Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №54-ФАС22-Р/05-17 от 26 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №54-ФАС22-Р/05-17

Решение изготовлено в полном объеме 29 июня 2017 года                                                                г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: 
<…>
рассмотрев дело №49-ФАС22-Р/05-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения в газете «Деловой Бийск» рекламы компании «Альтерра»,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодатель ООО «Альтерра» в лице представителя Л<…> (по доверенности),
в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя ИП Саламатова (уведомление о дате, времени рассмотрения дела),
в отсутствие заявителя (уведомлен о времени и месте рассмотрения дела),          

                                           УСТАНОВИЛА:

в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
ИП Саламатов уведомлен о дате и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрении дела  от рекламораспространителя не поступало.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ИП Саламатова.    
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление жительницы г.Бийска (вхд. №174593 от 28.04.2017г.) по вопросу соответствия действующему законодательству рекламных материалов, размещенных в газете «Деловой Бийск» №17 от 26.04.2017г.
Установлено, что в указанном номере газеты «Деловой Бийск» на 47 странице размещен рекламный модуль следующего содержания: «САДОВЫЙ ИНВЕНТАРЬ ПОЛИКАРБОНАТ 1470р лист ТЕПЛИЦА 4м каркас 4800р *При покупке Теплицы (каркас) + 3 листа поликарбоната В подарок 300 бонусов и КАРТА постоянного покупателя! Сообщите менеджеру, что увидели информацию в газете «Деловой Бийск» и заберите свой подарок! *Подробные условия акции по телефону… доставка по звонку (3854) 555-510 tg-alterra.ru интернет-магазин…».
В рассматриваемой рекламе содержатся признаки нарушения ст.8, ст.9 Федерального закона «О рекламе».
На заседании Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, состоявшемся 27.06.2017г., представитель ООО «Альтерра» Л<…> пояснил, что ответственность за нарушение ст.8 Федерального закона «О рекламе» должна быть возложена на рекламораспространителя, так как он имел все необходимые сведения и имел возможность указать их в рекламе. В отношении признаков нарушения ст.9 Федерального закона «О рекламе» пояснил, что проводимая Обществом акция не является стимулирующим мероприятием. 
Комиссия, исследовав материалы дела и заслушав пояснения представителя ООО «Альтерра», пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассматриваемая информация полностью соответствует определению понятия «реклама».
Согласно письменным пояснениям ИП Саламатова, в рекламе указан сайт, покупатель всегда может приехать и выбрать товар очно, то есть фактически, рассматриваемая реклама является рекламой сайта, на котором реализована возможность дистанционной заявки товара, который всегда можно посмотреть и выяснить его качество. В отношении признаков нарушения ст.9 Федерального закона «О рекламе», ИП Саламатовым признан факт нарушения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О рекламе», в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612), продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В рассматриваемой рекламе содержится информация о товаре с указанием цены и одновременно информация об интернет-магазине компании «Альтерра», следовательно, указанный товар можно приобрести через дистанционный способ продажи. В рекламе отсутствуют необходимые сведения о продавце товаров.
Следовательно, рассматриваемая реклама компании «Альтерра» содержит нарушение требования ст.8 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии со ст.9 Федерального закона «О рекламе», в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Таким образом, в данной статье Федеральный закон «О рекламе» в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет стимулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка).
При этом мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного статьей 9 Федерального закона «О рекламе», и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования статьи 9 Федерального закона «О рекламе», поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно такие подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.
Согласно п.1 представленного ООО «Альтерра» приказа №10.1 от 01.03.2017г. «О проведении рекламного мероприятия»,  с целью привлечения покупателей, увеличения спроса на товар организовать рекламную акцию по товарам «Теплицы» и «сотовый поликарбонат» в период с 15.04.17 по 15.05.17. Определить механику акции как: «При покупке каркаса теплицы и 3 листов сотового поликарбоната – в подарок 300 бонусов и карта постоянного покупателя».
Из письменных пояснений генерального директора ООО «Альтерра» П<…> следует, что по условиям проведения маркетинговой акции для получения подарка потребителю достаточно купить теплицу (каркас) и три листа поликарбоната. Подарок является гарантированным и предоставляется каждому покупателю, купившему указанный набор товаров, следовательно, данная акция не является стимулирующим мероприятием.
Таким образом, признаки нарушения ст.9 Федерального закона «О рекламе» при рассмотрении дела Комиссией не подтвердились.
Однако, в силу того, что приказом «О проведении рекламного мероприятия» установлен срок акции – с 15.04.17 по 15.05.17 и воспользоваться данным рекламным предложением в другой срок невозможно, срок акции (выгодного предложения на тот или иной товар, услугу, которые созданы для привлечения клиентов и имеют ограниченный срок действия) является существенным условием ее проведения.
Согласно ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Следовательно, отсутствие в рекламе акции, проводимой компанией «Альтерра», указания на срок действия акции является нарушением требования ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Следовательно, рассматриваемая реклама компании «Альтерра», размещенная в газете «Деловой Бийск» №17 от 26.04.2017г., является ненадлежащей, так как при ее размещении и распространении нарушены требования ч.7 ст.5, ст.8 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требования, установленного ст.8 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; за нарушение требования ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» - рекламодатель.
Согласно материалам дела  рекламодателем является ООО «Альтерра» (ОГРН 1082208000181), рекламораспространителем является ИП Саламатов А.В. (ОГРНИП 304220407900273).
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «Альтерра» и ИП Саламатовым требования ст.8 Федерального закона «О рекламе» и факт нарушения ООО «Альтерра» требования ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в размещении и распространении ненадлежащей  рекламы в газете «Деловой Бийск» №17 от 26.04.2017г., в которой отсутствуют необходимые сведения о продавце товара, а также отсутствуют сроки проведения акции, как часть существенной информации.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу ООО «Альтерра», размещенную в газете «Деловой Бийск» №17 от 26.04.2017г. «САДОВЫЙ ИНВЕНТАРЬ ПОЛИКАРБОНАТ 1470р лист ТЕПЛИЦА 4м каркас 4800р *При покупке Теплицы (каркас) + 3 листа поликарбоната В подарок 300 бонусов и КАРТА постоянного покупателя! Сообщите менеджеру, что увидели информацию в газете «Деловой Бийск» и заберите свой подарок! *Подробные условия акции по телефону… доставка по звонку (3854) 555-510 tg-alterra.ru интернет-магазин…», ненадлежащей, поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ч.7 ст.5, ст.8 Федерального закона «О рекламе».
2.Признать ООО «Альтерра» и ИП Саламатова нарушившими требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.Выдать ООО «Альтерра» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4.Выдать ИП Саламатову предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>                                          

ПРЕДПИСАНИЕ  №56
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 

 29 июня 2017г.                                                                                                          г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: 
    <…>
на основании своего решения от 29 июня 2017г. по делу №54-ФАС22-Р/05-17 о признании ненадлежащей рекламы ООО «Альтерра», размещенной в газете «Деловой Бийск» №17 от 26.04.2017г., поскольку при ее размещении нарушены требования ч.7 ст.5, ст.8 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.ООО «Альтерра» в десятидневный срок со дня вынесения предписания  прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение в газете «Деловой Бийск» рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о сроке проводимой акции, а также отсутствует информация о продавце товара при том, что рекламируется продажа товаров дистанционным способом. 
2.ООО «Альтерра»  представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 17 июля 2017 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   
<…>

ПРЕДПИСАНИЕ  №57
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 

 29 июня 2017г.                                                                                                          г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: 
    <…>
на основании своего решения от 26 июня 2017г. по делу №49-ФАС22-Р/05-17 о признании ненадлежащей рекламы услуг ООО «Альтерра», размещенной и распространенной в газете «Деловой Бийск» №17 от 26.04.2017г., поскольку при ее распространении нарушено требование ст.8 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.ИП Саламатову в пятидневный срок со дня получения предписания  прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение в газете «Деловой Бийск» рекламы о возможности дистанционной продажи товаров компании «Альтерра» без указания сведений о продавце. 
2.ИП Саламатову представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 17 июля 2017 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  
<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны