Решение №№ 3605/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-564/2020 от 21 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Алтайэнергосбыт»

Интернациональная ул., 122

г.Барнаул, 656049

 

Заявителям

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-564/2020

Решение вынесено 13 августа 2020г.

Решение изготовлено в полном объеме 21 августа 2020г. г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – врио руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – врио начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/5-564/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения АО «Алтайэнергосбыт» рекламы акции на платежных документах на оплату электроэнергии,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя – АО «Алтайэнергосбыт» (Алтайский край, 656049, г.Барнаул, Интернациональная ул., 122, ИНН 2224103849) <...> по доверенности № 52 от 31.12.2019г.,

в отсутствии заявителей,

УСТАНОВИЛА:

производство по делу возбуждено по результатам рассмотрения поступившего в Алтайское краевое УФАС России обращения жителя города Рубцовска Алтайского края о размещении АО «Алтайэнергосбыт» рекламы на платежных документах на оплату электрической энергии (вхд. № 209059 от 14.07.2020г.), что указывает на признаки нарушения части 10.3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела назначено на 11 часов 00 минут 13 августа 2020 года. Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, признано АО «Алтайэнергосбыт».

28 июля 2020 года в антимонопольный орган поступило еще одно заявление жителя города Рубцовска аналогичного содержания (вх. № 209575), которое приобщено к материалам настоящего дела.

Во исполнение определения о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе от 17.07.2020г. АО «Алтайэнергосбыт» предоставлены документы и пояснения, в соответствии с которыми Общество нарушение законодательства о рекламе не признает, указывает на то, что АО «Алтайэнергосбыт» на платежных документах за июнь 2020 года разместило справочно-информационный материал: информацию об изменении с 01.07,2020 тарифов на электрическую энергию; информацию об акции «Электронный счет киловатты принесет!» с целью призвать граждан соблюдать карантин, и в условиях изоляции пользоваться возможностями, представленными в личном кабинете клиента. Указанные платежные документы на оплату потребленной электроэнергии для дальнейшей доставки потребителям АО «Алтайэнергосбыт» были переданы в адрес структурного подразделения УФПС Алтайского края АО «Почта России» в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по доставке уведомлений и извещений-квитанций № НПУдс/67-10 от 05.07.2010г.; всего было направлено платежных документов за июнь 2020 года 324 376 штук.

Макет изображения «Электронный счет киловатты принесет!», как указывает АО «Алтайэнергосбыт», был разработан сотрудниками акционерного общества.

Информация о способах дистанционной оплаты электроэнергии, размещенная на платежных документах за июнь 2020 года, как указывает акционерное общество, не содержит объект рекламирования, не имеет самостоятельной ценности, поскольку направлена на информирование клиентов Общества об альтернативных способах оплаты электроэнергии, которые были выработаны с учетом эпидемиологической обстановки в крае. Указанные справочно-информационные сведения были размещены на платежных документах, предназначавшихся для рассылки только потребителям электроэнергии АО «Алтайэнергосбыт»; в содержании акции однозначно указано на круг (категорию) лиц, которому она адресована: граждане-потребители АО «Алтайэнергосбыт», круг которых может быть заранее определен в качестве получателя справочной информации. К тому же, как указывает акционерное общество, информация об акции носит персонифицированный характер, что подтверждается следующим: суммы текущего платежа за июнь 2020 г. определены индивидуально для каждого потребителя, исходя исключительно из объема потребленных им услуг; информация адресована единственному получателю: в платежном документе имеется информация о нем (ФИО, номер счета, данные о помещении, прочее), а значит, вся содержащаяся в платежном документе информация направлена конкретному лицу и не может быть расценена как реклама, адресованная неопределенному кругу лиц.

Таким образом, круг лиц, получивших платежные документы, как указывает АО «Алтайэнергосбыт», может быть индивидуализирован, и не является неопределенным кругом по смыслу письма ФАС России от 20.06.2018 № АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе».

Размещая акцию о возможности оплаты электроэнергии дистанционным способом на платежных документах, АО «Алтайэнергосбыт», как указывает общество, преследовало цель проинформировать своих потребителей о существовании альтернативного способа оплаты потребленной электроэнергии, который не требует от потребителей очного контакта с обществом, нарушения режима самоизоляции и подвержения риску своего здоровья.

Тем самым, АО «Алтайэнергосбыт» считает, что приведенная на платежных документах информация не отвечает признакам рекламы, а относится к справочно-информационным сведениям, в отношении которых отсутствует запрет на размещение таковых на платежных документах, ссылаясь на Письмо ФАС России от 03.07.2018 №АЦ/50321/18 «О размещении информации на платежных документах».

АО «Алтайэнергосбыт» считает, что на платежных документах за июнь 2020 года разместило аналогичную справочную информацию о возможности внесения коммунальных платежей дистанционно.

Кроме того, акционерным обществом сообщено, что справочная информация о возможности оплаты потребленной электроэнергии альтернативным способом была размещена однократно на платежных документах за июнь 2020 года.

На заседании Комиссии, состоявшемся 13 августа 2020г., представитель АО «Алтайэнергосбыт» доводы, изложенные ранее, поддержала в полном объеме.

Заявители, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явились, что в силу пункта 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, не является препятствием для рассмотрения дела по существу в данном заседании в отсутствии указанных лиц. Вместе с тем, одним из заявителей заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и возражения представителя АО «Алтайэнергосбыт», дав им надлежащую оценку, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.

Целями Федерального закона «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Под информацией статья 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, а под распространением информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Законодательством Российской Федерации согласно части 4 статьи 5 Закона об информации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

При этом под рекламой статья 3 Закона о рекламе понимает информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; под объектом рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; под товаром - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункту 69(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 29.06.2020) (далее – Правила № 354), на платежном документе не допускается размещение рекламы, за исключением социальной рекламы.

Вместе с тем, на платежном документе допускается размещение справочно-информационных сведений, в том числе о предоставлении коммунальных услуг, включая сведения об изменении законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, а также об изменении тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с частью 10.3 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Материалами дела установлено, что на обратной стороне платежного документа (счета за электроэнергию л/с № 4906722958, л/с № 49067213576 / июнь 2020г.), наряду с информацией об изменении с 01 июля 2020 года тарифов на электрическую энергию и выдержками из Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, размещена информация следующего содержания: «АЛТАЙЭНЕРГОСБЫТ наполняя жизнь светом! АКЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТ КИЛОВАТТЫ ПРИНЕСЁТ!... Получите шанс выиграть 100кВт*ч*… ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ ДО 31 ИЮЛЯ!...».

Рассматриваемая информация «АЛТАЙЭНЕРГОСБЫТ наполняя жизнь светом! АКЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТ КИЛОВАТТЫ ПРИНЕСЁТ!... Получите шанс выиграть 100кВт*ч*… ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ ДО 31 ИЮЛЯ!...» полностью соответствует законодательному определению понятия реклама, распространена способом размещения на платежном документе в форме сообщения о проведении акции «ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТ КИЛОВАТТЫ ПРИНЕСЁТ!» направлена на привлечение внимания к рекламируемому стимулирующему мероприятию – акции «Электронный счет киловатты принесёт!», одним из условий участия в которой является оплата электрической энергии, способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и побуждает потребителей электроэнергии в срок оплачивать электрическую энергию.

При разграничении понятий рекламная/нерекламная информация следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации (по аналогии с разграничением понятий "вывеска" и "реклама", о котором разъяснено в письме ФАС России от 26.09.2016 № АК/66260/16).

Исходя из смысла определения, изложенного в части 2 статьи 2 Закона о рекламе, под справочно-информационными и аналитическими материалами, на которые не распространяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе, понимаются материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке.

На практике в платежных документах в качестве справочно-информационных сведений указываются контактные данные управляющей компании или ТСЖ, экстренных служб, сантехника, электрика, сведения о получателе платежа, сведения об изменении законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, а также об изменении тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг, о способах оплаты коммунальных услуг и т.п.

Согласно Письму ФАС России от 03.07.2018 № АЦ/50321/18 «О размещении информации на платежных документах» информация о Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), например о возможности внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием данного Портала, размещенная на платежных документах, не может быть признана рекламой и является справочно-информационной, поскольку размещение такой информации не преследует целей, связанных с рекламой каких-либо товаров (работ, услуг), реализуемых (осуществляемых, оказываемых) какими-либо субъектами предпринимательской деятельности. Следовательно, размещение на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов, информации о Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), например о возможности внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием данного Портала, не является нарушением части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе и указанным Федеральным законом не запрещено.

Однако на обратной стороне рассматриваемого Комиссией платежного документа размещена реклама акции, проводимой АО «Алтайэнергосбыт» с целью таким образом повысить доход поставщика услуги путем погашения долгов за потребленные коммунальные ресурсы потребителями, промотивированными возможностью получения подарка (100кВтч, исходя из стоимости 1кВтч, равно 5,36руб.).

В связи с чем, Комиссия Алтайского краевого УФАС России отклоняет довод АО «Алтайэнергосбыт» о том, что данная информация носит справочно-информационный характер, поскольку ее целевое назначение иное, о чем указано выше, нежели проинформировать потребителей об альтернативных способах оплаты электроэнергии, которые были выработаны с учетом эпидемиологической обстановки в крае.

Также Комиссия отклоняет довод АО «Алтайэнергосбыт» о том, что данная информация носит персонифицированный характер, исходя из следующего.

ФАС России в Письме от 25.06.2013 № АК/24455/13 разъяснила, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Исходя из сведений, представленных АО «Алтайэнергосбыт», платежные документы с аналогичной информацией «АЛТАЙЭНЕРГОСБЫТ наполняя жизнь светом! АКЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТ КИЛОВАТТЫ ПРИНЕСЁТ!... Получите шанс выиграть 100кВт*ч*… ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ ДО 31 ИЮЛЯ!...» получили 324 376 потребителей (по количеству платежных документов за июнь 2020 года, содержащих сведения о проведении акции «ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТ КИЛОВАТТЫ ПРИНЕСЁТ!») То обстоятельство, что в каждом из платежных документов указаны фамилия, имя и отчество, адрес его получателя, индивидуально рассчитанный платеж, не делает данную информацию персонифицированной, позволяя лишь завуалировать рекламу под индивидуальное сообщение.

Требования как части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе, так и пункта 69(1) Правил №354 носят императивный характер - размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги не допускается, при этом очевидно, что на платежном документе указываются фамилия, имя и отчество его получателя, документ заведомо носит адресный характер.

Таким образом, спорная информация является рекламой и размещена непосредственно в самом платежном документе.

Размещение рекламы акции «ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТ КИЛОВАТТЫ ПРИНЕСЁТ!» на платежных документах для оплаты электроэнергии - счетах за июнь 2020 года (получатель платежа АО «Алтайэнергосбыт»), противоречит требованиям части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.3 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АО «Алтайэнергосбыт», которое как получатель платежа направило потребителям посредством услуг УФПС Алтайского края АО «Почта России», отпечатанные собственными силами платежные документы с рекламой акции «ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТ КИЛОВАТТЫ ПРИНЕСЁТ!».

В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Поскольку рассматриваемая рекламная информация распространялась исключительно на платежных документах за июнь 2020 года, постольку необходимость в выдаче предписания отсутствует, что не противоречит пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «АЛТАЙЭНЕРГОСБЫТ наполняя жизнь светом! АКЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТ КИЛОВАТТЫ ПРИНЕСЁТ!... Получите шанс выиграть 100кВт*ч*… ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ ДО 31 ИЮЛЯ!...», размещенную на платежных документах на оплату электроэнергии за июнь 2020 года, ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования части 10.3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание АО «Алтайэнергосбыт» (Алтайский край, 656049, г.Барнаул, Интернациональная ул., 122, ИНН 2224103849) не выдавать в связи с нецелесообразностью.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны