Решение №13-ФАС22-АМ/04-13 Р Е Ш Е Н И Е № 13-ФАС22-АМ/04-13 от 23 июля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 13-ФАС22-АМ/04-13

г. Барнаул

Резолютивная часть решения оглашена «17» июля 2013г.

В полном объеме решение изготовлено «29» июля 2013г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С<…> – вр.и.о.руководителя управления,

Члены Комиссии:

М<…> – начальник аналитического отдела,

В<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

рассмотрев дело № 13-ФАС22-АМ/04-13 по признакам нарушения ИП Гуриным <…> (<…>), ИП Евтушенко <…> (<…>), ИП Решетниковой <…> (<…>), ИП Саблиным <…> (<…>) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю из ФАС России поступило на рассмотрение заявление И<…> (вх. № 51 от 25.01.2013г.) по поводу законности и обоснованности повышения цен на услуги такси в г.Рубцовске в декабре 2012г.

На основании частей 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.

Согласно сведениям, представленным управлением Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи (вх. № 940 от 14.02.2013г.), деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г.Рубцовска Алтайского края осуществляют более 80 хозяйствующих субъектов – индивидуальных предпринимателей. Наибольшее количество разрешений выдано ИП Гурину <…> (на 60 транспортных средств), ИП Евтушенко <…> (на 42 транспортных средств), ИП Овсянникову <…> (на 29 транспортных средств), ИП Решетниковой <…> (на 16 транспортных средств), ИП Саблину <…> (на 26 транспортных средств), ИП Степанову <…> (на 20 транспортных средств), остальным хозяйствующим субъектам выдано от одного до восьми разрешений.

Из информации, представленной в управление ФАС по Алтайскому краю индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г.Рубцовска Алтайского края, имеющими значительное количество разрешений, установлено, что:

-ИП Гуриным <…> стоимость услуг в размере 100 рублей установлена с 01.12.2012г.;

-ИП Евтушенко <…> стоимость услуг в размере 100 рублей установлена с 25.12.2012г.;

-ИП Овсянников <…> с 09.01.2013г. временно приостановил оказание услуг в связи с пожаром ремонтной базы, в результате которого пострадали автотранспортные средства;

-у ИП Решетниковой <…> стоимость проезда в пределах одного района г.Рубцовска составляет 80 рублей, в пределах г.Рубцовска – 100 рублей;

-ИП Саблиным <…> стоимость проезда в одном направлении в размере 100 рублей установлена с 17.12.2012г.;

-ИП Степанов <…> установил с 01.12.2012г. стоимость услуг в размере 80 рублей.

Данные обстоятельства послужили основанием для принятия решения о возбуждении настоящего дела в отношении ИП Гурина <…>, ИП Евтушенко<…>, ИП Решетниковой <…> ИП Саблина <…> по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты – участники товарного рынка услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, а также, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке.

В г. Рубцовске на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортом осуществляют, в том числе, свою деятельность предприниматели ИП Гурин <…>, ИП Евтушенко <…>, ИП Решетникова <…> и ИП Саблин <…>.

В декабре 2012 года названные предприниматели повысили тариф на услуги легкового такси с 80 рублей до 100 рублей. Установив одинаковый тариф на свои услуги в границах г. Рубцовска, участники рынка отказались от самостоятельных действий, тем самым устранив конкурентные отношения на действующем товарном рынке.

В результате анализа динамики цен на услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г.Рубцовска Алтайского края, оказываемые ИП Гуриным <…>, ИП Евтушенко <…>, ИП Решетниковой <…>, ИП Саблиным <…>, установлено следующее.

Основными факторами принятия данного решения предприниматели считают рост цен на горюче-смазочные материалы, запасные части, стоимость ремонта и обслуживания транспорта, электроэнергию, аренду помещений и иные затратные статьи.

При анализе экономических факторов и условий, которые могут повлиять на стоимость перевозки пассажиров легковым такси в г. Рубцовске, выявлено следующее.

Состав автомобильного парка такси, эксплуатируемого предпринимателями ИП Гурин <…>, ИП Евтушенко <…>, ИП Решетникова <…> и ИП Саблин <…>, различается как по маркам автомобилей, так и по годам эксплуатации.

Так, в составе автопарка ИП Гурин <…> числятся автомобили ДЕУ Нексия 2012 года выпуска или 40% от всего наличия. Другая часть автопарка состоит из автомобилей ВАЗ со сроком эксплуатации от 6 до 8 лет. Нормы расхода ГСМ на 100 км пробега колеблются от 8,5 л до 11,9 л.

Автомобильный парк такси предпринимателя Евтушенко <…> состоит из автомобилей марки ВАЗ года выпуска от 2007 и старше, автомобилей марки ТОЙОТА различных моделей со сроком эксплуатации около 20 лет от года выпуска. Нормы расхода ГСМ установлены в пределах от 10,1 л до 11,1 л.

Парк такси ИП Саблина <…> включает автомобили марки ВАЗ и Лада-Гранта не старше 2011 года выпуска или 61% от состава автопарка. Остальная часть представлена автомобилями ТОЙОТА различных моделей со сроком эксплуатации более 15 лет.

ИП Решетникова <…> имеет автомобили, которые зарегистрированы в качестве легкового такси, марки ВАЗ (21060, 21061, 21070, 21074, 21099,21090) различных годов выпуска. Так, в эксплуатации имеется автомобиль ВАЗ 21061 года выпуска 1994 с износом 90%. В наличии есть и автомобили более новые по году выпуска.

Приведенный состав автопарка такси предпринимателей свидетельствует об отсутствии возможности проведения аналога структуры парка автомобилей как по годам выпуска, так и по модельному ряду.

Как правило, норма расхода ГСМ на автомобили с большим сроком эксплуатации значительно превышает норму расхода нового автомобиля. Также, фактические эксплуатационные расходы и затраты на ремонт нового автомобиля и автомобиля со сроком эксплуатации более 10-15 лет несопоставимы по стоимости. Например, у нового автомобиля нормативный пробег автошин составляет 40000-50000 км, что обеспечивает эксплуатацию их в течение 1,5 - 2 –х лет без замены (при условии наличия зимнего комплекта шин). Нормы амортизационных отчислений (при условии их применения) значительны выше на автомобили с большим сроком эксплуатации.

Одним из факторов, оказавшим влияние на рост тарифа по перевозке пассажиров, приводится увеличение стоимости ГСМ, в частности, автомобильного бензина.

С целью контроля состояния конкурентной среды на рынках оптовой и розничной реализации ГСМ на территории Алтайского края, управлением ФАС по Алтайскому краю проводится ежедневный оперативный мониторинг оптовых и розничных цен по вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) и отдельным независимым хозяйствующим субъектам.

В черте г. Рубцовска расположено 24 действующих АЗС, принадлежащих 11 хозяйствующим субъектам. В составе АЗС города имеется 4 АЗС, принадлежащих ВИНК - ОАО НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт». Результаты данных мониторинга свидетельствует, что за 2012 год розничная цена бензина АИ-92 на АЗС компании выросла на 11,6%, бензина АИ-95 на 13,7% (данные мониторинга цена УФАС по Алтайскому краю). Стоимость же услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Рубцовска увеличилась индивидуальными предпринимателями Гуриным <…>, Евтушенко <…>, Решетниковой <…> и Саблиным <…> в декабре 2012 года Алтайского края на 25%.

По информации, представленной индивидуальными предпринимателями Евтушенко <…> и Гуриным <…>, рост потребительских цен на бензин АИ-92 за 2012 год по г. Рубцовску составил 3,1%, на бензин АИ-95 составил 3,5%. Таким образом, наличие АЗС разных собственников в г. Рубцовске позволяет предпринимателям сделать выгодный для себя выбор как по стоимости автомобильного топлива, так и по качественным параметрам.

Другим фактором, который приведен предпринимателями в качестве обоснования роста тарифа, является рост стоимости запасных частей на 25%.

Ссылку на данный фактор нельзя принимать по следующим основаниям:

  1. Различный состав автопарка такси у предпринимателей как по возрастному составу, так и по модельному ряду определяет и различный уровень затрат и потребность в запасных частях и ремонтных материалах.
  2. Приобретение запасных частей не может производиться у одного поставщика с определенной наценкой, так как существует специализация в продаже запасных частей по маркам и моделям автомобилей через частные магазины, оптовые базы или автоцентры, применяющих свои наценки и имеющие различных поставщиков товара.
  3. Стоимость запасных частей, являющихся «оригинальными» и «дубликатами» имеет также существенное различие.

Следовательно, определить единый уровень роста запасных частей для нескольких предпринимателей не представляется реальным событием.

Также не может являться обоснованием уровень арендной платы за используемые помещения, так как автомобильный парк такси предпринимателей размещен в различных помещениях или площадках г. Рубцовска.

Таким образом, вышеизложенное дает основание отрицать наличие объективных условий для повышения до одинакового уровня тарифа на перевозку пассажиров и багажа легковым такси хозяйствующих субъектов –участников данного рынка услуг.

Необходимо также принять во внимание, что повышение тарифа на услугу такси на один уровень выгодно предпринимателям по следующим основаниям:

- отсутствие конкурентного соперничества на рынке услуг такси не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания пассажиров, предложения новых форм сервиса и т.д.;

- за счет различного уровня затрат на эксплуатацию и обслуживание автомобильного парка такси ввиду его неоднородности предприниматели имеют возможность получать разный доход в рамках одного тарифа на услуги.

На заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю одним из предпринимателей подтвержден факт заключения между индивидуальными предпринимателями Гуриным <…>, Евтушенко<…>, Решетниковой <…> и Саблиным <…> устного соглашения, направленного на установление одинаковых цен на услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г.Рубцовска в размере 100 рублей в декабре 2012 года.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Таким образом, действия ИП Гурина <…>, ИП Евтушенко <…>, ИП Решетниковой <…>, ИП Саблина <…>, выразившиеся в установлении в декабре 2012 года одинаковых цен в размере 100 рублей на услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г.Рубцовска, являются результатом устной договоренности (соглашения) и противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать действия индивидуальных предпринимателей Гурина <…>, Евтушенко <…>, Решетниковой <…>, Саблина <…>, выразившиеся в заключении устного соглашения, приводящего к установлению в декабре 2012 года одинаковых цен в размере 100 рублей на услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г.Рубцовска, нарушающими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать индивидуальным предпринимателям Гурину <…>, Евтушенко <…>, Решетниковой <…>, Саблину <…> предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем проведения самостоятельной ценовой политики при формировании цены на услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Рубцовска исходя из суммы необходимых для оказания этих услуг расходов и прибыли.

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны