Определение №№ 3893/7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства по делу №022/05/28-58... от 16 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

КПК «АС Финанс»

Шумакова ул., 17а, оф.305а

г. Барнаул, 656058

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу №022/05/28-586/2020

16 сентября 2020г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы;

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы;

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев материалы дела № 022/05/28-586/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в городе Бийске рекламы о принятии сбережений КПК «АС Финанс», в которой усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя – КПК «АС Финанс», Алтайский край, 656058, г.Барнаул, Шумакова ул., 17а, оф. 305а, ИНН 2222839344, - <...>,

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/28-586/2020 возбуждено по факту распространения в городе Бийске вблизи Бизнес-центра «Изумрудный», расположенного по адресу: Советская ул., 212/2, посредством рекламной конструкции рекламы: «ЗВОНИТЕ 255-025 Переводите время в деньги АС ФИНАНС Кредитный потребительский кооператив ТАРИФ «ПОДДЕРЖКА» СБЕРЕЖЕНИЯ ПОД 12,6% годовых ул.Советская Под контролем ЦБ, СРО и Росфинмониторинга Стабильное преумножение Ваших сбережений… ».

Усмотрев в рассматриваемой рекламе признаки нарушения Федерального закона «О рекламе», антимонопольным органом 23.07.2020г. возбуждено производство по настоящему делу. Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признано КПК «АС Финанс». Рассмотрение дела назначено на 13.08.2020г.

На заседании Комиссии представитель КПК «АС Финанс» <...> с признаками нарушения законодательства Российской о рекламе не согласился, указав на что, в рекламе вся информация выполнена шрифтом не менее 5 см и хорошо читается; рекламно-информационный материал содержит привлекательные для любого лица, из заранее неопределенного круга лиц, предложения по тарифу «Поддержка», сбережения под 12,6% годовых, которые способны повлиять на принятие решения о вступление в члены КПКГ «АС Финанс», то есть добровольно. Наличие информации, указанной разным шрифтом, по словам представителя КПК «АС Финанс», никак не влияет на возможное волеизъявление лиц, желающих воспользоваться услугами кооператива, а также вступить в членство кооператива.

По вопросу размещения рассматриваемой рекламы в городе Бийске КПК «АС Финанс» предоставлена копия агентского договора № 21/11 от 21.11.2017г., заключенного между КПК «АС Финанс» и ПКО «АС Финанс». В соответствии с условиями данного договора агент за вознаграждение обязуется от своего имени, по поручению принципала и за его счет произвести изготовление, размещение и демонстрацию рекламно-информационного материала на рекламных конструкциях, расположенных в городе Бийске Алтайского края. Размещение рекламного материала на рекламной конструкции вблизи Бизнес-центра «Изумрудный» по адресу: Советская ул., 212/2, осуществлено ПКО «АС Финанс» на основании договора на размещение и распространение рекламы № 018 от 13.12.2017г., заключенного с ООО «РА Малина».

При этом, как поясняет представитель КПК «АС Финанс», готовый рекламный макет согласовывался с КПК «АС Финанс».

Определением о возбуждении дела от 23.07.2020г. от КПК «АС Финанс» были истребованы, в том числе утвержденные условия принятия сбережений под 12,6% в год, а также утвержденный для размещения макет рекламы. Однако, указанные документы не предоставлены.

13.08.2020г. Комиссия, в связи с необходимостью получение дополнительных доказательств, на основании п.34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, определила рассмотрение дела отложить до 16.09.2020г.

В указанную дату Комиссия, изучив материалы по делу и заслушав доводы представителя КПК «АС Финанс» - <...>, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, 4 октября 2019 года управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в результате мониторинга рекламы, распространяемой в городе Бийске с использованием рекламных конструкций, установлено, что вблизи Бизнес-центра «Изумрудный», расположенного по адресу: Советская ул., 212/2, установлена рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «ЗВОНИТЕ 255-025 Переводите время в деньги АС ФИНАНС Кредитный потребительский кооператив ТАРИФ «ПОДДЕРЖКА» СБЕРЕЖЕНИЯ ПОД 12,6% годовых ул.Советская Под контролем ЦБ, СРО и Росфинмониторинга Стабильное преумножение Ваших сбережений… ».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под товаром настоящий Федеральный закон понимает продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация полностью соответствует определению понятия «реклама».

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе, на привлечение внимания к которым направлена реклама, выступает КПК «АС Финанс», а также финансовая услуга – услуга по принятию сбережений под 12,6% в годовых.

Федеральным законом «О рекламе» установлены особенности рекламы отдельных видов товаров (услуг), в частности рекламы финансовых услуг.

Под финансовой услугой законодательство Российской Федерации понимает банковскую услугу, страховую услугу, услугу на рынке ценных бумаг, услугу по договору лизинга, а также услугу, оказываемую финансовой организацией и связанную с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Рассматриваемая реклама содержит одно из условий, влияющее на сумму дохода по договору о принятии сбережений, – процентная ставка 12,6% в год, остальные условия оказания рекламируемой услуги, в рекламе с учетом места и способа её размещения отсутствуют, поскольку выполнены мелким нечитаемым шрифтом.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

16.06.2020г. представитель КПК «АС Финанс» <...> представил дополнительный отзыв, согласно которому между КПК «АС Финанс» и ПКО «АС Финанс» был заключен агентский договор № 21/11 от 21.11.2017г., в соответствии с которым агент (ПКО «АС Финанс») обязался размещать рекламу кооператива, вести всю работу с рекламными компаниями.

После утверждения 06.09.2019г. нового тарифа «Поддержка» 09.09.2019г. агенту была подана заявка на размещение информации о кооперативе около офиса, в котором расположено обособленное подразделение КПК «АС Финанс» в г. Бийске, по адресу ул. Советская, 212/2. Заявка содержала всю необходимую информации о финансовой услуге, а также условия о целевой аудитории и требования к читаемости текста. Был утвержден макет, в котором указанные условия соблюдались и, визуально, текст был читаем. По макету, который является приложение к отчету агента, невозможно было определить, что буквы будут меньше, чем 7 см., как того требовала заявка.

Целевой аудиторией, в соответствии с заявкой, являлись пешеходы, проходящие мимо ТЦ «Изумрудный» (где расположен бийский офис КПК), по дорожкам вдоль улицы Советской, а также от домов Советская 214/1 и 210/1 в сторону улицы Советской. Целью размещения информации на спорной конструкции являлась также реклама нового тарифа, а также собственного офиса. Поскольку у торгового центра существуют ограничения на размер вывески, кооперативу пришлось фактически разместить дополнительную вывеску, которая действительно была заметной и привлекала мимо идущих пешеходов и доносила до посетителей кооператива информацию о том, где именно находится офис. Таким образом, модуль 3*6 не был рекламой по смыслу закона: не был направлен на неопределенный круг лиц, являлся, по сути, большой вывеской бийского офиса КПК.

Спорная рекламная конструкция доносит до потребителей информацию об одном продукте КПК «АС Финанс» - приеме личных сбережений граждан по тарифу «Поддержка».

Указанный тариф содержит следующие условия приема сбережений:

- процентная ставка 12,6%;

- минимальная сумма 10000 рублей;

- срока от 1 месяца до 5 лет;

- пополнение договора – возможно на сумму не менее 10 000 рублей;

- досрочное расторжение договора – ¼ процентной ставки по договору;

- получение процентов – либо ежемесячно, либо капитализация и получение в конце срока действия договора.

Таким образом, условия тарифа не содержат никаких дополнительных сборов, либо ограничений по вкладам, которые могли бы существенно повлиять на выбор потребителя. Именно процентная ставка является условием, выделяющим рекламируемый продукт из ряда других и условием, которое влияет на выбор потребителя. Неуказание этих условий крупным шрифтом, практически никак не влияет и не может повлиять на выбор потребителя, поскольку ничем не отличается от аналогичных условий, которые в настоящий момент, с учетом сложившегося уровня финансовой грамотности населения, являются общеизвестными.

КПК «АС Финанс» считает, что факт нарушения отсутствует, поскольку интересы потребителей рекламной продукции никак не нарушаются – потребитель не обнаружит, посетив офис рекламодателя, никаких скрытых условий, которые сделают для него невозможным приобретение сберегательного продукта, а став потребителем этого продукта, он не найдет скрытых комиссий и сборов, которые уменьшают выгоду от такого размещения средств.

В материалы дела КПК «АС Финанс» представлены фотографии и скриншоты карт, которые доказывают, что рассматриваемая рекламная конструкция установлена в месте, где проходят пешеходные дорожки.

Вместе с тем в представленном макете рекламной информации указаны сведения: наименование финансовой организации, ИНН, ОГРН, адрес, условия займов, условия вкладов (сбережений).

Представитель КПК «АС Финанс» <...> письменные пояснения поддержал, дополнительно сообщив, что текст в рекламе подлежит прочтению в месте ее размещения, также в Федеральном законе «О рекламе» не указан минимальный размер шрифта информации обязательной для доведения до потребителей.

Также согласно заявке на размещение рекламы, представленной кооперативом, в графе «Особые условия» указано, что все буквы на рекламном носителе должны иметь высоту не менее 7 см., быть напечатанными с нормальной четкостью, позволяющей прочитать весь текст».

Комиссия, проанализировав все представленные документы, в том числе фотографии местонахождения рекламной конструкции, приходит к выводу, что весь текст, указанный в рекламе, доступен для прочтения без специальных средств гражданам, движущимся по пешеходным дорожкам.

С учетом изложенного, факт нарушения ч.7 ст.5, ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе» в действиях КПК «АС Финанс» не подтвердился.

Согласно абзацу а) п.36 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года N 508, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, на основании изложенного и руководствуясь абз. а) п.36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия УФАС по Алтайскому краю

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Производство по делу №022/05/28-586/2020 в отношении – КПК «АС Финанс» прекратить, в связи с отсутствием в его действиях нарушений ч.7 ст.5, ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны