Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 4 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 50-АД(АМ)03/16 об административном правонарушении

31 марта 2016 г.                                                                                                                        г. Барнаул

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю Смирнова Л.И. (656068, г. Барнаул, ул. Пролетарская 65), рассмотрев протокол и материалы дела № 50-АД(АМ)03/16 об административном правонарушении, возбужденного в отношении начальника планово-экономического отдела АО «Газпром газораспределение Барнаул» С<…>, местонахождение АО «Газпром газораспределение Барнаул»: 656043, г. Барнаул, пр. Социалистический, 24), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах дела, в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступили на рассмотрение заявления К<…> (вх. № 153931 от 08.04.2015г.) и Ч<…> (вх. № 155284 от 12.05.2015г.) в отношении ОАО «Газпром газораспределение Барнаул» (ныне – АО «Газпром газораспределение Барнаул») по вопросам  законности и обоснованности повышения цен на услугу по техническому обслуживанию внутридомового (далее – ВДГО) в домовладениях и внутриквартирного газового оборудования (далее – ВКГО) на территории города Барнаула Алтайского края, в связи с чем, в отношении АО «Газпром газораспределение Барнаул» возбуждено дело № 12-ФАС22-АМ/06-15 о нарушении антимонопольного законодательства.

Как следовало из содержания заявлений, заявители проживают в г. Барнауле в жилых многоквартирных домах, находящихся по адресу: ул. Дзержинского 1 и ул. Юрина 247. Обслуживание внутриквартирного газового оборудования (далее – ВКГО) в вышеназванных жилых домах осуществляет АО «Газпром газораспределение Барнаул». Приказом от 05.02.2015 № 21 АО «Газпром газораспределение Барнаул» утвержден прейскурант на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО, ВКГО на 2015 год, в котором существенно превышены тарифы на обслуживание ВКГО. 

Управлением ФАС по Алтайскому краю в связи с рассмотрением вышеназванных обращений, проведен анализ конкуренции на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) в домовладениях и ВКГО.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

В ходе анализа определен временной интервал исследования рынка – 2014г. (в соответствии с пунктом 2.1 раздела II Порядка – наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год).

Определены продуктовые границы товарного рынка, как услуги по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО, в том числе по следующим основаниям.

Порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и ВКГО закреплен Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила № 410).

Вследствие отмены Верховным Судом РФ от 10.12.2013 по делу № АКПИ13-826 права осуществления деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и замене ВДГО и ВКГО только газораспределительной организацией, осуществляющей транспортировку газа по договору поставки, товарный рынок разделился на несколько рынков, продуктовые границы каждого из рынков сузились, барьеры входа новых хозяйствующих субъектов на рынок услуг по техническому обслуживанию ВКГО снизились.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 410 ВДГО включает в себя:

-в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к ВКГО, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав ВКГО), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги;

-в домовладениях - находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа;

-внутриквартирное газовое оборудование - газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к ВКГО, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа;

-домовладение - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы и иные объекты);

-заказчик - юридическое лицо (в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив), индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и ВКГО, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги).

На основании статьи 17 Правил № 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО являются:

-в отношении ВДГО в домовладении - собственник домовладения;

-в отношении ВКГО - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.

Техническое обслуживание ВДГО и ВКГО осуществляется на основании договора о техническом обслуживании ВДГО и ВКГО, заключаемого между заказчиком и исполнителем. В связи с поступившим обращением, в целях анализа рассматривается услуга по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО, где заказчиком выступает физическое лицо, являющееся собственником помещения в многоквартирном доме или домовладения.

Проведенным исследованием определено, что географические границы оказания услуг по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО носят локальный характер и определены административными границами города Барнаула.

В соответствии с Порядком проведения анализа, количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

  • выявлены все хозяйствующие субъекты, деятельность которых на рассматриваемом товарном рынке подлежит лицензированию;
  • объем товарного рынка известен и выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;
  • количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

На основании Порядка, в запросах хозяйствующим субъектам – участникам товарного рынка услуг по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО, было предложено привести перечень конкурентов, осуществляющих деятельность на одном с ними рынке.

Согласно информации АО «Газпром газораспределение Барнаул» основными его конкурентами являются:

  • ОАО «Алтайкрайгазсервис»;
  • ООО «РусьЭнерго»;
  • ООО «Сибгаз-Эксплуатация».

Однако, ОАО «Алтайкрайгазсервис» и ООО «РусьЭнерго» в своих ответах проинформировали управление ФАС по Алтайскому краю о том, что не оказывают услуги по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО. ООО «Сибгаз-Эксплуатация» в свою очередь предоставило информацию о том, что с 20 ноября 2014 г. организацией были заключены  договора на техническое обслуживание ВДГО и ВКГО, в соответствии с текстом договора на услуги и «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» обслуживание проводится раз в год, соответственно, ни по одному из договоров на момент ответа на запрос не подошел срок к исполнению обязательств по обслуживанию, затрат и поступления денежных средств нет.

Таким образом, анализ полученной информации позволил сделать выводы о том, что только два хозяйствующих субъекта в 2014г. осуществляли деятельность на рынке услуг по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО в городе Барнауле: ООО «Алтайгазсервис» и АО «Газпром газораспределение Барнаул».

По результатам анализа, управлением ФАС по Алтайскому краю было установлено, что АО «Газпром газораспределение Барнаул», занимает доминирующее положение на рынке услуг по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО, в географических границах г. Барнаула.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции», запрещаются действия доминирующего хозяйствующего субъекта, влекущие установление, поддержание монопольно высокой цены товара (услуги).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, в том числе, путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Тарифы на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового в домовладениях и внутриквартирного газового оборудования в г. Барнауле в 2014 – 2015 гг. сложились на следующем уровне.

Наименование хозяйствующего субъекта

Оказание услуг по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО на 2014г., руб.

Оказание услуг по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО на 2015г., руб.

2-х горел.

3-х горел.

4-х горел.

счетчик

2-х горел.

3-х горел.

4-х горел.

счетчик

11.

АО «Газпром газораспределение Барнаул»

295

342

390

119

339

394

449

137

22.

ООО «Алтайгазсервис»

170

190

210

0*

180

200

230

0*

 

В связи с поступившим обращениями граждан по вопросу роста цен на услуги технического обслуживания ВКГО, оказываемые АО «Газпром газораспределение Барнаул», управлением проведен анализ причин роста тарифов на услуги по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО.

Управление ФАС по Алтайскому краю считает необоснованными причины, по которым у АО «Газпром газораспределение Барнаул» произошел рост тарифов на услугу по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО (в частности, из-за перераспределения затрат по статьям калькуляции себестоимости услуги из статьи основная заработная плата в статью дополнительная заработная плата).

В соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 269-э/8, при формировании тарифов на работы (услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования фактические и плановые расходы исполнителя рекомендуется анализировать с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период определения стоимости технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (пункт 12 Приложения к приказу ФСТ от 27.12.2013 № 269-э/8).

В опубликованном Минэкономразвития России прогнозе индексов дефляторов цен производителей по видам экономической деятельности, в разделе Платные услуги населению указаны индексы: 2014/2013 – 106,6;  2015/2014 - 111,4; 2016/2015 – 108,1.

В обоснование затрат Обществом предоставлены плановые расчеты коэффициентов, определяющих величину себестоимости услуг (ВДГО, ВКГО) для населения на 2014 и 2015гг.

Согласно расчету на 2015 год годовой фонд оплаты труда в 2015г. снизился на 2,7% (с 9782,1 до 9510,9 тыс. руб.), величина дополнительной заработной платы увеличилась на 255% (с 654,8 до 1672,9 тыс. руб.), затраты подразделения (в том числе управленческие), выросли на 117,1% (с 10138,2 до 11876,3 тыс. руб.). Всего затраты на оказание услуг населению в 2014г. составили 23 706,2 тыс. руб., в 2015г. – 26 437,6 тыс. руб. Рост затрат в 2015г. по отношению к 2014г. составил 111,5%, при этом рост стоимости услуг на техническое обслуживание ВКГО составил от 114,9% до 115,2%, что превышает рост затрат на оказание данных услуг.

Темпы роста стоимости услуг по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО, оказываемых АО «Газпром газораспределение Барнаул», в 2015г. превысили установленный Минэкономразвития России индекс дефлятор.

Следовательно, цена на услугу по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО, установленная АО «Газпром газораспределение Барнаул» приказом от 05.02.2015 № 21 соответствует критериям пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» и является монопольно высокой ценой.

Действия АО «Газпром газораспределение Барнаул», выразившиеся в установлении приказом от 05.02.2015 № 21 монопольно высокой цены на услугу по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО, нарушают пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вышеназванный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю от 14.07.2015 № 12-ФАС22-АМ/06-15. 

Таким образом, АО «Газпром газораспределение Барнаул» нарушен запрет, установленный пунктом 1 частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. «Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции».

При рассмотрении вышеизложенных обстоятельств установлено, что прейскурант ОАО «Газпром газораспределение Барнаул» на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО, ВКГО на 2015 год, утвержденный Приказом от 05.02.2015 № 21, подписан, в том числе, начальником планово-экономического отдела АО «Газпром газораспределение Барнаул» С<…>.

В соответствии с приказом (распоряжением) ОАО «Газпром газораспределение Барнаул» о переводе работника на другую работу от 23.07.2012 № 773-лс С<…> является с 23.07.2012 года начальником планово-экономического отдела.

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.5 Положения о планово-экономическом отделе ОАО «Газпром газораспределение Барнаул» от 17.10.2013 № 11 Планово-экономический отдел является структурным подразделением ОАО «Газпром газораспределение Барнаул» и подчиняется непосредственно заместителю генерального директора по экономике и финансам. Отдел возглавляет начальник, которого назначает и освобождает от должности генеральный директор Общества по представлению заместителя директора по экономике и финансам. В своей деятельности отдел руководствуется законодательством РФ, уставом общества, решением Собрания акционеров, Совета директоров, приказами и распоряжениями генерального директора Общества и другими нормативными документами.

В соответствии с пунктами 3.4 и 4.4 вышеназванного положения задачей отдела является составление отдельных калькуляций на выполнение работ и услуг по прочей деятельности Общества, функцией отдела является составление Прейскуранта на оказание услуг и выполнение работ по прочей деятельности Общества.

На основании пункта 6.1 вышеназванного положения начальник отдела несет ответственность на основании и в порядке, предусмотренном действующим законодательством и организационно-распорядительными документами Общества, за качественное и своевременное выполнение возложенных на отдел задач и функций.

Учитывая вышеизложенное, в действиях начальника планово-экономического отдела АО «Газпром газораспределение Барнаул» С<…>, выразившихся в установлении в прейскуранте ОАО «Газпром газораспределение Барнаул» на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО, ВКГО на 2015 год, утвержденном приказом от 05.02.2015 № 21, монопольно высокой цены на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в домовладениях и внутриквартирного газового оборудования в г. Барнауле, усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 1 статьи 14.31  Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения начальником планово-экономического отдела АО «Газпром газораспределение Барнаул» С<…> подтверждается протоколом по делу № 50-АД(АМ)03/16 об административном правонарушении от 17.03.2016, а также другими материалами дела.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные, в том числе статьей 14.31 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Данная норма введена в действие 22.08.2009 Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и подлежит применению, поскольку наличие нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено решением управления от 14.07.2015 № 12-ФАС22-АМ/06-15.

Следовательно, срок давности привлечения С<…> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств нет.

Руководствуясь частью 1 статьи 14.31, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать начальника планово-экономического отдела АО «Газпром газораспределение Барнаул» С<…> - виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в установлении в прейскуранте ОАО «Газпром газораспределение Барнаул» на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО, ВКГО на 2015 год, утвержденном приказом от 05.02.2015 № 21, монопольно высокой цены на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в домовладениях и внутриквартирного газового оборудования в г. Барнауле, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Применить к начальнику планово-экономического отдела АО «Газпром газораспределение Барнаул» С<…> меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 15 000 (Пятнадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Р/с № 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г. Барнаул

БИК банка получателя: 040173001

Реквизиты получателя:

ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)

ОКТМО: 01701000

Код дохода: 161 1 16 02010 01 6000 140

Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. 

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревшее дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и  частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

Заместитель руководителя управления

Советник ГГС РФ 1 класса                                                                                             Л.И. Смирнова

Связанные организации

Связанные организации не указаны