Решение №022/06/14-424/2022 РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/14-424/2022 о нарушении законодател... от 16 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/14-424/2022 о нарушении законодательства о контрактной системе Резолютивная часть решения оглашена 16 июня 2022 г. г. Барнаул Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе: Председателя Комиссии: <…> Членов Комиссии: с участием представителей: от заявителя – ООО «Круст» - <…> (по доверенности); от заказчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и Табунскому районам» - <…> (по доверенности), от уполномоченного учреждения – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» - <…> (по доверенности), рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ООО «Круст» на действия заказчика – Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и Табунскому районам», уполномоченного учреждения – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» при осуществлении закупки № 0817200000322006647 «Поставка увеличителей портативных цифровых», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), УСТАНОВИЛА: В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Круст» на действия заказчика – Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и Табунскому районам», уполномоченного учреждения – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» при осуществлении закупки № 0817200000322006647 «Поставка увеличителей портативных цифровых» Заявитель указывает, что в извещении о проведении закупки № 0817200000322006647 заказчик применил позицию КТРУ 28.99.39.190-00000284, при этом кодом ОКПД 2 к закупаемому товару (видеоувеличитель) является 26.40.33.190 «Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая», как это указано в справочной информации позиции КТРУ, используемой заказчиком. Наличие в КТРУ к товару кода ОКПД 2- 26.40.33.190 заказчику необходимо было установить ограничения и запреты в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, а именного в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н и Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, так как код ОКПД 2, указанный в КТРУ, подпадает под действие национального режима. В извещении о проведении закупки такие ограничения не установлены. В обоснование своей позиции ООО «Круст» представлено письмо Министерства экономического развития Российской Федерации исх. № ОГ-Д18-4501 от 18.04.2017, из текста которого следует, что, по мнению Департамента развития секторов экономики, электронные ручные видеоувеличители относятся к коду 26.40.33.190 «Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая». ООО «Круст» просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений. Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась и пояснила, что в самом извещении, а также в п. 1 Описания объекта закупки был указан код позиции по КТРУ 28.99.39.190-00000284 «Видеоувеличитель». В соответствии с КТРУ 28.99.39.190-00000284 «Видеоувеличитель», в разделе «Справочная информация» указан код ОКПД2 26.40.33.190 «Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая». При формировании извещения в ЕИС на сайте https://zakupki.gov.ru, отсутствует техническая возможность указать код ОКПД2 отличный от кода позиции КТРУ, даже в случае если код ОКПД2 приведен в справочной информации КТРУ. В связи с периодически возникающими вопросами по этому поводу Министерство экономического развития Алтайского края обратилось в Федеральное казначейство Минфина России за соответствующими разъяснениями. Письмом Федерального казначейства Минфина РФ от 11.02.2022 № 14-00-05/2917 были даны следующие разъяснения: «Согласно подпункту «д» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2021 № 145, в позицию каталога включается в том числе справочная информация о кодах, соответствующих товару, работе, услуге согласно международным системам классификации, каталогизации (при наличии). При этом на основании пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2021 № 145, такая информация не является обязательной для применения заказчиком при осуществлении закупки. Кроме того, согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 25.08.2020 № 24-06-05/74463, справочная информация не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С учетом изложенного, по мнению Федерального казначейства, при описании объекта закупки заказчику целесообразно учитывать код ОКПД2, указанный в уникальном цифровом коде позиции КТРУ.» Представитель заказчика поддержала позицию уполномоченного органа, среди прочего, пояснили, что в соответствии с письмом Министерства экономического Российской Федерации от 18.04.2016 № Д28и-1033 заказчик вправе самостоятельно определить ОКПД2, максимально описывающий объект закупки. Под требования заказчика наиболее подходят 3 позиции КТРУ 28.99.39.190-00000282 – 28.99.39.190 – 00000284 «Видеоувеличитель» Заказчиком была выбрана позиция КТРУ 28.99.39.190-00000284, поскольку только она максимально подходила под требования по обязательной для применения характеристики «Тип» - Портативный. Данная позиция КТРУ содержит код ОКПД 2: 26.40.33.190. При этом на основании п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, такая информация не является обязательной для применения заказчиком при осуществлении закупки. Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам. 31.05.2022 на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку увеличителей портативных цифровых. Заказчик - Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и Табунскому районам». Дата и время начала срока подачи заявок - 31.05.2022 14:52 (МСК+4). Дата и время окончания срока подачи заявок - 10.06.2022 07:00 (МСК+4). Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 10.06.2022. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 15.06.2022. Начальная (максимальная) цена контракта - 107 935,00 руб. Идентификационный код закупки (ИКЗ)222221000778222100100100510010000244. Описание объекта закупки: «Видеоувеличитель», Код в соответствии с ОКПД2/ каталогом товаров, работ, услуг - 28.99.39.190-00000284. Ограничения и запреты в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе не установлены. На основании пункта 15 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление № 878, в пункте 3 которого указано, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза. Таким образом, в случае если условиями контракта предусмотрена поставка радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, являющийся приложением к Постановлению N 878, применяются положения указанного Постановления. При этом, следует отметить, что Постановление N 878 принято в реализацию вышеуказанной части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе. Таким образом, ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, установленное Постановлением N 878, применяется к закупаемым товарам, в том числе поставляемым при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, включенным в Перечень N 878. В соответствии с извещением по указанной закупке, поставке подлежит «Видеоувеличитель», применена позиция КТРУ 28.99.39.190-00000284. Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами. Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014. Таким образом, уникальный цифровой код позиции соответствует наименованию позиции «Видеоувеличитель». Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила). Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке. Исходя из пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). В справочной информации к позиции КТРУ 28.99.39.190-00000284 «Видеоувеличитель» указан ОКПД 2 - 26.40.33.190 «Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая». Таким образом, при формировании извещения о проведении закупки заказчик не обязан был применять справочную информацию, то есть подпункт «д» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг. Указанная позиция подтверждается письмами Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 24-06-05/51015, от 25 августа 2020 г. N 24-06-05/74463, в том числе, письмом Федерального казначейства от 17.12.2021, направленным в адрес Министерства экономического развития Алтайского края, из текста которых следует, что справочная информация не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и указывается в целях реализации соответствующих положений Правил формирования каталога. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Комиссией УФАС установлено, заявителем не оспаривается, что в реестр радиоэлектронной продукции по коду ОКПД 2 - 26.40.33.190, при соотношении с описанием предмета оспариваемой закупки «Видеоувеличитель», включено только ООО «Круст». Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0817200000322006647 от 15.06.2022 для участия в оспариваемой закупке было подано 6 заявок, в том числе заявки с товаром российского происхождения, 4 из которых были признаны соответствующими требованиям закупочной документации. Таким образом, применение заказчиком позиции КТРУ 28.99.39.190-00000284 «Видеоувеличитель», без применения ОКПД 2 - 26.40.33.190 «Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая», заказчиком была предоставлена возможность потенциальным участникам поставить товар как российского, так и иностранного производства, что соответствует принципам, установленным ст. 8 Закона о контрактной системе. Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что ограничения, предусмотренные ст. 14 Закона о контрактной системе, применяются исключительно к участникам закупки. При этом, на заседании комиссии представитель заявителя сообщила, что оборудование ООО «Круст» полностью соответствует требованиям заказчика, содержится в реестре российской радиоэлектронной продукции, однако, заявку на участие в закупке общество не подавало и не пояснила, что препятствовало обществу для подачи заявки на участие в закупке. Принимая во внимание, вышеуказанные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях уполномоченного учреждения, заказчика нарушения законодательства о контрактной системе. Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия РЕШИЛА: признать жалобу ООО «Круст» - необоснованной. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны