Решение №022/06/33-694/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-694/2020 о нарушении законодател... от 1 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/06/33-694/2020

о нарушении законодательства о контрактной системе

«01» сентября 2020г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:

Председателя:

К<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок

Членов Комиссии:

К<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

Г<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

с участием представителей:

от заявителя ООО «СИМТ» – не явился, уведомлен;

от заказчика – КГБУЗ «Городская больница №2, г.Рубцовск» - заявлено ходатайство №б/н от 01.09.2020г. о рассмотрении жалобы в отсутствии уполномоченного представителя;

от уполномоченного учреждения – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» - Г,

рассмотрев жалобу ООО «СИМТ» на действия Заказчика по закупке № 0817200000320009126 «Поставка стентов для коронарных артерий», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

26.08.2020г. в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «СИМТ» на действия Заказчика по закупке № 0817200000320009126 «Поставка стентов для коронарных артерий».

В обоснование жалобы заявитель указывает, что установленные в техническом задании характеристики товара соответствуют продукции одного производителя, при этом приводит сравнительную таблицу. Исходя из установленных характеристик, потенциальный участник закупки не имеет возможности определить конкретные показатели товара, так как Заказчик объединил в технических характеристиках всю размерную линейку.

Заказчик представил письменные пояснения, в которых, ссылаясь на потребности в закупаемом товаре, возразил на доводы заявителя.

Представитель уполномоченного учреждения представила запрошенные документы и пояснила, что Заказчик самостоятельно определяется со своей потребностью в закупаемых им товарах, в связи с чем, при формировании технического задания определяет те характеристики и показатели товара, которые считает нужным.

Заслушав пояснения представителя участвующего в деле, а также изучив представленные документы в материалы дела, в рамках внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.

17 августа 2020 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещен документ «Извещение о проведении электронного аукциона от 17.08.2020 №0817200000320009126».

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:

- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В извещении содержится краткие сведения об объекте закупки - стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство, код позиции 32.50.13.190 (дополнительные характеристики в соответствии с файлом технического задания).

Частью 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе определено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (далее - Каталог), Каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

В соответствии с пунктом 4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правил формирования Каталога) .

Пункт 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд указывает на то, что в позицию каталога включается следующая информация:

б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);

в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);

г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;

е) дата включения в каталог позиции;

ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;

з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);

В соответствии с пунктом 13 Правил формирования Каталога, в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе включается в том числе следующая информация:

а) потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом следующих сведений:

- в случае если указанные характеристики имеют количественную оценку, то используются единицы измерения в соответствии с ОКЕИ. При отсутствии в ОКЕИ единицы измерения, в отношении которой уполномоченным органом принято решение о включении в описание товара, работы, услуги, уполномоченный орган направляет в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение ОКЕИ, обращение о включении такой единицы измерения в ОКЕИ. При этом до включения соответствующей единицы измерения в ОКЕИ такая единица измерения включается в описание товара, работы, услуги и считается временным значением;

- в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;

- в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги, в том числе с учетом требований к объектам закупки, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;

б) информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (при наличии), документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (при наличии);

в) при необходимости спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, цифровые модели, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Каталог КТРУ, по аналогичному наименованию объекта закупки - «стент для коронарных артерий», содержит более 400 позиций с описанием объекта закупки и показателями таких характеристик (диаметр и длина стента), какие указаны в техническом задании.

Заказчиком при описании объекта закупки не используются обязательные к применению позиции каталога КТРУ, которые содержат описание объекта закупки, что является нарушением требований пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 и корреспондирующей статьи 23 Закона о контрактной системы.

Вместе с извещением о проведении электронного аукциона размещена аукционная документация, содержащая сведения об объекте закупки, а также техническое задание по объекту закупки.

В техническом задании в столбце №6 «значение показателя (характеристики) товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры» Заказчиком приведены следующие значения по характеристикам товара:

Диаметр стента

мм

> 1.75 и ≤ 2

> 2 и ≤ 2.25

> 2.25 и ≤ 2.5

> 2.5 и ≤ 2.75

> 2.75 и ≤ 3.0

> 3.0 и ≤ 3.5

> 3.5 и ≤ 4.0

> 4.0 и ≤ 4.5

(По согласованию с Заказчиком)

Длина стента

мм

> 7 и ≤ 8

> 11 и ≤ 12

> 14 и ≤ 15

> 17 и ≤ 18

> 21 и ≤ 22

> 25 и ≤ 26

>33 и ≤ 34

>37 и ≤ 38

(По согласованию с Заказчиком)

При этом, напротив указанных значений в техническом задании отсутствует какое либо обоснование применения таких показателей, в том числе невозможности применения сведений содержащихся по позициям в КТРУ.

Инструкция по заполнению заявок не содержит указаний (расшифровки) установленного значения – (По согласованию с Заказчиком), которое должно быть точным цифровым параметром.

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям (см. также Письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке").

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Из представленных значений в техническом задании не возможно определить, с каким именно параметром нужен товар Заказчику, поскольку им определено множество размеров коронарных стентов, которые в итоге определяются по согласованию с Заказчиком.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.

Учитывая вышеизложенное, участник закупки при наличии таких значений в техническом задании, вынужден указывать всю размерную линейку или некоторые значения согласовывать с заказчиком, что не допустимо на этапе подачи заявок, в том числе с учетом прямого запрета на ведение переговоров установленных статьей 46 Закона о контрактной системе.

Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.

Каталог товаров (КТРУ) содержит ряд обязательных к применению позиций по закупаемому товару Заказчиком, в связи с чем при правильном применении Каталога, существует возможность сформировать описание объекта закупки, с применением установленных значений в каталоге по позиционно, в том числе, если требуется применить иные показатели, чем установлены в позициях Каталога, Заказчик вправе их применить, при этом в описании объекта закупки должно быть приведено обоснование использования иных значений.

Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям и оно в любом случае должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика (см. также Письмо Минэкономразвития России от 11.11.2016 N Д28и-2969).

Разброс значений показателей товара по длине и диаметру стентов в соотношении например с другими характеристиками товара действительно может восприниматься участниками закупки по разному, как по отношению к одному производителю, так и в рамках ценового предложения, поскольку например используемый материал (кобальт-хромовый сплав L605) и приводимый заказчиком весь размерный ряд существенно влияет на цену предложения конкретного товара с конкретными показателями.

В опровержение доводов заявителя, Заказчиком не представлено доказательств того, что по приводимому описанию объекта закупки может быть поставлен товар как минимум двух производителей.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, Комиссия находит доводы жалобы обоснованными. В действиях Заказчика установлено нарушение части 5 статьи 23, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.

Указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, установленного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СИМТ» обоснованной.
  2. Признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении части 5 статьи 23, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 - неправомерными.
  3. Выдать Заказчику, уполномоченному учреждению предписание об устранении (недопущении) нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны