Определение б/н Определение о прекращении от 27 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО МКК «МикроКлад»

8-я Советская ул., д.48,

лит.А, пом.12-Н, оф.3

г. Санкт-Петербург, 191144

Заявителю

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу №022/05/28-480/2021

27 июля 2021г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – врио руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/28-480/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы посредством смс-сообщения на номер заявителя, в которой усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.5, ч.1 ст.18, ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ООО МКК «МикроКлад» в лице представителя – <...> (доверенность №01-11/СПб от 11.01.2021г.), посредством ВКС,

в отсутствие заявителя,

УСТАНОВИЛА:

18.03.2021г. в Астраханское УФАС России поступило заявление гражданина о распространении 09.03.2021г. в 12:53 на его абонентский номер <...> с абонентского номера под буквенным обозначением «microklad» смс-сообщения: «Займ одобрен! Подпишите договор: microklad.ru/su_73a0106117954».

07.06.2021г. Алтайским краевым УФАС России принято к производству дело №030/05/28-583/2021, возбужденное Астраханским УФАС России, делу присвоен номер №022/05/28-480/2021.

Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признано ООО МКК «МикроКлад». Рассмотрение дела назначено на 06.07.2021г.

ООО МКК «МикроКлад» представлены письменные пояснения, согласно которым заявителю направлено сервисное сообщение, не являющееся рекламным. ООО МКК «МикроКлад» не осуществляет рекламную рассылку смс-сообщений гражданам. Смс-сообщения используются для направления пользователям сервисных сообщений о статусе их заявок в информационной системе микрофинансовой организации, в том числе о статусе их заявок на оформление микрозайма.

Между ООО МКК «МикроКлад» и ООО «ИСЦ» заключен договор об оказании услуг. ООО «ИСЦ» является партнерской сетью, оказывающей услуги финансовым организациям. Пользователи, желающие получить заем, оставляют на сайтах партнеров заявки на получение займа и дают согласие на обработку персональных данных с правом использования номера телефона в целях направления смс-сообщений. Сайты запрограммированы таким образом, что пользователь не может подать заявку на заем и передать персональные данные без согласия с данными условиями обработки персональных данных.

Согласно письму ООО «ИСЦ», направленному в адрес ООО МКК «МикроКлад», 09.03.2021г. на сайте https://thezaim.com/ <...>, номер телефона <...>, была оставлена заявка на получение займа, дано согласие на передачу и обработку персональных данных, в том числе на направление уведомлений, запросов и информации, касающихся обработки запросов и заявок от пользователя.

09.03.2021г. в 11:17 ООО «ИСЦ» передало ООО МКК «МикроКлад» информацию о заявке и данные пользователя на получение микрозайма на основании полученного от пользователя согласия.

09.03.2021г. в 11:51 ООО МКК «МикроКлад» на основании полученной заявки сформировало и направило персональное предложение пользователю на оформление договора микрозайма в форме смс-сообщения на абонентский номер <...> с индивидуальной ссылкой.

Текст указанного сервисного смс-сообщения, направленного пользователю, является уникальным. Смс-сообщение содержит активную индивидуальную ссылку. При переходе по данной ссылке пользователь попадает на страницу анкеты регистрации на сайте www.microklad.ru, принадлежащего ООО МКК «МикроКлад», где уже предзаполнены первичные поля регистрации данными, предоставленными пользователем на сайте http://thezaim.com/. Смс-сообщение фиксирует для пользователя, что его данные получены ООО МКК «МикроКлад» и для оформления договора микрозайма необходимо завершить заполнение заявки на микрозаем в личном кабинете. Предзаполненные поля анкеты не могут быть изменены пользователем в процессе регистрации. Таким образом, лицо, не направлявшее заявку на получение займа и получившее смс-сообщение, не может завершить регистрацию на сайте ООО МКК «МикроКлад» и оформить микрозаем. Смс-сообщение направляется только в ответ на полученную от пользователя заявку и содержит уникальную для пользователя ссылку, которая активна 30 дней.

ООО МКК «МикроКлад» обращает внимание, что смс-сообщение, направленное 09.03.2021г. на абонентский номер <...>, является сервисным сообщением, направленным конкретному пользователю в ответ на поданную заявку на выдачу микрозайма. В смс-сообщении зафиксирован статус заявки пользователя в информационной системе и сообщены действия, которые должны быть предприняты для оформления микрозайма. При этом завершить процесс регистрации на сайте ООО МКК «МикроКлад» и оформить микрозаем на основании направленной в смс-сообщении уникальной ссылки, может только пользователь, оформивший данную заявку.

На заседании Комиссии представители ООО МКК «МикроКлад» письменные пояснения Общества поддержали в полном объеме, акцентировав внимание на том, что направленное заявителю сообщение является сервисным, а не рекламным.

06.07.2021г. Комиссия, изучив представленные документы и материалы по делу, а также заслушав доводы представителей ООО МКК «МикроКлад», пришла к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела отложено до 27.07.2021г.

В указанную дату заявитель не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что в силу п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. № 1922 (далее - Правила), не является для Комиссии препятствием к рассмотрению дела по существу в данном заседании.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

Согласно материалам дела 09.03.2021г. в 12:53 на абонентский номер заявителя <...> с абонентского номера под буквенным обозначением «microklad» поступило смс-сообщение: «Займ одобрен! Подпишите договор: microklad.ru/su_73a0106117954».

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно заявлению, согласие на получение вышеуказанной информации заявитель не давал.

В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии со ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение требований ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе» - рекламораспространитель.

По информации ПАО «МТС» вышеуказанное сообщение поступило заявителю с номера «microklad», который выделен ООО МКК «МикроКлад» (ИНН 5260355389).

ООО МКК «МикроКлад» во исполнение определения об отложении дела от 06.07.2021г. представлены письменные пояснения, согласно которым клиент с абонентским номером <...> оставил заявку на сайте https://thezaim.com/. Данный сайт принадлежит ООО «Девтек». Между ООО «Девтек» и ИП <...> заключен договор №27/13.01.2020 от 13.01.2020г., в соответствии с которым Общество передало информацию, введенную клиентом с абонентским номером <...>, ИП <...>. Между ООО «ИСЦ» и ИП <...> заключен договор №Web-0112/ИСЦ2019 от 01.12.2019г. на основании которого ИП <...> передала указанную информацию в ООО «ИСЦ», а ООО «ИСЦ» передало информацию в адрес ООО МКК «МикроКлад» в соответствии с договором №02122019/ИСЦ от 02.12.2019г.

На заседании Комиссии представитель ООО МКК «МикроКлад» письменные пояснения Общества поддержал в полном объеме.

Заявителем не представлена, запрашиваемая определением об отложении дела от 06.07.2021г., позиция по отношению к представленному в материалы дела ООО МКК «МикроКлад» письменному пояснению, а также сведениям о наличии заявки на получение займа, оставленной на сайте http://thezaim.com/.

ООО МКК «МикроКлад» в антимонопольный орган представлен скриншот из базы данных сайта https://thezaim.com/, в соответствии с которым 09.03.2021г. в 10:47:55 от клиента <...> с абонентским номером <...> поступила заявка на получение микрозайма в размере 25000 рублей.

На основании изложенного, антимонопольный орган приходи к выводу, что рассматриваемое смс-сообщение с текстом «Займ одобрен! Подпишите договор: microklad.ru/su_73a0106117954» было направлено абоненту, номер телефона которого был указан при оформлении заявки на получение займа.

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой.

Анализ содержания представленного текста показывает, что данная информация рекламой не является, т.к. в данном случае отсутствует указание на конкретный товар (работу, услугу), либо конкретную организацию. Также не указаны характеристики, выделяющие такой товар среди других аналогичных товаров.

Исходя из изложенного данное смс-сообщение носит информационный характер и отправлено в ответ на заявку физического лица, соответственно рассматриваемое сообщение не является рекламой, поскольку не соответствует определению понятия реклама. Следовательно, требования Федерального закона "О рекламе" на данную информацию не распространяются.

На основании изложенного и руководствуясь п.40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия УФАС по Алтайскому краю

ОПРЕДЕЛИЛА:

производство по делу №022/05/28-480/2021 прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны