Постановление №673/5 о назначении административного наказания по делу об админист... от 19 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

673/5 от 19.02.2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 022/04/14.32-38/2020

об административном правонарушении

19.02.2020 г. Барнаул

Заместитель руководителя Алтайского краевого УФАС России С.В. <…> (656068, г. Барнаул, ул. Пролетарская, 65), рассмотрев протокол и материалы дела № 022/04/14.32-38/2020 об административном правонарушении, возбужденного в отношении П. <…>, имевшей статус индивидуального предпринимателя при совершении нарушения антимонопольного законодательства (<…>), в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в отсутствии представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также в отсутствии потерпевшего - Г<…>. (e.mail: <…>), надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения настоящего дела,

УСТАНОВИЛ:

В Алтайское краевое УФАС России поступило обращение Г<…>. (вх. № 193160 от 11.03.2019), содержащее информацию о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Интерьер», ООО «Стиль Сибири», ИП Пе<…>при их совместном участии в электронных аукционах, в том числе № 0817200000318015984, а именно требований статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом Алтайского краевого УФАС России от 31.05.2019 №123 в отношении ООО «Стиль Сибири», ООО «Интерьер» и ИП П <…> возбуждено дело № 022/01/11-292/2019 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Из документов и материалов, представленных в Алтайское краевое УФАС России, следует, что 27.12.2018 на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) уполномоченным учреждением КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» было размещено извещение № 0817200000318015984 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели офисной для «КГБУЗ «Павловская ЦРБ» с начальной (максимальной) ценой контракта - 1 122 150 рублей.

Дата начала срока подачи заявок на участие в Аукционе 27.12.2018, дата окончания срока подачи заявок - 11.01.2019, дата проведения Аукциона - 17.01.2019.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 14.01.2019 на участие в электронном аукционе № 0817200000318015984 поступили заявки от 9 хозяйствующих субъектов:

1) ООО «Империя мебели» (<…>);

2) ИП П <…>. (<…>);

3) ООО «Стиль Сибири» (<…>);

4) ООО «Интерьер» (<…>);

5) ООО «Формула мебели 70» (<…>);

6) ООО «Язык мебели» (<…>);

7) ООО «Канцмир» (<…>);

8) ООО «Башмедмебель» (<…>);

9) ООО «Сибпромторг» (<…>).

Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), допустила к участию в аукционе только три заявки: 2) ИП П <…> 3) ООО «Стиль Сибири»; 4) ООО «Интерьер».

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 17.01.2019 от допущенных к участию в аукционе участников поступили следующие последние ценовые предложения:

- ИП П <…>. - 1 116 539,25 руб. (-0,5%);

- ООО «Интерьер» - 1 110 928 руб. (-1%).

Победителем аукциона № 0817200000318015984 признан участник № 4 - ООО «Интерьер», предложивший наименьшую цену, со снижением на 1%.

Ранее, 30.10.2018 на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) уполномоченным учреждением КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» было размещено извещение № 0817200000318011966 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели (стойка регистратуры) в 2018 году (заказчик КГБУЗ «Алейская ЦРБ») с начальной (максимальной) ценой контракта – 252 920,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок на участие в Аукционе 30.10.2018, дата окончания срока подачи заявок – 08.11.2018, дата проведения Аукциона – 09.11.2018.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 14.01.2019 на участие в электронном аукционе № 0817200000318011966 поступили заявки от 3 хозяйствующих субъектов:

1) ИП П<…>. (<…>);

2) ООО «Интерьер» (<…>);

3) ООО «Стиль Сибири» (<…>).

Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, допустила к участию в аукционе все три заявки.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 13.11.2018 от допущенных к участию в аукционе участников поступили следующие последние ценовые предложения:

- ИП Пе<…>. - 250 390 руб. (-1%);

- ООО «Интерьер» - 251 655,40 руб. (-0,5%).

Победителем аукциона № 0817200000318011966 признан участник - ИП П<…>., предложивший наименьшую цену, со снижением на 1%.

19.11.2018 на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) уполномоченным учреждением КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» было размещено извещение № 0817200000318012918 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку комплекта мебели в регистратуру (заказчик КГБУЗ «Детская городская поликлиника №3») с начальной (максимальной) ценой контракта – 330000 рублей.

Дата начала срока подачи заявок на участие в Аукционе 19.11.2018, дата окончания срока подачи заявок – 27.11.2018, дата проведения Аукциона – 28.11.2018.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 28.11.2019 на участие в электронном аукционе № 0817200000318012918 поступили заявки от 2 хозяйствующих субъектов:

1) ИП Пенькова. (<…>);

2) ООО «Интерьер» (<…>).

Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, допустила к участию в аукционе все заявки.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 04.12.2018 от допущенных к участию в аукционе участников поступили следующие последние ценовые предложения:

- ИП П<…>. - 326 700 руб. (-1%);

- ООО «Интерьер» - 328 350 руб. (-0,5%).

Победителем аукциона № 0817200000318012918 признан участник - ИП Пе<…>., предложивший наименьшую цену, со снижением на 1%.

28.11.2018 на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) уполномоченным учреждением КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» было размещено извещение № 0817200000318013851 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку и установку медицинской мебели (заказчик КГБУЗ «Павловская ЦРБ») с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 506 638 рублей.

Дата начала срока подачи заявок на участие в Аукционе 28.11.2018, дата окончания срока подачи заявок – 06.12.2018, дата проведения Аукциона - 10.12.2018.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 07.12.2019 на участие в электронном аукционе № 0817200000318013851 поступили заявки от 3 хозяйствующих субъектов:

1) ИП П<…>. (<…>);

2) ООО «Интерьер» (<…>);

3) ООО «Стиль Сибири» (<…>).

Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, допустила к участию в аукционе все заявки.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 11.12.2018 от допущенных к участию в аукционе участников поступили следующие последние ценовые предложения:

- ИП П<…>. – 2 494 104,81 руб. (-0,5%);

- ООО «Интерьер» - 2 481 571 руб. (-1%).

Победителем аукциона № 0817200000318013851 признан участник - ООО «Интерьер» (ИНН 2204035333), предложивший наименьшую цену, со снижением на 1%.

30.11.2018 на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) уполномоченным учреждением КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» было размещено извещение № 0817200000318014179 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку и установку мебели (заказчик КГБУЗ «Павловская ЦРБ») с начальной (максимальной) ценой контракта – 2 255 064 рублей.

Дата начала срока подачи заявок на участие в Аукционе 30.11.2018, дата окончания срока подачи заявок – 11.12.2018, дата проведения Аукциона – 14.12.2018.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 11.12.2019 на участие в электронном аукционе № 0817200000318014179 поступили заявки от 2 хозяйствующих субъектов:

1) ИП Пе<…>. (<…>);

2) ООО «Интерьер» (<…>).

Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, допустила к участию в аукционе все заявки.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 14.12.2018 от допущенных к участию в аукционе участников поступили следующие последние ценовые предложения:

- ИП Пе<…>. – 2 243 788,68 руб. (-0,5%);

- ООО «Интерьер» - 2 232 513,36 руб. (-1%).

Победителем аукциона № 0817200000318014179 признан участник - ООО «Интерьер», предложивший наименьшую цену, со снижением на 1%.

13.09.2018 на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) уполномоченным учреждением КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» было размещено извещение № 0317100022218000014 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку офисной мебели (заказчик - ФГКУ «16 отряд ФПС по АК») с начальной (максимальной) ценой контракта - 455 514,73 руб.

Дата начала срока подачи заявок на участие в Аукционе 13.09.2018, дата окончания срока подачи заявок - 14.09.2018, дата проведения Аукциона - 17.09.2018.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 14.09.2019 на участие в электронном аукционе № 0317100022218000014 поступили заявки от 3 хозяйствующих субъектов:

1) ИП Пе<…>. (<…>);

2) ООО «Интерьер» (<…>);

3) ООО «Канцмир» (<…>).

Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, допустила к участию в аукционе 2 заявки.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 18.09.2018 от допущенных к участию в аукционе участников поступили следующие последние ценовые предложения:

- ИП Пе<…>. - 453237 руб. (-0,5%) в 07:10;

- ООО «Интерьер» - 453237 руб. (-0,5%) в 07:19.

Победителем аукциона № 0317100022218000014 признан участник - ИП Пе<…>., первым подавший ценовое предложение, со снижением на 0,5%.

17.10.2018 на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) уполномоченным учреждением КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» было размещено извещение № 0117300021318000075 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели в рамках объекта «Строительство спортивно-оздоровительного комплекса в г. Змеиногорске» (заказчик - Администрация Змеиногорского района) с начальной (максимальной) ценой контракта - 702 054 руб.

Дата начала срока подачи заявок на участие в Аукционе 17.10.2018, дата окончания срока подачи заявок - 25.10.2018, дата проведения Аукциона - 26.10.2018.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 25.10.2019 на участие в электронном аукционе № 0117300021318000075 поступили заявки от 4 хозяйствующих субъектов:

1) ИП Пе<…>. (<…>);

2) ООО «Интерьер».

3) ООО «Стиль Сибири»;

4) ООО «Комплекс».

Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, допустила к участию в аукционе все заявки.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 29.10.2018 от допущенных к участию в аукционе участников поступили следующие последние ценовые предложения:

- ИП П<…>. - 695 033 руб. (-1%);

- ООО «Комплекс» - 698 543 руб. (-0,5%).

Победителем аукциона № 0117300021318000075 признан участник - ИП Пенькова., подавший самое низкое ценовое предложение, со снижением на 1%.

Таким образом, ООО «Интерьер» и ИП Пе<…>. поочередно становились победителями в рассматриваемых аукционах со снижением начальной (максимальной) цены на 1 %, а в аукционе № 0317100022218000014 (заявив одинаковое ценовое предложение) - со снижением всего на 0,5%.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки (ООО «РТС-Тендер»), IP-адрес заявок и IP-адрес ценовых предложений ООО «Интерьер», ООО «Стиль Сибири», ИП Пе<…> О.Н. идентичен, также установлена идентичность контактных данных и содержания первых частей заявок.

Также согласно информации, представленной непосредственно ООО «Интерьер» (вх. № 193899 от 25.03.2019), ООО «Стиль Сибири» (вх. № 193898 от 25.03.2019), ИП Пеньковой. (вх. № 196130 от 13.05.2019), все указанные хозяйствующие субъекты фактически осуществляют свою деятельность на одной территории по адресу: 656049, г<…>, корпус А. П<…>. является директором и единоличным учредителем Обществ. Из письменных пояснений также следует, что Пе<…> О.А. является супругом П<…>Кроме того, последняя является штатным сотрудником ООО «Стиль Сибири» и осуществляет свою трудовую деятельность согласно трудовому договору от 30.04.2011 в должности офис-менеджера (вх. № 195207 от 18.04.2019).

Всю хозяйственную деятельность за Общества, а также за индивидуального предпринимателя П<…>. осуществляет П<…> (вх. № 196130 от 13.05.2019). По мнению ответчиков по делу № 022/01/11-292/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, все указанные хозяйствующие субъекты подконтрольны одному лицу и образуют группу лиц, по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что исключает для всех трех вышеуказанных хозяйствующих субъектов установленный статьей 11 Закона о защите конкуренции запрет на недопустимость соглашений.

Все вышеуказанные обстоятельства относительно ведения предпринимательской деятельности и группы лиц были изложены представителем ответчиков в заседании Комиссии Алтайского краевого УФАС России 09.07.2019 при рассмотрении дела № 022/01/11-292/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

Рассмотрев материалы дела № 022/01/11-292/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия Алтайского краевого УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно выпискам из ЕГРЮЛ, а также Уставам Обществ ООО «Интерьер» (ИНН <…>) и ООО «Стиль Сибири» (ИНН <…>4), директором, единоличным учредителем и единоличным исполнительным органом является П<…>., соответственно, указанные юридические лица образуют группу лиц, подконтрольных одному лицу.

Согласно части 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции положения названной статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, согласно части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, под контролем понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица (часть 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, часть 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции является специальной нормой по отношению к статье 9 Закона о защите конкуренции, в части определения допустимости антиконкурентных соглашений, запрет на которые установлен статьей 11 Закона о защите конкуренции.

Расширительное толкование критериев контроля, предусмотренных частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, недопустимо в связи с наличием исчерпывающего и законченного перечня таких критериев допустимости антиконкурентных соглашений.

Недопустимым является расширительное толкование положения части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции при наличии родственных связей между учредителями, акционерами или единоличными исполнительными органами хозяйствующих субъектов.

Наличие родственных связей может являться основанием для включения таких хозяйствующих субъектов в одну группу лиц по признакам, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. При этом, заключение антиконкурентных соглашений будет являться допустимым между такими хозяйствующими субъектами при условии выполнения хотя бы одного из критериев контроля, установленных частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В рассматриваемом случае ИП П<…>. не входит в одну группу лиц с ООО «Интерьер» и (или) ООО «Стиль Сибири», по следующим основаниям.

Так, исходя из представленных сторонами документов и пояснений, ИП П<…> не исполняет функции исполнительного органа ни в ООО «Интерьер», ни в ООО «Стиль Сибири». Нахождение в должности офис-менеджера в ООО «Стиль Сибири», исходя из трудового договора и должностной инструкции, такими полномочиями П<…> не наделяет.

Также сторонами не представлены доказательства распоряжения П<…>более 50 % уставного капитала Обществ, напротив П<…> указано в письменных пояснениях (вх. № 196130 от 13.05.2019), что все активы и уставной капитал Обществ является совместной собственностью супругов в равных долях.

Согласно Разъяснению ФАС России № 16 «О применении частей 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 13.03.2019 № 2), наличие права совместной собственности на доли в уставном капитале коммерческой организации у лиц, находящихся в браке, не означает, что у каждого из супругов в отдельности возникает право распоряжения как принадлежащей ему долей, так и долей, принадлежащей его супругу (супруге). То есть, если при сложении долей в уставном капитале, принадлежащих обоим супругам в нескольких юридических лицах, образующих группу лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции, сумма этих долей превышает пятьдесят процентов уставного капитала в каждом из этих юридических лиц, но доля каждого из супругов в отдельности не превышает пятидесяти процентов в уставном капитале этих юридических лиц, то такую группу лиц нельзя считать находящейся под контролем кого-либо из указанных супругов.

Таким образом, подконтрольной признается только группа лиц, в которой одно физическое или юридическое лицо имеет возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством распоряжения более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица и (или) осуществления функций исполнительного органа юридического лица.

На основании представленных документов и материалов, а также с учетом приведенных норм, антимонопольным органом установлено, что ИП П<…> не входит в одну группу с ООО «Интерьер» и (или) ООО «Стиль Сибири», а является отдельным хозяйствующим субъектом, соответственно, обязана была самостоятельно вести свою хозяйственную деятельность обособленно от указанных юридических лиц.

В данном случае, при рассмотрении антимонопольным органом вышеуказанных электронных аукционов, установлено, что при совместном участии в торгах группа лиц: ООО «Интерьер», ООО «Стиль Сибири» и ИП П<…> осуществляли стратегию поддержания цены. Так, в рассмотренных закупках максимальное снижение начальной цены достигало - 1%. Данные участники поочередно заявляли ценовые предложения - 0,5%, 1%. Соответственно, участник, снизивший цену до 1%, становился победителем, а в аукционе № 0317100022218000014, при подаче одинаковых предложений, победителем стал участник со снижением всего 0,5%.

Алтайским краевым УФАС России с целью установления обстоятельств, связанных с исполнением контрактов (договоров), заключенных по итогам торгов, у хозяйствующих субъектов запрошены документы, на основании которых ими был приобретен товар для исполнения контрактов (договоров).

Так, ООО «Интерьер», ООО «Стиль Сибири» и ИП П<…>. были допущены к участию в аукционе № 00817200000318015984. ИП Пе<…> начальная цена снижена на 0,5%, ООО «Интерьер» - на 1%, ООО «Стиль Сибири» ценовое предложение не заявлено.

Однако, при исполнении договора на поставку мебели офисной для КГБУЗ «Павловская ЦРБ» в рамках закупки № 00817200000318015984, победитель аукциона - ООО «Интерьер» приобрело большую часть товара у ООО «Стиль Сибири» по стоимости существенно ниже (до 30%) от стоимости товара указанной в спецификации к договору.

Кроме того, аналогичные обстоятельства исполнения контрактов (договоров) установлены антимонопольным органом и по закупкам №№ 0817200000318011966 , 0817200000318012918 , 0817200000318013851 , 0817200000318014179, 317100022218000014, а именно, победитель торгов приобретал товар как у других хозяйствующих субъектов (не являвшихся участниками аукционов), так и у участников рассматриваемого соглашения, по цене, которая существенно отличается в меньшую сторону от цены, предложенной в аукционах.

Таким образом, представляется очевидным, что при добросовестной конкуренции между группой лиц: ООО «Интерьер» - ООО «Стиль Сибири» и индивидуальным предпринимателем П<…>., снижение начальной (максимальной) цены контрактов указанных выше закупок могло быть значительнее и способствовать экономии бюджетных средств. Так, в качестве положительного примера ведения добросовестной конкурентной борьбы указанными хозяйствующими субъектами, антимонопольным органом отмечена закупка № 0217100000418000092, в рамках которой ООО «Стиль Сибири» заявлено ценовое предложение -7,4 %, а ИП П<…> - 9%, что дополнительно свидетельствует о наличие возможности снизить начальную цену контрактов более, чем на 1%.

Однако, в рамках рассматриваемых закупок снижение ценовых предложений было минимальным (0,5%, 1%) и участники торгов подавали только по одному ценовому предложению именно в связи с наличием общей цели и договоренности.

По результатам анализа состояния конкуренции от 15.05.2019 установлено, что на открытых аукционах в электронной форме: №№ 0817200000318015984, 0817200000318011966, 0817200000318012918,0817200000318013851, 0817200000318014179, 0317100022218000014, 0117300021318000075 группа лиц - ООО «Интерьер», ООО «Стиль Сибири» являлись конкурентами на право заключения контрактов с ИП П<…>.

Оценив вышеуказанные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи, проанализировав характер действий участников в аукционах, Комиссия управление ФАС по Алтайскому краю приходит к выводу о том, что во всех случаях усматривается единообразное поведение ответчиков, целью которого являлась не конкуренция, а достижение взаимовыгодного результата - победы на аукционах с минимальным снижением начальной (максимальной) цены.

Хозяйствующие субъекты для участия в торгах, постоянно использовали единую инфраструктуру, включающую одинаковые IP-адреса, осуществляли свою хозяйственную деятельность по одному адресу, первые части заявок во всех электронных аукционах идентичны; хозяйственную деятельность Обществ и индивидуального предпринимателя осуществляет П<…>., все рассмотренные аукционы завершились с минимальным снижением цены контракта. Аукционы отличались друг от друга начальной (максимальной) ценой и рядом других обстоятельств, однако, описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся (аналогичных действий), однозначно прослеживается в каждом из аукционов.

Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота (ИП Пе<…>. и группы лиц: ООО «Стиль Сибири» и ООО «Интерьер») единой инфраструктуры, использование определенной модели поведения на торгах (при совместном участии в торгах создавали видимость конкурентной борьбы, минимально снижая начальную цену контракта на 0,5-1%, а в случае участия в аукционах иных участников, активно снижали начальную цену контракта); устойчивые хозяйственные связи данных участников; взаимное достижение единой для всех цели при заключении контрактов по наиболее высокой цене, совместная подготовка к торгам возможны только в случае предварительной договоренности для достижения единой для всех цели.

Довод ответчиков при рассмотрении дела № 022/01/11-292/2019 о нарушении антимонопольного законодательства о том, что в связи с нахождением в браке директора Обществ П<…> и индивидуального предпринимателя Пе<…> хозяйственная деятельность Обществ и предпринимателя является единой, подконтрольной одному лицу в связи с чем, имеет место группа лиц, не основан на нормах действующего законодательства и не освобождает от обязанности указанных хозяйствующих субъектов осуществлять добросовестную конкуренцию при участии в торгах на электронных торговых площадках.

Самостоятельные и добросовестные субъекты коммерческой деятельности в аналогичных ситуациях, добросовестно конкурируя между собой, не могут действовать в интересах друг друга даже при указанных выше обстоятельствах и доводах ответчиков.

Наличие вышеуказанного соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, уже само по себе является нарушением законодательства о защите конкуренции, поскольку прямо нарушает запрет, установленный частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующих субъектов-конкурентов в качестве создания картеля, ограничивающего конкуренцию, достаточно установить сам факт заключения такими субъектами противоправного соглашения и направленность такого соглашения на повышение, снижение или поддержание цен на торгах, что в данном случае, помимо совокупности доказательств и установленных антимонопольным органом обстоятельств, подтверждено директором Обществ П<…> О.А. как письменно, так и устно в ходе заседания Комиссии 09.07.2019 при рассмотрении дела № 022/01/11-292/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Группа лиц: ООО «Интерьер» - ООО «Стиль Сибири» и ИП П<…>. в целях заключения государственных контрактов на наиболее выгодных для себя условиях поддерживали цены на аукционах, что само по себе свидетельствует о недобросовестном поведении хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

К признакам ограничения конкуренции, согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» относятся, в том числе, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Анализ поведения группы лиц: ООО «Интерьер» - ООО «Стиль Сибири» и ИП П <…> в рамках вышеуказанных электронных аукционов также позволил сделать вывод о том, что между данными хозяйствующими субъектами отсутствует добросовестная конкуренция. Ответчики действовали согласованно в интересах друг друга, создавая лишь видимость конкуренции, при этом их действия были направлены на поддержание цены, в связи с чем, управлением ФАС по Алтайскому краю было возбуждено настоящее дело.

В заседании Комиссии 09.07.2019 при рассмотрении дела № 022/01/11-292/2019 о нарушении антимонопольного законодательства директор ООО «Интерьер» и ООО «Стиль Сибири» П<…>. указал, что всю хозяйственную деятельность, как юридических лиц, так и индивидуального предпринимателя Пе<…> О.Н. осуществлял лично, равно, как и лично осуществлял действия и обеспечивал участие в рассматриваемых аукционах от всех трех хозяйствующих субъектов (подача заявок, ценовых предложений и пр.). Факт наличия соглашения подтвержден всеми его участниками в письменных заявлениях от 09.07.2019, приобщенных к материалам дела № 022/01/11-292/2019, в которых также имеются сведения о прекращении данного соглашения с февраля 2019 года.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела пояснения ответчиков, документы и прочие доказательства, выслушав устные доводы директора ООО «Интерьер» и ООО «Стиль Сибири» П<…> О.А., оценив вышеуказанные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Алтайского краевого УФАС России по результатам рассмотрения дела № 022/01/11-292/2019 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о том, что между группой лиц ООО «Интерьер», ООО «Стиль Сибири» и ИП П<…> О.Н. имеется антиконкурентное соглашение, запрещенное пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», реализация которого была осуществлена в период с сентября 2018 по январь 2019 года.

Целью антиконкурентного соглашения между группой лиц ООО «Интерьер», ООО «Стиль Сибири» и ИП П<…>й О.Н. являлась победа одного из участников соглашения с минимальным снижением начальной цены, при наличии реальной возможности осуществлять добросовестную конкуренцию с более существенным понижением начальной цены контракта и, как следствие, экономии федерального бюджета.

Совместная подготовка самостоятельными субъектами гражданского оборота к торгам, а также координация действий как Обществ, так и индивидуального предпринимателя одним лицом, в том числе при участии в электронных аукционах возможна только в случае предварительной договоренности, при этом такие действия осуществлялись для достижения единой для всех цели. Добросовестно конкурирующие хозяйствующие субъекты в аналогичных ситуациях, не могут действовать в интересах друг друга. Следовательно, такие действия со стороны ответчиков стали возможными исключительно в ходе реализации ими достигнутой договоренности.

Пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Названный подход применим и к доказыванию антиконкурентных соглашений, то есть договоренностей, которые, по их существу, не могут быть подтверждены прямыми доказательствами.

Схожую позицию в отношении антиконкурентных соглашений изложил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016.

Как следует из изложенных норм закона и указанных официальных правовых позиций, учитывая направленность действий по заключению картеля на недобросовестное пользование предоставленными правами, то есть на достижение результата недобросовестными средствами, формально не противоречащими закону, для констатации антиконкурентного соглашения антимонопольному органу необходимо проанализировать ряд косвенных доказательств, сопоставив каждое из них с другими и не обременяя процесс доказывания обязательным поиском хотя бы одного прямого доказательства.

Действия, совершенные хозяйствующими субъектами, имеют высокую степень общественной опасности и отрицательно влияют на рыночную ситуацию, так как способствуют получению незаконной прибыли за счет потребителей, наносят материальный ущерб бюджету государства в виде средств, которые могли бы быть сэкономлены в результате честного поведения участников аукциона; влекут за собой другие негативные последствия для экономики.

Присутствующий в заседании Комиссии 20.08.2019 при рассмотрении дела № 022/01/11-292/2019 директор ООО «Интерьер» и ООО «Стиль Сибири» П<…> О.А. факт нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении соглашения с ИП П<…> О.Н. подтвердил, сообщив о прекращении действия данного соглашения с февраля 2019 года, о чем свидетельствует последующее поведение названных участников в торгах, также уведомил Комиссию о прекращении срока действия ЭЦП ИП П<…> О.Н. и отсутствием намерения получения новой ЭЦП.

Таким образом, между группой лиц: ООО «Стиль Сибири», ООО «Интерьер» и ИП П<…> О.Н. было заключено соглашение, приводящее к поддержанию цены при проведении аукционов в электронной форме: №№ 0817200000318015984, 0817200000318011966, 0817200000318012918, 0817200000318013851, 0817200000318014179, 0317100022218000014, 0117300021318000075, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вышеуказанный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии Алтайского краевого УФАС России от 21.08.2019 № 022/01/11-292/2019.

Таким образом, П<…> в период осуществления ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя был нарушен запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть «заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо участие в них».

На основании частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие события административного правонарушения устанавливается на основании данных, зафиксированных, в том числе, в протоколе об административном правонарушении.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтвержден протоколом по делу № 022/04/14.32-38/2020 об административном правонарушении от 21.01.2020, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения индивидуального предпринимателя П <…> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств в соответствии со статьями 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Руководствуясь статьями 14.32, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать П<…> (<…>), имевшую статус индивидуального предпринимателя до 20.01.2020, виновной в совершении административного правонарушения, выразившегося в заключении устного соглашения с группой лиц: ООО «Стиль Сибири» и ООО «Интерьер» и участия в нем, что привело к поддержанию цен при проведении аукционов в электронной форме: №№ 0817200000318015984, 0817200000318011966, 0817200000318012918, 0817200000318013851, 0817200000318014179, 0317100022218000014, 0117300021318000075, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Применить к П<…>меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 20 000 (Двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Р/с № 40101810350041010001 в БАНК – Отделение Барнаул, г. Барнаул

БИК банка получателя: 040173001

Реквизиты получателя:

ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)

ОКТМО: 01701000

Код дохода: 161 1 16 01141 01 0032 140

УИН 16100500000000413374

Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление по факсу 8(3852)24-68-81.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревшее дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Дата вступления постановления в законную силу «___»__________ 2020г.

Дата выдачи постановления «___»__________2020г.

Срок предъявления постановления к исполнению - 2 года.

Заместитель руководителя управления

Советник государственной

гражданской службы РФ 1 класса С. <…>

Копия постановления получена «___»____________2020г.

Копия постановления направлена «___»____________2020г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны