Решение №879/8 жалоба на организатора закупки от 9 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю - ООО «Бизнес Босс»

<...>

 

Заказчику – КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова»

<...>

 

Уполномоченному лицу – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края»

<...>

 

Оператору ЭТП РТС-Тендер

набережная Тараса Шевченко, д.23-А,

<...>

 

 

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/07/3-161/2023

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 марта 2023                                                          г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 09 марта 2023

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Комиссия УФАС), в составе:

Председателя Комиссии:

К<...>. – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

К<...> – начальника отдела контроля органов власти;

Б<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

с участием представителей:

от заявителя – ООО «Бизнес Босс» <...>. (по доверенности, участие в заседании Комиссии УФАС 21.02.2023), участие обеспечено путем видеоконференции;

от заказчика  – КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова» - Б<...> (по доверенности) и П<...> (по доверенности, участие в заседании Комиссии УФАС 21.02.2023);

от КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края – Г<...>(по доверенности) участие обеспечено путем видеоконференции,

рассмотрев жалобу ООО «Бизнес Босс» (вх. № 231480 от 14.02.2023), перенаправленную из ФАС России, на действия заказчика – КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку ноутбуков для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, в рамках национального проекта «Образование» в 2023 году (закупка № 32312084742), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Бизнес Босс» (вх. № 231480 от 14.02.2023), перенаправленную из ФАС России, на действия заказчика – КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку ноутбуков для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, в рамках национального проекта «Образование» в 2023 году (закупка № 32312084742).

Из содержания жалобы следует, что 10.02.2023 заказчиком - КАУ ДОП «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона «Шифр: 01-2023-нр5172 Поставка ноутбуков для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, в рамках национального проекта «Образование» в 2023 году».

По мнению подателя жалобы, указанная закупка должна осуществляться Министерством образования и науки Алтайского края в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) с соблюдением запретов в части импортозамещения, а также применения правил описания объекта закупки согласно КТРУ.

Постановлением Правительства Алтайского края от 13.12.2019 № 494 утверждена государственная программа Алтайского края «Развитие образования в Алтайском крае», в соответствии с которой Министерство образования и науки Алтайского края определено исполнителем программы.

В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Алтайского края, утверждённым Указом Губернатора Алтайского края от 23.12.2016 № 142, Министерство образования и науки Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере образования, научной, научно[1]технической деятельности, опеки и попечительства, а также организации отдыха и оздоровления детей на территории Алтайского края, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья.

Согласно подпункту 10 пункта 2.1.5 Положения Министерство образования и науки Алтайского края выступает в установленной сфере деятельности государственным заказчиком, заключает государственные контракты на поставку товаров, выполнении работ, оказание услуг для нужд Министерства, образовательных организаций Алтайского края.

Таким образом, по мнению заявителя, закупка ноутбуков для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, в рамках национального проекта «Образование» является исключительной компетенцией Министерства образования и науки Алтайского края и относится к вопросам ведения субъекта Российской Федерации в лице его уполномоченного органа - Министерства образования и науки Алтайского края.

Кроме того, в обоснование доводов жалобы указано, что из Устава КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова», утверждённого приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 25.02.2020 № 305, не следует наделение автономного учреждения функциями по закупке ноутбуков для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно[1]научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, в рамках национального проекта «Образование».

Действия КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова» по осуществлению закупки конкурентным способом в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) не могут иметь значения, поскольку это не отменяет факта передачи в нарушение действующего законодательства Министерством образования и науки Алтайского края указанных функций по закупке ноутбуков, являющихся государственной нуждой, и не исключает наличие в данных действиях признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Податель жалобы указывает, что в описании предмета закупки в техническом задании установлены абсурдные характеристики: требование к графическому интерфейсу ОС: «Удобный для пользователей windows систем»; общие требования к ОС: «Дистрибутив Операционной системы (далее - ОС) функционирует на современных средствах вычислительной техники, включая интерфейс стандарта EFI, с процессорной архитектурой х64 и на х86 для 32-bit[1]ных ПК»; Состав компонентов ОС: «Средства организации единого пространства пользователей, реализующие централизованное хранение информации об окружении пользователей и сетевую аутентификацию через протоколы Шар и kerberos и совместимое с Active Directory».

Установленные показатели возможно определить только по результатам испытаний для конкретного пользователя. При этом результаты испытаний для различных пользователей могут отличаться. Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара.

Ко дню заседания Комиссии УФАС от заказчика и уполномоченного органа поступили документы по закупке и возражения на жалобу.

21.02.2023 представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.

На заседании Комиссии УФАС представители заказчика, среди прочего, пояснили, что особенности закупок, осуществляемых автономными учреждениями, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, определены ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ.

В частности, ч. 4 ст. 15 вышеуказанного закона установлено, что при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Предметом оспариваемой закупки является - поставка ноутбуков для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, в рамках национального проекта «Образование» в 2023 году, что к закупкам в сфере строительства объектов капитального строительства не относится.

Представитель уполномоченного органа доводы заказчика поддержал.

Руководствуясь ч. 14.1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение жалобы было отложено до 14 ч. 40 мин. 03.03.2023.

03.03.2023 представители заявителя к ВКС не подключились.

Представитель заказчика и уполномоченного учреждения доводы изложенные ранее поддержали.

 

 

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

02.02.2023 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства Шифр: 01-2023-нр5172 «Поставка ноутбуков для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, в рамках национального проекта «Образование» в 2023 году».

Дата принятия решения о внесении изменений - 10.02.2023.

Дата начала срока подачи заявок - 02.02.2023 00:00 (МСК+4).

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 15.02.2023 11:00 (МСК+4).

Дата рассмотрения первых частей заявок - 16.02.2023.

Дата начала срока подачи ценовых предложений - 20.02.2023.

Дата рассмотрения вторых частей заявок - 21.02.2023.

Дата подведения итогов - 21.02.2023 (МСК+4).

Заказчик - КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова».

На заседании Комиссии УФАС установлено, что основанием для начала осуществления КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова» оспариваемой закупки является приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 16.01.2023 № 21 «О реализации в 2023 мероприятия по созданию и обеспечению функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельских местностяхи малых городах» (далее – Приказ № 21).

Согласно п. 2 Приказа № 21 автономному учреждению распределена субсидия на осуществление указанного мероприятия за счет субсидий федерального и регионального бюджетов. В соответствии с п. 5  Приказа № 21 учреждению поручено обеспечить целевое использование денежных средств до 31.12.2023.

Во исполнение Приказа № 21 между Министерством образования и науки Алтайского края и КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова» заключено соглашение от 09.02.2023 о предоставлении из бюджета Алтайского края субсидии в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1.11.1 Соглашения определена цель предоставления субсидии учреждению – оснащение (обновление материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций Алтайского края.

Порядок предоставления субсидий автономным учреждениям определен ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Данной статьей определены два вида субсидий, предоставляемых автономным учреждениям:

- субсидия на выполнение государственного задания (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

- субсидии на иные цели (абз. 2 ст. ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Из совокупности имеющихся в распоряжении Комиссии УФАС документов, Комиссия приходит к выводу, что предоставленная учреждению в соответствии с Соглашением субсидия относится ко второму виду – субсидия на иные цели.

Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что оспариваемая закупка соответствует целям, указанным в Соглашении, а также осуществляется в соответствии с требованиями Закона о закупках, не нарушая ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает только те действия органов власти или выполняющих их функции организаций, которые оказывают негативное влияние на конкуренцию.

При этом частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

Для квалификации нарушения по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что такие акты и действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В данном случае наличие данного квалифицирующего признака заявителем не доказано.

Таким образом, Комиссией УФАС в рассматриваемых действиях признаков нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции не установлено.

В техническом задании установлены описание предмета закупки, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, услуг.

Так в описании предмета закупки установлены, среди прочих, следующие требования: требование к графическому интерфейсу ОС: «Удобный для пользователей windows систем»; общие требования к ОС: «Дистрибутив Операционной системы (далее - ОС) функционирует на современных средствах вычислительной техники, включая интерфейс стандарта EFI, с процессорной архитектурой х64 и на х86 для 32-bit[1]ных ПК»; Состав компонентов ОС: «Средства организации единого пространства пользователей, реализующие централизованное хранение информации об окружении пользователей и сетевую аутентификацию через протоколы Шар и kerberos и совместимое с Active Directory»

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, среди прочих, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона о закупках описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон закупках не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Комиссия УФАС соглашается с доводами заявителя о том, что установленные заказчиком требования к графическому интерфейсу ОС: «Удобный для пользователей windows систем»; общие требования к ОС: «Дистрибутив Операционной системы (далее - ОС) функционирует на современных средствах вычислительной техники, включая интерфейс стандарта EFI, с процессорной архитектурой х64 и на х86 для 32-bit[1]ных ПК»; Состав компонентов ОС: «Средства организации единого пространства пользователей, реализующие централизованное хранение информации об окружении пользователей и сетевую аутентификацию через протоколы Шар и kerberos и совместимое с Active Directory» создают дополнительные барьеры для участия в закупке, и приводят к нарушению п. 2. ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок конкурентная закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что по результатам ее проведения все заявки на участие в закупке отклонены.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Бизнес Босс» <...> – обоснованной.
  2. Предписание не выдавать ввиду нецелесообразности.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                     А.<...>

 

Члены комиссии                                                                                                                  В.<...>

 

                                                                                                                                    О.<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны