Решение б/н Решение № 5-ОВ-16 от 26 января 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ по делу № 5-ОВ-16
«21» января 2016 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия УФАС), в составе:
<…>
с участием представителей:
от заявителя – ООО «Приборы учета +» - К<…> (по доверенности), Х<…> (по доверенности), Л<…> (по доверенности);
от МУП «Дирекция единого заказчика № 1» Ленинского района г. Барнаула – З<…> (по доверенности), Е<…> (по доверенности), В<…> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО «Приборы учета +» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Приборы учета +» (далее – Заявитель) (вх. № 1516162 от 31.12.2015) на действия заказчика - МУП «Дирекция единого заказчика № 1» Ленинского района г. Барнаула (далее – Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на «Оказание услуг по техническому обслуживанию системы учета потребления коммунальных ресурсов» (извещение № 31503141999).
Из содержания жалобы следует, что 24.12.2015 г. Заказчиком на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ в сети «Интернет» было опубликовано извещение № 31503141999 о проведении закупки у единственного поставщика на «Оказание услуг по техническому обслуживанию системы учета потребления коммунальных ресурсов» (извещение № 31503141999).
Заявитель считает, что проводимая Заказчиком закупка противоречит целям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), которыми являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, эффективное использование денежных средств, расширение возможности участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Также Заявитель считает, что Заказчик, установив способ закупки – закупка у единственного поставщика, нарушил принципы, названные в статье 3 Закона о закупках, а именно:
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
При этом, как указывает Заявитель, в соответствии с абз. 3 п. 1.3.2. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика № 1» Ленинского района г. Барнаула Заказчик должен учитывать принципы, названные в ст. 3 Закона о закупках.
Заявитель указывает на то, что Заказчиком необоснованно завышена цена договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем учета потребления коммунальных ресурсов.
В обоснование данного довода Заявитель ссылается на ряд закупочных процедур по аналогичным услугам, сумма технического обслуживания в которых гораздо меньше.
На заседании Комиссии представители Заявителя доводы жалобы поддержали.
Представители Заказчика нарушение не признали и пояснили, что 24.12.2015 г. Заказчиком на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ в сети «Интернет» было опубликовано извещение № 31503141999 о проведении закупки у единственного поставщика на «Оказание услуг по техническому обслуживанию системы учета потребления коммунальных ресурсов».
Кроме того представители Заказчика пояснили, что данная закупка была проведена в соответствии со ст. 17 и пп. 17.1.1. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика № 1» Ленинского района г. Барнаула.
В соответствии со ст. 17 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика № 1» Ленинского района г. Барнаула под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается закупка, при которой Заказчик предлагает заключить гражданско-правовой договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю) без проведения конкурентных способов закупки.
Согласно пп. 17.1.1. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика № 1» Ленинского района г. Барнаула решение о заключении договора на поставку товаров, на выполнение работ, оказание услуг с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принимается Заказчиком без учета стоимости закупок помимо прочего в случаях, если: оказываются услуги по техническому обслуживанию, поддержке и сопровождению информационных систем, программных средств и программных продуктов.
Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.
В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
24.12.2015 г. Заказчиком на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ в сети «Интернет» было опубликовано извещение № 31503141999 о проведении закупки у единственного поставщика на «Оказание услуг по техническому обслуживанию системы учета потребления коммунальных ресурсов».
В соответствии с п. 6 Извещения о закупке начальная (максимальная) цена договора 2 268 000 руб.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
01.07.2015 г. руководителем МУП «ДЕЗ № 1» Ленинского района г. Барнаула С<…> утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика № 1» Ленинского района г. Барнаула (далее – Положение о закупке).
Статьей 17 Положения о закупке регламентирован способ закупки у единственного поставщика, так под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается закупка, при которой Заказчик предлагает заключить гражданско-правовой договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю) без проведения конкурентных способов закупки.
В соответствии с пп. 17.1.1. Положения о закупке решение о заключении договора на поставку товаров, на выполнение работ, оказание услуг с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принимается Заказчиком без учета стоимости закупок помимо прочего в случае, если: оказываются услуги по техническому обслуживанию, поддержке и сопровождению информационных систем, программных средств и программных продуктов.
Однако, в соответствии с п. 1.1. Раздела 1 Договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем учета потребления коммунальных ресурсов (далее – Договор) предметом данного договора является оказание услуг:
- по подключению приборов учета системы отопления (СО), горячего (ГВС) и холодного (ХВС) водоснабжения, а также электроснабжения (ЭС) к единой системе учета потребления коммунальных ресурсов;
- по сбору и обработке информации с ПУ, установленных на объектах Заказчика, через Internet, GPRS, GSM-связь и (или) другие доступные телекоммуникационные средства;
- по передаче актов о потребленных ресурсах (СО, ГВС, ХВС, ЭС) в ресурсоснабжающие организации;
- по техническому обслуживанию ПУ (СО, ГВС, ХВС).
Согласно п. 3.3.6. Договора исполнитель помимо прочего обязан осуществлять работы по техническому обслуживанию ПУ, состоящие из нижеперечисленных работ:
- внешний осмотр приборов ПУ во время эксплуатации (наличие пломб, надежность крепления, отсутствие течей в соединениях, внешних повреждений и т.д.);
- проверка и анализ достоверности показаний ПУ;
- сопоставление диапазонов измерений установленных приборов учета с фактическими значениями измеряемых параметров;
- проверка состояния электрических и сигнальных цепей;
- проверка соблюдения правил эксплуатации приборов.
Таким образом, Заказчиком необоснованно избран способ закупки у единственного поставщика, поскольку, предоставляемые по данному договору услуги, не соотносятся с основаниями, указанными Заказчиком в Положении о закупке для заключения договора с единственным поставщиком.
Согласно п. 5 ч. 9 ст. 4, п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках извещение о закупке и документация о закупке должны содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Вместе с тем, нормы Закона о закупках не предусматривают обязанности Заказчика в обосновании начальной (максимальной) цены договора.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика № 1» Ленинского района г. Барнаула не регламентирует порядок расчета и обоснования цены договора при проведении закупочных процедур.
Таким образом, в силу закона Заказчик вправе установить начальную (максимальную) цену по своему усмотрению, но не обязан как-либо обосновывать ее размер, если иное не предусмотрено утвержденным им положением о закупке.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20, ст. 18.1, подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Приборы учета +» – обоснованной
- Выдать МУП «Дирекция единого заказчика № 1» Ленинского района г. Барнаула предписание об аннулировании закупки у единственного поставщика на «Оказание услуг по техническому обслуживанию системы учета потребления коммунальных ресурсов» (извещение № 31503141999).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<…>
ПРЕДПИСАНИЕ № 5-ОВ-16
«21» января 2016 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:
<…>
руководствуясь частью 20 статьи 18.1, подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
МУП «Дирекция единого заказчика № 1» Ленинского района г. Барнаула в срок до 29 января 2016 г. устранить нарушение порядка проведения торгов путем аннулирования закупки у единственного поставщика на «Оказание услуг по техническому обслуживанию системы учета потребления коммунальных ресурсов» (извещение № 31503141999).
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
<…>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.