Решение б/н решение по делу от 6 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/7-744/2022

Решение принято 26 января 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

С<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/7-744/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространения в сети Интернет рекламы курительных устройств, в чем усматриваются признаки нарушения п.8 ст.7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие заявителя (уведомление о рассмотрении дела по электронной почте),

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя, рекламораспространителя гр.<...>

УСТАНОВИЛА:

в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление гражданина РФ (вхд.№229387 от 20.09.2022г.) о размещении рекламы электронных курительных устройств в группе «Беспредел – обратная сторона Рубцовска (18+)» в социальной сети «Вконтакте» и в группе «Беспредел нашего города – обратная сторона Рубцовска» в социальной сети «Одноклассники» в сети Интернет.

12.10.2022г. в отношении ООО «Дамикс» возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе №022/05/7-744/2022, рассмотрение дела назначено на 01.11.2022г.

01.11.2022г. рассмотрение дела отложено в связи с тем, что к участию в деле привлечена гр. <...>

22.11.2022г. рассмотрение дела отложено в связи с тем, что гр. <...> не уведомлена о дате и времени рассмотрения дела.

12.12.2022г. рассмотрение дела отложено в связи с тем, что гр. <...> не представила запрашиваемые документы (определение об отложении рассмотрения дела от 22.11.2022г. получено). Производство по делу в отношении ООО «Дамикс» прекращено.

11.01.2023г. рассмотрение дела отложено в связи с тем, что гр. <...> не уведомлена о дате и времени рассмотрения дела. 12.01.2023г. гр. <...> направлена телеграмма с информацией о дате, времени и месте рассмотрения дела. На звонки по указанному в сети Интернет контактному телефону администратора групп <...>не отвечает

Согласно ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В случае добросовестного поведения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, гр. <...>, она могла получить соответствующие определения с информацией о дате, времени и месте рассмотрения дела. Таким образом, гр. <...>считается уведомленной.

В соответствии с п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. №1922, далее по тексту – Правила), Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей сторон.

Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела, дав им оценку, установила следующее.

Согласно материалам дела, 20.09.2022г. в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление гражданина РФ о размещении рекламы электронных курительных устройств в группе «Беспредел – обратная сторона Рубцовска (18+)» в социальной сети «Вконтакте» и в группе «Беспредел нашего города – обратная сторона Рубцовска» в социальной сети «Одноклассники» в сети Интернет.

Установлено, что в указанных группах в сети Интернет размещена информация, которая носит рекламный характер: «Всем привет. Получили любимые и вкусные устройства – Vooopoo V.THRU Pro в различных цветах Успей приобрести) В наличии в наших магазинах г.Рубцовск, ул. Тракторная, 17 (трц Радуга) г.Рубцовск, ул. Ленина, 58 (тц Мария-ра) г.Алейск, ул. Пионерская, 134 (тц Мария-ра) г.Барнаул, Павловский тракт, 299 Будем рады видеть вас в наших магазинах DAMIX pro ТАБАК».

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в статье 3 Федерального закона «О рекламе», адресована неопределенному кругу лиц, так как размещается в открытой группе сети Интернет, направлена на привлечение внимания к электронным курительным устройствам Vooopoo V.THRU Pro

Согласно п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.2 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации), пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий.

Согласно положениям Федерального закона от 24.04.2008 №51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, в которой определено, что под рекламой и стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.

В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.

Действие рекламы табачной продукции направлено на неограниченное количество лиц, в том числе на тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы табачной продукции в сети Интернет, то есть способом, обеспечивающим ее свободное восприятие, делает такую рекламу доступной для этих лиц.

Таким образом, при распространении рекламы электронных курительных устройств Vooopoo V.THRU Pro в сети Интернет содержится нарушение п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Следовательно, рассматриваемая реклама электронных курительных устройств в сети Интернет является ненадлежащей, так как содержит нарушение п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе» несет несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На заседании Комиссии, состоявшемся 01.11.2022г., представители ООО «Дамикс» пояснили, что рекламодателем и рекламораспространителем Общество не является, так как у ООО «Дамикс» отсутствуют договоры на размещение рекламы и оплата какой-либо рекламы со счета организации не производилась. Прекратить распространение рассматриваемой рекламы в сети Интернет ООО «Дамикс» не может, так как не имеет к ней доступа.

Установлено, что в группе «Беспредел – Обратная сторона Рубцовска (18+)» в социальной сети «Вконтакте» в разделе «Информация» указан номер телефона <...>, который используется для пожертвований на развитие группы и имеет отношение к администратору указанной группы. Оператором связи ПАО «ВымпелКом» представлена информация, что указанный номер выделен гр. <...>

Кроме того, в информации о группе содержится ссылка на Телеграм. При переходе по ней появляется канал «Беспредел нашего города – обратная сторона Рубцовска». В разделе сведений о канале содержится информация «Сотрудничество<...>

Таким образом, рекламодателем, рекламораспространителем выступает администратор указанных групп в социальных сетях – гр. <...> Иных сведений в антимонопольный орган не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п.42-49 Правил, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу электронных курительных устройств Vooopoo V.THRU Pro в группе «Беспредел – обратная сторона Рубцовска (18+)» в социальной сети «Вконтакте» и в группе «Беспредел нашего города – обратная сторона Рубцовска» в социальной сети «Одноклассники» в сети Интернет ненадлежащей, поскольку при ее размещении и распространении нарушено требование п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе».
  2. Выдать гр. <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в трехмесячный срок со дня вынесения.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны