Решение №1550/5 УФАС по АК в отношении АО "СК Алтайэкрайэнерго" от 29 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 022/01/10-976/2022

Резолютивная часть решения оглашена «28» марта 2023г.

В полном объеме решение изготовлено «29» марта 2023г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<……> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<……>.- начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

<……> – главный специалист отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

рассмотрев дело №022/01/10-976/2023 по признакам нарушения АО «СК «Алтайкрайэнерго» (ОГРН 1092224002331, ИНН 2224132840, ул. Воровского, 163, г. Барнаул) по ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконной установке пломб на дверях РУ-0,4 кВ ЗТП 10/0,4 кВ ООО «Альмеро» при проведении плановой проверки прибора учета Общества, что зафиксировано в акте проверки прибора учета от 18.10.2022,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступили обращения ООО «Альмеро» в отношении АО «СК Алтайкрайэнерго» по поводу законности и обоснованности установки пломб на двери РУ-10 кВ ЗТП-3-23-6.

Из документов и материалов, представленных в антимонопольный орган по рассматриваемому заявлению, следует, что между ООО «Альмеро» и АО «Алтайкрайэнерго» заключен договор энергоснабжения (далее – договор), в соответствии с которым АО «Алтайкрайэнерго» (Продавец) обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, а ООО «Альмеро» (Потребитель) обязуется оплачивать приобретаемую энергию и оказанные услуги (пп.1.1, 1.3 договора).

В соответствии с пунктами 4.1. 4.2 договора учет потребленной Потребителем электрической энергии (мощности) осуществляется средствами измерений и учета электрической энергии, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации, сведения о приборах учета, которыми оборудованы точки поставки указаны в Приложении №3 к настоящему договору.

В перечне приборов учета электрической энергии в Приложении №3 к настоящему договору указано, что местом установки прибора является РУ-0,4 кВ ЗТП 10/0,4 кВ.

Согласно пункту 4.4 договора обязанность обеспечения соответствия учета требованиям действующего законодательства лежит на Потребителе.

Из пункта 4.7 договора следует, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании и настоящим договором, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Пломбы устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить защиту средств учета от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерения, в том числе необходимо обеспечить защиту участка сети от точки поставки до средств учета.

Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются Потребителем, участвующим в процедуре допуска. Установленную Потребителем контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.

Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, который составляется в соответствии с действующим законодательством.

Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим договором, то в допуске в эксплуатацию такого прибора отказывается с указанием причин отказа.

В целях поставки ООО «Альмеро» электрической энергии АО «Алтайкрайэнерго» заключило договор оказания услуг по передаче электрической энергии, согласно которому АО «СК Алтайкрайэнерго» обязано обеспечить передачу электрической энергии потребителям АО «Алтайкрайэнерго», в том числе и ООО «Альмеро».

Из заявления ООО «Альмеро» (вх.2211777 от 25.11.2022), поступившего в антимонопольный орган, следует, что 18 октября 2022 года сотрудниками АО «СК Алтайкрайэнерго» проведена проверка прибора учета электрической энергии. В ходе проведения проверки входная дверь в РУ-10 кВ ЗТП -3-23-6 была опломбирована, что подтверждается актом проверки расчетного прибора учета №2220968 от 18.10.2022.

С данным обстоятельством ООО «Альмеро» не согласно в связи с невозможностью обслуживания силового трансформатора.

Далее, письмом №8 от 21 октября 2022 ООО «Альмеро» обратилось в АО «СК Алтайкрайэнерго» с требованием об устранении ограничения доступа к силовому трансформатору для выполнения технического обслуживания.

В свою очередь, АО «СК Алтайкрайэнерго» (письмо №КУМЭС/302-исх от 03.11.2022) проинформировало ООО «Альмеро» о том, что действия по опломбировке входных дверей в РУ -10 кВ ЗТП-3-23-6 осуществлены в рамках действующего законодательства и Общество может обратиться в сетевую организацию в случае возникновения аварийного состояния электроустановки и при необходимости обслуживания узлов и элементов ЗТП.

При этом, из информации АО «СК Алтайкрайэнерго» (вх.№2212398 от 12.12.2022), поступившей в антимонопольный орган, следует, что в соответствии с планом-графиком проведения проверок 18 октября 2022 года проведена плановая проверка прибора учета ООО «Альмеро».

По результатам проверки прибор учета Меркурий 230 АМ-03 №23934646 признан соответствующим требованиям и пригоден для осуществления расчетов, кроме того для исключения возможности подключения токоприемников в обход прибору учета сотрудниками АО «СК Алтайкрайэнерго» была установлена пломба на двери РУ -10 кВ ЗТП-3-23-6.

По мнению АО «СК Алтайкрайэнерго», представленному в письменной форме, а также заявленному при рассмотрении дела, установка данной пломбы произведена в соответствии с действующим законодательством, а именно с пунктами 1.2.2, 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 №6 (далее – Правила №6), а также по причине того, что большая часть электроустановок потребителя, в том числе ЛЭП ВЛ-10 кВ Л-3-23 до опоры №193 б, проходные изоляторы ЗТП ЛЭП-10 кВ, ЭТП-10/0,4, разъединитель, ЩУ 0,4 кВ в ЗТП 10/04 находятся в огражденной территории ООО «Альмеро», что не позволяет работникам сетевой организации контролировать манипуляции с разъединителем.

При этом, ранее АО «СК Алтайкрайэнерго» пломбы на двери РУ -10 кВ ЗТП-3-23-6 ООО «Альмеро» не устанавливало.

В заседании Комиссии представитель ООО «Альмеро» также пояснил, что в РУ -10 кВ ЗТП-3-23-6 необходимо осуществлять осмотр, а установка АО «СК Алтайкрайэнерго» на двери пломбы, повлекла невозможность производить осмотр и надлежащую эксплуатацию ЗТП.

Кроме того, технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «Альмеро» к электрическим сетям АО «СК Алтайкрайэнерго» было осуществлено в соответствии с техническими условиями, выданными сетевой организацией.

Пунктом 2 данных технических условий предусмотрены мероприятия для ООО «Альмеро». Так, ООО «Альмеро» выполняет проект в проектной организации в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, в котором предусмотреть: установку ТП 10/0,4 кВ с трансформатором ТМ-250кВА; прокладку ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ проектируемой ТП-10/0,4 кВ до объекта: марку, сечение и способ прокладки линии определить при проектировании; установить на вводе в РУ-0,4 кВ ТП-10/0,4 кВ прибор учета и вводной трехфазный автоматический выключатель. Также, ООО «Альмеро» необходимо было согласовать с АО «СК Алтайкрайэнерго» проект до начала строительства объекта (пункт 2.22 технических условий), что Обществом и было сделано.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

Порядок организации учета электрической энергии, регламентирован Правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Основные положения №442).

Согласно пункту 140 Основных положений №442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании:

показаний приборов учета, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета и приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), и интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);

отсутствия актуальных показаний или непригодности к расчетам приборов учета, измерительных комплексов - на основании расчетных способов, которые определяются замещающей информацией или иными расчетными способами, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3. Замещающей информацией являются показания расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - показания расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания имелись.

Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов, предназначенных для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки

Сетевые организации и гарантирующие поставщики проверяют соблюдение требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления в части организации коммерческого учета, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии (пункт 169 Основных положений №442).

При этом пунктом 170 Основных положений №442 предусмотрено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного и согласованного в соответствии с настоящим документом.

В соответствии с пунктом 173 Основных положений №442 результаты проверки приборов учета оформляются актом проверки расчетного прибора учета, который составляется сетевой организацией (гарантирующим поставщиком), подписывается такой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация (гарантирующий поставщик) передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, сетевой организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки прибора учета является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В акте проверки расчетного прибора учета должны быть указаны:

дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки;

лица, принявшие участие в проверке;

лица, приглашенные в соответствии с требованиями настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие;

характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительных трансформаторов - при их наличии), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения интервала между поверками прибора учета (измерительных трансформаторов);

соответствие оттиску поверителя в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);

результат проверки;

характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка;

лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

При несогласии лица, принимавшего участие в проверке прибора учета, с результатами проверки прибора учета должна быть сделана соответствующая отметка в акте проверки прибора учета с кратким описанием причин такого несогласия.

В соответствии с пунктом 2.11.18 Правил №6 энергоснабжающая организация должна пломбировать:

клеммники трансформаторов тока;

крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам;

токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты;

испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки;

решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока;

решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики;

приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.

То есть, пунктом 2.11.18 Правил №6 определен перечень мест (оборудования) для установки пломб, в котором пломбирование дверей РУ не предусмотрено.

Согласно пункту 2.1.9 Правил №6 на дверях трансформаторных пунктов и камер с наружной и внутренней стороны должны быть указаны подстанционные номера трансформаторов, а также с наружной стороны должны быть предупреждающие знаки. Двери должны быть постоянно закрыты на замок.

Частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с пунктом 1.2.2 Правил №6 потребитель, в том числе обязан обеспечить:

содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД);

своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования;

надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок.

Пунктом 2.2.17 Правил №6 предусмотрено, что оборудование РУ должно периодически очищаться от пыли и грязи. Сроки очистки устанавливает ответственный за электрохозяйство с учетом местных условий. Уборку помещений РУ и очистку электрооборудования должен выполнять обученный персонал с соблюдением правил безопасности.

Далее, согласно пункту 2.2.39 Правил №6 смотр РУ без отключения должен проводиться:

на объектах с постоянным дежурством персонала - не реже 1 раза в 1 сутки; в темное время суток для выявления разрядов, коронирования - не реже 1 раза в месяц;

на объектах без постоянного дежурства персонала - не реже 1 раза в месяц, а в трансформаторных и распределительных пунктах - не реже 1 раза в 6 месяцев.

Обо всех замеченных неисправностях должны быть произведены записи в журнал дефектов и неполадок на оборудовании и, кроме того, информация о них должна быть сообщена ответственному за электрохозяйство.

Замеченные неисправности должны устраняться в кратчайший срок.

Пунктом 2.2.40 Правил №6 предусмотрено, что при осмотре РУ особое внимание должно быть обращено на следующее: состояние помещения, исправность дверей и окон, отсутствие течи в кровле и междуэтажных перекрытиях, наличие и исправность замков; исправность отопления и вентиляции, освещения и сети заземления; наличие средств пожаротушения; наличие испытанных защитных средств; укомплектованность медицинской аптечкой; уровень и температуру масла, отсутствие течи в аппаратах; состояние контактов, рубильников щита низкого напряжения; целостность пломб у счетчиков; состояние изоляции (запыленность, наличие трещин, разрядов и т.п.); отсутствие повреждений и следов коррозии, вибрации и треска у элегазового оборудования; работу системы сигнализации; давление воздуха в баках воздушных выключателей; давление сжатого воздуха в резервуарах пневматических приводов выключателей; отсутствие утечек воздуха; исправность и правильность показаний указателей положения выключателей; наличие вентиляции полюсов воздушных выключателей; отсутствие течи масла из конденсаторов емкостных делителей напряжения воздушных выключателей; действие устройств электроподогрева в холодное время года; плотность закрытия шкафов управления; возможность легкого доступа к коммутационным аппаратам и др.

В данном случае, АО «СК «Алтайкрайэнерго» при проведении 18.10.2022 плановой проверки ООО «Альмеро» произвело установку пломб на дверях РУ -10 кВ ЗТП-3-23-6 Общества в нарушение определенного Правилами №6 перечня мест для их установки, что повлекло невозможность надлежащей эксплуатации ЗТП Потребителем.

В заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю АО «СК Алтайкрайэнерго» не представлены неопровержимые доказательства того, что при отсутствии пломб на дверях РУ -10 кВ ЗТП-3-23-6 у потребителя имеется возможность для несанкционированного доступа к оборудованию и безучетного потребления электрической энергии.

Из информации АО «СК «Алтайкрайэнерго» (вх.№231245 от 08.02.2023), представленной в антимонопольный орган следует, что сотрудниками АО «СК «Алтайкрайэнерго» 03.02.2023, в присутствии исполнительного директора ООО «Альмеро» Данилова А.В., снята пломба с отсека силового трансформатора.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» передача электрической энергии отнесена к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании Обзора состояния конкуренции на рынке оказания услуг по передаче электрической на объект ООО «Альмеро», проведенного управлением ФАС по Алтайскому краю в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, сетевая организация АО «СК Алтайкрайэнерго» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии для объектов ООО «Альмеро» в границах балансовой принадлежности сетей Общества.

Следовательно, на АО «СК «Алтайкрайэнерго» распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, действия АО «СК «Алтайкрайэнерго», выразившиеся в незаконной установке пломб на дверях РУ -10 кВ ЗТП-3-23-6 ООО «Альмеро» при проведении плановой проверки прибора учета Общества, что зафиксировано в акте проверки прибора учета от 18.10.2022, противоречат п. 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 №6, ущемляют интересы ООО «Альмеро» и нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать АО «СК «Алтайкрайэнерго» занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической на объект ООО «Альмеро» в границах балансовой принадлежности сетей в р.п.Благовещенка Алтайского края.
  2. Признать действия АО «СК «Алтайкрайэнерго», выразившиеся в незаконной установке пломб на дверях РУ -10 кВ ЗТП-3-23-6 ООО «Альмеро» при проведении плановой проверки прибора учета Общества, что зафиксировано в акте проверки прибора учета от 18.10.2022, противоречащими п. 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 №6, ущемляющими интересы ООО «Альмеро» и нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Предписание АО «СК «Алтайкрайэнерго» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, так как 3 февраля 2023 года пломба, установленная на дверях РУ -10 кВ ЗТП-3-23-6 ООО «Альмеро», была снята.

Председатель Комиссии <……>

Члены Комиссии <……>

 

<……>

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня принятия решения. Также решение Комиссии может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны