Решение (комиссия) №СС/7015/23 Решение по делу от 21 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/28-954/2023

Решение в полном объеме изготовлено 21 сентября 2023г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<...>

рассмотрев дело №022/05/28-954/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространения рекламы финансовых услуг в Алтайском крае, в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

с участием лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя ИП <...> в лице представителя по доверенности б/н от 01.09.2023г. <...>,

с участием лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя ИП <...> в лице представителя по доверенности б/н от 01.02.2023г. <...>,

в отсутствие заявителя (надлежащим образом извещен),

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/28-954/2023 возбуждено по результатам рассмотрения заявления гражданина Российской Федерации по факту распространения в Алтайском крае рекламы финансовых услуг: «ДВА ЭТАЖА малоэтажное строительство Застройщик года 52-98-98 ИПОТЕКА 2,7%».

Из содержания рекламы следует, что услуги малоэтажного строительства предлагает компания «Два этажа».

Антимонопольным органом установлено, что предпринимательскую деятельность в компании «Два этажа» (адрес: г. Барнаул, ул. Балтийская, д.92, к.2, оф.201) осуществляют ИП <...> и ИП <...>, в соответствии с информацией, размещенной на сайте компании «Два этажа» (https://2-etazha.ru/).

Усмотрев в рассматриваемой рекламе признаки нарушения ч.7 ст.5, ч.1 ст.28, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе», антимонопольным органом 16.08.2023г. возбуждено производство по настоящему делу. Лицами, в действиях которых усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признаны рекламодатели ИП <...> и ИП <...>. Рассмотрение дела назначено на 05.09.2023г.

ИП <...> представлены письменные пояснения, согласно которым индивидуальный предприниматель является партнером АО «Россельхозбанк» в реализации программы «Сельская ипотека». АО «Россельхозбанк» в рамках реализации программы предлагает ставку на ипотеку для сельских жителей по ставке от 2,7% годовых, об условиях получения ипотеки и процентных ставках публично информировано на сайте АО «Россельхозбанк».

Макет разработан ИП <...> и содержит информацию о предприятии, предоставляющую услуги по ипотеке в рамках программы «Сельская ипотека», тем самым раскрывая полную информацию. Однако, из-за ошибок цветопередачи при печати рекламного материала данная информация является нечитаемой; в настоящее время данная техническая ошибка устранена полностью.

ИП <...> указывает, что рекламная информация размещалась ИП <...> на основании договора о размещении рекламных материалов.

ИП <...> представлены договор о взаимном оказании услуг и использовании личного кабинета партнера от 06.05.2022г., заключенный с АО «Россельхозбанк», а также договор об оказании рекламных услуг от 28.11.2022г., заключенный с ИП <...>.

В рамках договора о взаимном оказании услуг и использовании личного кабинета партнера от 06.05.2022г. АО «Россельхозбанк» и ИП <...> осуществляют совместное и согласованное сотрудничество (оказание взаимных услуг) в целях предоставления клиенту дистанционного сервиса подачи заявок на ипотечное кредитование в АО «Россельхозбанк», путем формирования ИП <...> в электронном виде заявок (анкет-заявлений) клиентов организации их направления клиентом в АО «Россельхозбанк» посредством личного кабинета партнера в порядке, предусмотренным настоящим договором.

Предметом договора об оказании рекламных услуг от 28.11.2022г. является оказание ИП <...> следующих услуг: обеспечение размещения и демонстрации рекламной информации ИП <...> в форме баннеров, предоставляемой ИП <...>, на демонстрационной поверхности средств наружной рекламы. В соответствии с приложением к указанному договору реклама размещена в виде щита 3*6 по адресу: Фирсово, 1+00 км., слева, сторона А.Б, в период с 01.12.2022г. по 31.01.2023г.

На заседании Комиссии представитель ИП <...> пояснил, что ИП <...> является партнером АО «Россельхозбанк» в реализации программы «Сельская ипотека». Вся информация о программе размещена на сайте АО «Россельхозбанк». На макете содержится информация о наименовании банка и о сайте, однако, когда макет был распечатан на черном фоне информация о банке оказалась скрыта. Рекламой занимается ИП <...>, непосредственно строительством занимается ИП <...> и не является рекламодателем. Рекламная информация размещалась на основании договора об оказании рекламных услуг от 28.11.2022г., заключенного с ИП <...>.

05.09.2023г. Комиссия, заслушав пояснения, а также изучив представленные документы и материалы, определила рассмотрение дела отложить; к участив в деле в качестве рекламораспространителя привлечен ИП <...>; производство по делу в отношении ИП <...> прекратить, поскольку он не является ни рекламодателем, ни рекламораспространителем. Рассмотрение дела назначено на 20.09.2023г.

ИП <...> представлены письменные пояснения, согласно которым он оказывал услуги по размещению рекламной информации, представленной ИП <...>, по договору о размещении рекламных материалов.

Макет, разработанный ИП <...>, содержит информацию, раскрывающую о предприятии, предоставляющем услуги по ипотеке в рамках программы «Сельская ипотека», тем самым раскрывая полную информацию. Однако, из-за ошибок цветопередачи при печати рекламного материала данная информация оказалась нечитаемой; в настоящее время данная техническая ошибка устранена полностью.

Рекламный материал размещался на рекламной конструкции, установленной на земельном участке, который принадлежит гр.<...>, на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

ИП <...> указывает, что в настоящее время распространение рассматриваемой рекламы прекращено.

20.09.2023г. Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, а также заслушав пояснения <...>, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, 24.07.2023г. в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина Российской Федерации, направленное приемной Президента Российской Федерации в Алтайском крае, по факту распространения ненадлежащей рекламы финансовых услуг.

Из заявления следует, что, не доезжая с. Фирсово Первомайского района слева от трассы (напротив спортивного клуба «Фирсово-спорт»), установлен щит с рекламой: «ДВА ЭТАЖА малоэтажное строительство Застройщик года 52-98-98 ИПОТЕКА 2,7%». В подтверждение заявителем представлен фотоснимок.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Обозначенная выше информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст.3 Федерального закона «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к финансовой услуге – ипотека 2,7%.

Финансовой услугой, в соответствии с законодательством Российской Федерации, признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств физических и юридических лиц.

Федеральным законом «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения к рекламе финансовых услуг.

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии со ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В рассматриваемой рекламе указана финансовая услуга «ипотека 2,7%», однако наименование или имя лица, предоставляющего данную услугу, отсутствует.

Согласно ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Отсутствие в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре (услуге) не позволяет потребителям правильно и адекватно воспринимать рекламную информацию, вводит их в заблуждение, нарушает их права на получение достоверной информации о рекламируемой услуге и влияет на оценку и принятие решения потребителями относительно рекламируемого товара.

Рассматриваемая реклама содержит информацию только о процентной ставке по ипотеке - 2,7%., не раскрывая информацию, определяющую полную стоимость и срок ипотеки на рекламируемых условиях, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

В соответствии п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссия антимонопольного органа, проанализировав материалы дела, а также способ распространения рекламы с использованием рекламной конструкции в виде щита 3*6, расположенного по адресу: Фирсово, 1+00 км., слева, сторона А.Б, приходит к выводу, что реклама «ДВА ЭТАЖА малоэтажное строительство Застройщик года 52-98-98 ИПОТЕКА 2,7%», распространена с нарушением ч.7 ст.5, ч.1 ст.28, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе», поскольку наименование лица, предоставляющего финансовую услугу - ипотека, отсутствует и реклама не раскрывает информацию, определяющую полную стоимость и срок ипотеки на рекламируемых условиях.

В соответствии со ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение ч.7 ст.5, ч.2 ст.28 несет рекламодатель, за нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Антимонопольным органом в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что рекламодателем является ИП <...>, рекламораспространителем - ИП <...>.

ИП <...> в антимонопольный орган представлены доказательство устранения нарушения ч.7 ст.5, ч.1 ст.28, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе» в виде фотоснимка рекламной конструкции, на которой рассматриваемая реклама отсутствует.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: «ДВА ЭТАЖА малоэтажное строительство Застройщик года 52-98-98 ИПОТЕКА 2,7%», распространенную по адресу: Фирсово, 1+00 км., слева, сторона А.Б, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны