Решение (комиссия) №АК/2720/24 Решение от 29 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/01/17-1191/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 марта 2024 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 29 марта 2024

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

К<...> – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

Б<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Д<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

при участии:

от заявителя – Счетная палата Алтайского края<...> (по доверенности),

от ответчика: КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер» <...>(по доверенности),

от заинтересованных лиц:

Министерство здравоохранения Алтайского края <...>(по доверенности)

КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края»<...> (по доверенности), участие обеспечено путем ВКС,

рассмотрев дело № 022/01/17-1191/2023 по признакам нарушенияКГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер» абз. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в утверждении документации о проведении аукциона № 0817200000321010771 «Оказание услуг по предоставлению в аренду мягкого инвентаря (подменного фонда), стирке и обработке белья» без указания информации о количестве необходимого для передачи в аренду каждого вида мягкого инвентаря, а также включении в состав лота услуг по аренде мягкого инвентаря при отсутствии фактической потребности,

УСТАНОВИЛА:

По результатам проведения проверки по материалам, поступившим из Счетной палаты Алтайского края о проведении контрольного мероприятия «Оценка эффективности расходования средств на приобретение мягкого инвентаря, его стирку и обработку в 2018-2021 годах в краевых учреждениях здравоохранения» (вх. № 229458 от 22.09.2022), в части утверждения документации о проведении аукциона0817200000321010771 «Оказание услуг по предоставлению в аренду мягкого инвентаря (подменного фонда), стирке и обработке белья» без указания информации о количестве необходимого для передачи в аренду каждого вида мягкого инвентаря, а также включении в состав лота услуг по аренде мягкого инвентаря при отсутствии фактической потребности, в действиях КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер» установлены признаки нарушения абз. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По данному факту УФАС по Алтайскому краю на основании приказа управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 02 октября 2023 г. № 138/23 в отношении КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 022/01/17-1191/2023. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 022/01/17-1191/2023 назначено на 31.10.2023.

Ко дню заседания Комиссии УФАС от КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер» поступили письменные возражения, из содержания которых, среди прочего, следует, что требования аукционной документации не ограничивали число участников размещения заказа. Более того, позволяло обеспечить участие в торгах многих исполнителей, соответствующих заявке заказчика. Любое заинтересованное лицо имело возможность принять участие в проводимом аукционе. Закуп мягкого инвентаря без определенного количества, обусловлен потребностью медицинского организации в связи с его недостатком. Объединение в один лот услуг по стирке и аренде мягкого инвентаря не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку приобретаемый вид услуги в виде аренды подменного мягкого инвентаря, а также услуг по стирке не относятся к лицензируемому виду деятельности. Кроме того, объектом закупки является единый, неразрывно связанный между собой комплекс мероприятий по аренде, стрике и дезинфекции медицинского белья.

На заседании Комиссии представители Счетной палаты Алтайского края на нарушениях, установленных в ходе проверки настаивали, ссылались на решение Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-15158/2022.

На заседании Комиссии представитель ответчика поддержал вышеизложенную позицию, нарушения антимонопольного законодательства не признал.

Представитель Министерства здравоохранения Алтайского края, также не усматривает в действиях заказчика нарушения антимонопольного законодательства.

Представители КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» явку представителей не обеспечило.

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 022/01/17-1191/2023 было отложено до 30.11.2023 (определение исх. № АК/8317/23 от 01.11.2023).

На заседании Комиссии лица, участвующие в деле, дали свои пояснения, ответили на вопросы Комиссии УФАС.

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 022/01/17-1191/2023 было отложено до 19.01.2024 (определение исх. № АК/9495/23 от 04.12.2023).

19.01.2024 на заседании Комиссии УФАС рассмотрен вопрос о необходимости дополнительного изучения материалов дела, рассмотрение дела было отложено до 26.02.2024.

26.02.2024 на заседании Комиссии УФАС представители сторон, поддержали доводы, изложенные ранее.

Определением исх. № АК/1738/24 от 29.02.2024 рассмотрение дела было отложено до 18.03.2024.

18.03.2024 изучив документы, представленные сторонами, а также изучив обстоятельства дела, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.

В рамках контрольного мероприятия «Оценка эффективности расходования средств на приобретение мягкого инвентаря» Счетной палатой Алтайского края проведена проверка в КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер» (акт проверки от 06.05.2022).

Счетной палатой Алтайского края, среди прочих, выявлены нарушения КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер» ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственным и муниципальных нужд» в результате проведения закупок на оказание услуг по предоставлению в аренду мягкого инвентаря (подменного фонда), стирке и обработке белья.

Согласно информации о результатах проверки установлены нарушения ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 44-ФЗ в части совершения действий, приводящих к ограничению конкуренции, а именно: в документации о закупке 0817200000321010771 наряду с услугами по стирке и обработке белья, в качестве объекта закупки включены услуги по аренде мягкого инвентаря (подменного фонда) при отсутствии фактической потребности Учреждения в оказании услуг данного вида.

13.07.2022 в адрес КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер» вынесено представление № 81/ПС/91.

Согласно пункту 1 описательной части Представления в ходе проверки выявлено следующее нарушение: в нарушение части 2 статьи 8, части 3 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ в результате принятия КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер» управленческих решений по передаче бельевого режима на аутсорсинг допущено причинение Учреждению ущерба в общей 717628,06 руб.

В пункте 1 резолютивной части Представления КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер» предписано выполнить принять меры по возмещению причиненного Учреждению ущерба в сумме 717628,06 руб.

Не согласившись с Представлением в указанной части, КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Алтайского края (дело № А03-15158/2022).

В ходе рассмотрения дела № А03-15158/2022 Арбитражным судом Алтайского края были установлены следующие обстоятельства.

В 2021 году КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер» проведена закупка № 0817200000321010771 на оказание услуг по предоставлению в аренду мягкого инвентаря (подменного фонда), стирке и обработке белья.

Электронный аукцион с номером закупки № 0817200000321010771 был признан несостоявшимся вследствие подачи заявки единственным участником – Алтайская краевая общественная организация ветеранов войн, с которым на основании пункта 6 части 2, части 5, части 7 статьи 52 Федерального закона № 44-ФЗ был заключен контракта как с единственным поставщиком.

В описании объекта закупки, содержащегося в составе документации о закупке, отсутствует информация о количестве необходимого для передачи в аренду каждого вида мягкого инвентаря (количество наволочек, пододеяльников, простыней и т.д.). Вместо этого введено значение аренды 1 условной единицы мягкого инвентаря и ее цена.

Норма части 24 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ позволяет заказчику определить начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг определить невозможно.

Вместе с тем, Учреждение, в отличие от участника закупки (поставщика), способно определить количество каждого вида мягкого инвентаря, которое ему необходимо получить в аренду, поскольку располагает информацией о численности коечного фонда по профилям медицинской помощи и нормативах обеспеченности мягким инвентарем, оказывающих влияние на периодичность смены белья, и другими сведениями, необходимыми для определения количества требуемого подменного бельевого фонда.

Кроме того, как установлено Арбитражным судом Алтайского края, КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер», осуществляло закупки услуг по аренде мягкого инвентаря, стирке и обработке белья при отсутствии фактической потребности в аренде мягкого инвентаря (белья), что в силу положений, закрепленных в ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе недопустимо.

Как следует из ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 44-ФЗ, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условии поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссии, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действии, которые противоречат требованиям указанного федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В решении по делу А03-15158/2022 Арбитражный суд Алтайского края пришел к выводу, что отсутствие у участников закупки информации о количестве мягкого инвентаря, необходимого для передачи в аренду заказчику, затрудняет участие в закупке потенциальных поставщиков и тем самым способствует ограничению количества участников закупки.

Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом, нарушение тех или иных запретов, установленных Законом о контрактной системе само по себе не свидетельствует о нарушении ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в результате изучения предоставленных сведений и документов по делу, проанализировав закупочную документацию, Комиссия УФАС приходит к выводу, что совокупность установленных обстоятельств не образуют состава нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер», признаки нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции не подтверждены, в связи с чем, рассматриваемые в рамках дела действия ответчиков не могут быть квалифицированы как нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

  1. Прекратить рассмотрение дела № 022/01/17-1191/2023 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией УФАС действиях КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер» <...>

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

2024-3206

 

 

Связанные организации

Министерство здравоохранения Алтайского края
ИНН 2221007858, ОГРН 1022200912030
КГБУЗ "Алтайский краевой онкологический диспансер"
ИНН 2209011079, ОГРН 1022200813656
Счетная палата Алтайского края
ИНН 2221023909, ОГРН 1022200920433