Решение №№ СС/3446/24 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-353/2024 от 19 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>

656906, Алтайский край, г.Барнаул,

ИП <...>

656906, Алтайский край, г.Барнаул,

ИП <...>

656906, Алтайский край, г.Барнаул,

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-353/2024

Решение в полном объеме изготовлено 19 апреля 2024 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/5-353/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в городе Барнауле рекламы ТЦ «ЭКО Класс!», в которой усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

с участием представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ИП <...>, Алтайский край, г.Барнаул, <...> по доверенности,

в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ИП <...>, Алтайский край, г.Барнаул, извещена,

в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ИП <...>, Алтайский край, г.Барнаул, извещен,

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/5-353/2024 возбуждено по факту распространения в городе Барнауле по адресу: Балтийская ул., 12 рекламы «Торговый центр ЭКО класс! САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ», в которой не приводится сравнение, по каким критериям цены в ТЦ «ЭКО Класс!» являются самими низкими.

Факт распространения рассматриваемой рекламы установлен 26.02.2024 Алтайским краевым УФАС России в результате проведения наблюдения в городе Барнауле за соблюдением рекламодателями, рекламораспространителями обязательных требований в сфере рекламы.

Лицами, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признаны: ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>.

Рассмотрение дела назначено на 18 апреля 2024 года.

В ответ на определение о возбуждении дела ИП <...> предоставлены письменные пояснения, согласно которым, индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность, в том числе по предоставлению в аренду торговых площадей в принадлежащем ей на праве собственности (с 18.08.2009) здании ТЦ «ЭКО Класс!» по адресу: г.Барнаул, Балтийская ул., 12, а также осуществляет розничную торговлю обувью в указанном здании. Также поясняет, что арендаторами торговых площадей в ТЦ в настоящее время являются индивидуальные предприниматели <...>, <...>, на момент заключения договорных отношений с которыми рассматриваемая реклама уже на фасаде здания имелась. Данная вывеска, указывает индивидуальный предприниматель, была изготовлена и размещена ею для идентификации ТЦ, после получения определения вывеска демонтирована.

ИП <...> предоставлены договоры аренды, а также выписка из ЕГРН в отношении объекта недвижимости – ТЦ «ЭКО Класс!».

Индивидуальные предприниматели, арендующие помещения в ТЦ, пояснили, что рассматриваемая реклама отношения к их деятельности не имеет и была размещена на фасаде здания на момент заключения договорных отношений с ИП <...>; просили производство по делу в отношении них прекратить.

В заседании Комиссии представитель ИП <...>ранее изложенные доводы индивидуального предпринимателя поддержал, подтвердил, что в настоящее время реклама демонтирована, доказательств не предоставил. Также пояснил, что ТЦ «ЭКО Класс!» располагается только в г. Барнауле, сколько торговых точек ему неизвестно, но рассматриваемая реклама размещалась только на ТЦ, расположенном по улице Балтийская, 12; договоров на производство и размещение рассматриваемой рекламы не сохранилось, но на сколько ему известно, реклама изготовлена до 2018 года.

Комиссия, заслушав доводы представителя, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, в городе Барнауле по адресу: Балтийская ул., 12 над входом в ТЦ «ЭКО Класс!», слева от входной двери, размещена конструкция с информацией следующего содержания: «Торговый центр ЭКО класс! САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» (далее –Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Содержание рассматриваемой информации полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», она направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к торговому центру «ЭКО Класс!», способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Из содержания рекламы следует, что в ТЦ «ЭКО класс!» самые низкие цены, что однозначно указывает, что цены в данном торговом центре являются самыми низкими ценами среди цен на товары в других магазинах.

Из информации, размещенной в сети Интернет, в частности в социальной сети «Вконтакте», страница https://vk.com/tc_ecoklass_official?w=club211229616, следует, что в ТЦ «ЭКО класс!» реализуются следующие группы товаров: обувь, домашний текстиль, одежда детская, мужская и женская.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе, о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»). Такая информация напрямую должна быть указана в тексте рекламы, в котором осуществляется такое сравнение.

Лицами, в действиях которых усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, в частности ИП <...>, подтверждений того, что в ТЦ «ЭКО Класс!» самые низкие цены на товары, равно как и критериев такого сравнения с ценами на товары иных продавцов, не предоставлено.

С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что для соблюдения одного из основополагающих требований Закона о рекламе о достоверности и добросовестности рекламной информации, сопряженного с реализацией права потребителя на её получение, считать соответствующей требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе рассматриваемую рекламу «Торговый центр ЭКО класс! САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ» не представляется возможным. Поскольку потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В большинстве случаев используемые в рекламе фразы трактуются рядовым потребителем буквально.

Потребитель не имеет обязанности проведения анализа текста рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений, в том числе путем сравнения цен на товары в магазинах аналогичного сегмента рынка, что и ТЦ «ЭКО Класс!».

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения о преимуществах рекламируемого Торгового Центра «ЭКО Класс!», выражающихся в самых низких ценах на товары, без указания объективных критериев таких преимуществ, что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе признается ненадлежащей. Следовательно, рассматриваемая реклама «Торговый центр ЭКО класс! САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ» является ненадлежащей.

Согласно статье 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 настоящего Закона, несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из информации, размещенной на вывеске ТЦ «ЭКО-Класс!», расположенного в городе Барнауле по адресу: Балтийская ул., 12, следует, что предпринимательскую деятельность в указанном торговом центре осуществляют:

- ИП <...> (1 этаж: текстиль, нижнее белье, 3 этаж: детская одежда),

- ИП <...> (2 этаж: одежда),

- ИП <...> (1 этаж: обувь).

Вместе с тем, материалами дела установлено, что лицом, определившим объект рекламирования, и разместившим на фасаде здания рассматриваемую рекламу является ИП <...>; индивидуальные предприниматели <...>, <...>отношения к рассматриваемой рекламе не имеют: договорные отношения по поводу аренды торговых площадей возникли, когда вывеска уже была размещена на фасаде торгового центра. Следовательно, Комиссия приходит к выводу о не подтверждении в ходе рассмотрения дела признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях ИП <...> и ИП <...> и прекращает производству по делу в отношении указанных лиц.

В силу статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В заседании Комиссии представителем ИП <...> сообщено, что рекламная вывеска с рассматриваемой рекламной информацией демонтирована сразу же после получения определения о возбуждении дела, однако, доказательств тому в материалы дела не предоставлено, что свидетельствует о целесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47, пунктом 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «Торговый центр ЭКО класс! САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ», распространенную в городе Барнауле по адресу: Балтийская ул., 12 на слева над входом в ТЦ «ЭКО Класс!», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП <...>предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об

административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны