Решение №№ 3808/7 РЕШЕНИЕ по делу № 022/01/14.2-750/2020 от 28 сентября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ИФК «РусьЭнерго»

Л.Толстого ул., д. 20в

г.Барнаул, 656065

ООО «Барнаулгоргаз»

Радищева пер., 8

г.Барнаул, 656043

   

РЕШЕНИЕ по делу № 022/01/14.2-750/2020

Резолютивная часть решения оглашена 16 сентября 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 28 сентября 2021 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/01/14.2-750/2020 по признакам нарушения ООО «ИФК «РусьЭнерго» статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствие на заседании представителя ответчика – ООО «ИФК РусьЭнерго»<...> по доверенности,

в отсутствии представителя заявителя – ООО «Барнаулгоргаз» (Общество извещено надлежащим образом),

в отсутствии гр. <...>, привлеченной к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах (извещена надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/01/14.2-750/2020 возбуждено в связи с неисполнением ООО «ИФК «РусьЭнерго» в добровольном порядке предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, которое было выдано Обществу 30 июля 2020 года по результатам рассмотрения заявления ООО «Барнаулгоргаз» о недобросовестной конкуренции со стороны Общества на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее – ТО ВДГО) на территории города Барнаула Алтайского края.

Обращаясь в антимонопольный орган, заявитель указал, что ООО «ИФК «РусьЭнерго» среди абонентов ООО «Барнаулгоргаз» незаконно, без заключения договора на ТО ВДГО взимаются денежные средства за услуги «по первичному пуску газового оборудования (котла)». В качестве доказательств представлено обращение жителя города Барнаула Паутовой А.А. к ООО «Барнаулгоргаз» о даче разъяснений, имеет ли право ООО «Барнаулгоргаз» оказывать услуги ТО ВДГО и законно ли ООО «ИФК «РусьЭнерго» взимает плату за работу по пусконаладке газового оборудования.

06 октября 2021 года рассмотрение дела по ходатайству представителя ответчика в порядке статьи 47 Закона о защите конкуренции, в связи с обжалованием Обществом предупреждения № 7 от 30.07.2020г. о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, приостанавливалось.

23 декабря 2020 года указанное предупреждение антимонопольного органа арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-11254/2020 признано незаконным.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 года решение арбитражного суда Алтайского края отменено, по делу принят новый судебный акт, которым ООО «ИФК «РусьЭнерго» в удовлетворении требований о признании недействительным предупреждения № 7 от 30.07.2020г. о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, отказано.

В связи с чем, 19 мая 2021 года рассмотрение дела возобновлено; рассмотрение дела назначено на 08 июня 2021 года.

04 июня 2021 года от ООО «ИФК «РусьЭнерго» в антимонопольный орган поступило ходатайство о приостановлении срока рассмотрения дела по причине подготовки Обществом кассационной жалобы на постановление арбитражного суда апелляционной инстанции и направления её в суд в сроки, установленные АПК РФ. Комиссия, исследовав материалы дела, разрешив поступившее ходатайство и руководствуясь частью 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела отложила до 03 августа 2021 года.

26 июля 2021 года ответчиком заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с принятием Арбитражным судом Западно-Сибирского округа кассационной жалобы ООО «ИФК «РусьЭнерго» на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021г. по делу № А03-11254/2020 и назначением ее к рассмотрению на 19 августа 2021 года.

В связи с чем, 03 августа 2021 года Комиссией рассмотрение дела отложено до 26 августа 2021 года.

26 августа 2021 года на заседании Комиссии представитель ответчика <...> факт нарушения ООО «ИФК «РусьЭнерго» запрета на недобросовестную конкуренцию не признала, указав на то, что в деле не имеется ни одного доказательства, свидетельствующего об этом.

26 августа 2021 года Комиссия, рассмотрев материалы дела №022/01/14.2-750/2020, установила, что совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о наличии в действиях ООО «ИФК РусьЭнерго» признаков нарушения запрета недобросовестной конкуренции, установленного статьей 14.2 Закона о защите конкуренции, и выражается во введении потребителей (абонентов ООО «Барнаулгоргаз») в заблуждение относительно того, что только Общество, являясь специализированной организацией, имеет право выполнять первичные пусконаладочные работы ВДГО («пуск котла»).

В связи с чем, Комиссией 26 августа 2021 года принято заключение об обстоятельствах дела и установлено следующее.

Материалами дела установлено, что 25 марта 2020 года между жителем города Барнаула <...> (заявитель) и ООО «ИФК «РусьЭнерго» (исполнитель) заключен договор №ИРЭ_ТПб_84 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения.

Цена указанного договора составила 5 363,15 рублей, оплата производится в два этапа: I – 50% в течение 11 дней со дня заключения договора, II – 50% в течение 11 дней со дня подписания акта о подключении (технологическом присоединении) (пункт 3 договора).

Комиссией антимонопольного органа установлено, что в рамках исполнения данного договора в мае 2020 года <...> при оплате второй части суммы по договору дополнительно в пользу ООО «ИФК «РусьЭнерго» была оплачена услуга «работы по первичному пуску настенного газового котла» в размере 1550 рублей, что подтверждается имеющимся в материалах дела документом №000019094 от 25.03.2020г., именуемым «памятка клиенту для оплаты», чеком об оплате от 06.05.2020г.

Вместе с тем, сотрудники ООО «ИФК «РусьЭнерго» были поставлены <...> в известность, что на эти виды работ («пуск и наладку котла») у нее заключен договор с ООО «Барнаулгоргаз». На что <...> был получен ответ, что ООО «Барнаулгоргаз» не имеет права проводить подобного рода работы и заключать соответствующие договоры, так как специализированной организацией является ООО «ИФК «РусьЭнерго».

Таким образом, помимо платы за подключение, установленной в вышеуказанном договоре в размере 5 363,15 руб., потребителю была предъявлена оплата за выполнение пусконаладочных работ газового котла, что и было впоследствии оплачено потребителем по причине введения его в заблуждение относительно правовой природы данной услуги, а также наличия лишь у ООО «ИФК «РусьЭнерго» права проводить работы по пуско-наладке котла, и отсутствия такового у ООО «Барнаулгоргаз», в т.ч. на заключение соответствующих договоров.

Привлеченная к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, гр.<...> факт обращения с заявлением в ООО «Барнаулгоргаз» в виду ее дезинформации со стороны ООО «ИФК «РусьЭнерго» (по доводам, изложенным в обращении) подтвердила, указав, что в итоге запуск котла был осуществлен силами ООО «Барнаулгоргаз», денежные средства в размере 1550 рублей ей ООО «ИФК «РусьЭнерго» были возвращены (вх. № 219603 от 25.08.2021г.).

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1314 подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения является совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

На основании статьи 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ
«О газоснабжении в Российской Федерации» государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.

В соответствии с пунктом 8 данного приказа для расчета размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение ГРО следующих мероприятий:

- выполнение ГРО технических условий, в том числе разработку проектной документации и проведение экспертизы проектной документации, и (или) проведение экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации) и осуществление строительных мероприятий;

- мониторинг ГРО выполнения Заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения.

В состав расходов ГРО на мониторинг выполнения Заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения объектов капитального строительства Заявителя к газораспределительной сети и проведением пуска газа в газоиспользующее оборудование Заявителя входят, в том числе расходы:

- на проверку соответствия сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим условиями разработанной в соответствии с ними исполнительной (технической) документации, проектной документации (если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) на сеть газопотребления объекта капитального строительства;

- на приобретение газа, используемого на продувку газопроводов и газоиспользующего оборудования.

Таким образом, в рамках технологического присоединения первичный пуск газа осуществляется исключительно газораспределительной организацией, а расходы на его проведение учитываются при установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.

Однако в эти расходы не входят работы, непосредственно связанные с запуском и настройкой газового оборудования, т.е. с проведением пусконаладочных работ газоиспользующего оборудования, которым в рассматриваемом случае является котел.

Исходя из Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила № 410), а также Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, следует, что запуск и настройка газового оборудования (пусконаладочные работы) не входят в работы, выполняемые при подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения, и могут выполняться в рамках технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Данная позиция поддержана Арбитражным судом Западно-Сибирского округа по делу № А03-11254/2020 об обжаловании ООО «ИФК «РусьЭнерго» предупреждения Алтайского краевого УФАС России от 30.07.2020г. № 7.

Техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является самостоятельным товарным рынком, услуги на котором оказывают специализированные организации.

Понятие специализированной организации закреплено в Правилах № 410. Ею признается организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно реестру организаций, размещенному на официальном сайте Государственной инспекции Алтайского края, ООО «Барнаулгоргаз» и ООО «ИФК «РусьЭнерго» на территории г.Барнаула Алтайского края осуществляют деятельность по техническому обслуживанию ВДГО, следовательно, являются специализированными организациями.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Проведенный антимонопольным органом анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в Алтайском крае, показал, что на территории края данные услуги оказывают 13 хозяйствующих субъектов – специализированных организаций, среди которых представлены ООО «ИФК «РусьЭнерго», ИНН 2225099289 и ООО «Барнаулгоргаз», ИНН 2225181737.

С учетом изложенного, ООО «ИФК «РусьЭнерго» и ООО «Барнаулгоргаз» являются конкурентами на рынке технического обслуживания внутридомового газового оборудования в границах Алтайского края, следовательно, добросовестная конкуренция между указанными участниками рынка заведомо предполагается.

Главой 2.1. Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, под которой, согласно пункту 9 статьи 4 Закона, понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из материалов заявления следует, что услуги по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства жителя города Барнаула, обратившегося за разъяснениями в ООО «Барнаулгоргаз», включая врезку и пуск газа в газоиспользующее оборудование, были оказаны в рамках договора о подключении (технологическом присоединении) ООО «ИФК «РусьЭнерго», являющимся газораспределительной организацией (включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в соответствии с приказом ФАС России от 22.032017г. № 374/17).

Данный факт вытекает из существа выполняемых работ в рамках подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения, завершающим этапом которого в соответствии с пп. «е» п. 3 Правил № 1314, является осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно пункту 89 Правил № 1314, заявитель несет имущественную и эксплуатационную ответственность в границах земельного участка, исполнитель (ГРО) несет балансовую и эксплуатационную ответственность до границ земельного участка, кроме случая, указанного в пункте 112 настоящих Правил.

Пусконаладочные работы, понятие которых содержится в постановлении Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации», внутридомового газоиспользующего оборудования, исходя из анализа вышеуказанных норм законодательства, выходят за рамки комплекса работ по подключению (технологическому присоединению).

Тем самым, пусконаладочные работы внутридомового газоиспользующего оборудования («пуск котла») имеет право осуществлять, в том числе и та организация, с которой у потребителя заключен договор на ТО ВДГО, в рамках заключения отдельного соглашения.

Из обстоятельств дела следует, что ООО «ИФК «РусьЭнерго», будучи осведомленным о данном факте от самого потребителя, ввело <...> в заблуждение относительно того, что ООО «Барнаулгоргаз» не имеет права проводить пусконаладочные работы внутридомового газоиспользующего оборудования («пуск котла»), поскольку не является специализированной организацией, распространив указанные сведения при исполнении договора о технологическом присоединении посредством своих сотрудников, а также выдав документ №000019094 от 25.03.2020г. (памятка клиенту для оплаты), где, наряду с оплатой второй части суммы по договору за услуги по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, <...> предложено оплатить работы по «первичному пуску настенного газового котла» в размере 1550,00 рублей.

Статьей 14.2 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, при этом запрещается вводить в заблуждение любых лиц (потребителей, контрагентов, конкурентов).

Материалы и обстоятельства дела свидетельствуют о том, что по результатам восприятия информации об отсутствии у ООО «Барнаулгоргаз» права проводить пусконаладочные работы газоиспользующего оборудования у гр.<...> сложилось ложное впечатление о ООО «Барнаулгоргаз», что побудило ее обратиться к Обществу за соответствующими разъяснениями, и создало угрозу перераспределения спроса на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию ВДГО.

14 сентября 2021 года от ООО «ИФК «РусьЭнерго» поступили пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заявлении (вх. № 2110371), которые были поддержаны представителем на заседании Комиссии, состоявшемся 16 сентября 2021 года.

Общество возражает против установленных управлением обстоятельств дела, изложенных в заключении от 26.08.2021г., поскольку считает, что в деле не имеется ни одного доказательства того, что ООО «ИФК «РусьЭнерго» или его сотрудники заявляли, что, являясь именно специализированной организацией, только Общество вправе проводить пусконаладочные работы, поэтому считает, что выводы заключения являются ошибочными и в действиях Общества признаки недобросовестной конкуренции отсутствуют, в связи с чем ходатайствует о прекращении производства по делу.

Вместе с тем, Комиссия, изучив доводы Общества в совокупности с материалами дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения в отношении ООО «ИФК «РусьЭнерго» производства по делу ввиду изложенных выше обстоятельств и доказанностью материалами и обстоятельствами дела нарушения запрета на недобросовестную конкуренцию в действиях ООО «ИФК «РусьЭнерго» на рынке.

Указанные действия ООО «ИФК «РусьЭнерго» направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям российского законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «ИФК «РусьЭнерго», ИНН 2225099289, Алтайский край, 656056, г.Барнаул, Л.Толстого ул., 20в, выразившиеся во введении потребителя ООО «Барнаулгоргаз» в заблуждение относительно того, что Общество не имеет права проводить пусконаладочные работы газоиспользующего оборудования (работы по «пуску котла»), актом недобросовестной конкуренции, запрет которой установлен статьей 14.2 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать ООО «ИФК «РусьЭнерго», ИНН 2225099289, Алтайский край, 656056, г.Барнаул, Л.Толстого ул., 20в, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны