны быть приложены к заявлению на выдачу градостроительного плана земельного участка: правоустанавливающие документы на земельный участок; кадастровый паспорт земельного участка; правоустанавливающие документы на все объекты недвижимости, расположенные на земельном участке; действующие кадастровые паспорта, подготовленные органом государственного технического учета и технической инвентаризации, объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка; чертеж ГПЗУ не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами (пункт 20).
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с предоставлением копии принятого решения.
<…>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.