Решение №2852/7 Решение по делу от 30 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗАО «Зап-СибТранстелеком
Алтайское региональное
представительство
ЗАО «Зап-СибТранстелеком
гр. Л<..> В.Ю.
Заявителю
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-455/2020
Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2020 года г.Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
Б<..> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы
Члены Комиссии:
Б<....> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
П<...>- главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело № 022/05/5-455/2020 по факту распространения в подъезде жилого дома по адресу: г.Барнаул, пр-т Ленина, д.151В, рекламных листовок компании АО «Зап-СибТранстелеком»,
в отсутствии заявителя (извещен надлежащим образом),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя – гр. Л<..> В.Ю.
в отсутствии представителя заинтересованного лица – АО «Зап-СибТранстелеком», извещено надлежащим образом, представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом. Лица участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела. Со стороны АО «Зап-СибТранстелеком» представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Комиссией принято решение о рассмотрение дела в отсутствии заявителя и заинтересованного лица.
Присутствующий в заседании Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, гр.Л<..>В.Ю. доводы, изложенные ранее в письменном отзыве на определение, поддержал в полном объеме.
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы стороны, пришла к следующим выводам.
17 апреля 2020 года в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина Российской Федерации (вх.№205038) о незаконном размещении рекламных листовок компании АО «Зап-СибТранстелеком» в г.Барнауле по адресу: проспект Ленина, д.151В, 1 подъезд.
Заявитель указывает, что реклама размещена в непредназначенных для этого местах (щели дверей) и в больших количествах, при открытии двери с внутренней стороны, данные рекламные листовки падают на пол, при этом, согласия жильцов дома на размещение данной рекламы получено не было; в случае нарушения законодательства заявитель просит привлечь распространителя к ответственности.
Заявителем представлены фотоснимки рекламных листовок.
Антимонопольный орган, изучив содержание представленных заявителем листовок, установил, что посредством их до сведения потребителей (жильцов дома) доведена следующая информация: «Тарифный план любопытный для тех, кто умеет считать интернет+тв до 100мбит/с, более 115 каналов 430 р.мес Подключение через вашего личного менеджера т.8-929399<..>..».
По информации, предоставленной ПАО «Мегафон», номер телефона 8-929399<..> указанный в рекламе, выделен гр. К<.> Н.Л.
На запрос антимонопольного органа АО «Зап-СибТранстелеком» представлен договор на изготовление полиграфической продукции (в т.ч листовок), макет распространенной рекламной листовки, а также договор возмездного оказания услуг от 16 марта 2020г., заключенный между гр.Л<..> В.Ю. и АО «Зап-СибТранстелеком».
Согласно данному договору «исполнитель» обязуется за вознаграждение оказывать следующие услуги, направленные на привлечение новых абонентом «заказчика»:
-информирование потенциальных абонентов об услугах связи и тарифных планах заказчика;
- сбор заявлений о заключении договора от потенциальных абонентов для заключения договоров на оказание услуг и продажу оборудования;
- внесение полученных от потенциальных абонентов заявлений о заключении договора в электронную информационную систему заказчика.
Согласно п.п.2.1.3 «исполнитель» обязуется использовать только рекламные материалы, принадлежащие заказчику. «Исполнитель» не вправе использовать собственные рекламные материалы (объявления, брошюры, листовки и прочее), касающиеся услуг связи «заказчика». Распространение рекламных материалов «исполнителем», для информирования потенциальных абонентов и/или действующих абонентов об услугах и тарифах заказчика, осуществляется только в специально отведенных местах (стенды информации, стенды объявлений, почтовые ящики).
Также АО «Зап-СибТранстелеком» представлены письменные пояснения Л<..> В.Ю., согласно которым, он является контрагентом по договору возмездного оказания услуг. В рамках выполнения работ, оказания услуг заказчику, Л<..> В.Ю. информировал потенциальных абонентов об условиях и тарифах заказчика по адресу: г.Барнаул, ул.Ленина, 151В, путем распространения листовок потенциальным абонентам заказчика для целей заключения договоров на услуги связи. Распространение листовок осуществлял по почтовым ящикам, доскам объявлений, в двери квартир жильцов, в иных местах жилого дома.
Кроме того, согласно письменным пояснениям гр.Л<..> В.Ю. представленным в УФАС по Алтайскому краю, рассматриваемые рекламные листовки были распространены по адресам: проспект Ленина 158 и 80 Гвардейской Дивизии, 4а. Листовки распространялись по почтовым ящикам, доскам объявлений и в иных местах, в количестве примерно 500 штук. Согласие жильцов на распространение листовок вне специально отведенных мест получено не было. Номер телефона, указанный в листовке, ранее принадлежал знакомой, в настоящий момент номер телефона переоформлен на гр.Л<..> В.Ю. Также сообщил, что 19.05.2020г. собрал все листовки, расположенные вне специально отведенных местах.
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимает информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
Распространенная с использованием рассматриваемых листовок информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к рекламируемым услугам, в частности услугам интернета, цифрового телевидения, формирует и поддерживает интерес к указанным объектам рекламирования и способствует продвижению их на рынке.
Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя правильное (достоверное) представление об объекте рекламирования и предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации
Согласно части 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В связи с изложенным, при размещении рекламы (рекламных листовок) на общем имуществе жилого дома необходимо получение согласия собственников помещений.
В рамках рассмотрения дела установлено, что на размещение и распространение рекламы по адресу: пр-т Ленина, д.151В, г.Барнаул, собственники помещений согласия не давали, что указывает на нарушение требований части 11 статьи 5 Закона о рекламе при распространении гр. Л<..> В.Ю. рассматриваемой рекламы.
Таким образом, Комиссией Алтайского краевого УФАС России установлено, что рекламораспространителем рассматриваемых рекламных листовок компании АО «Зап-СибТранстелеком» является гр.Л<..> В.Ю.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о рекламе, антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Гр. Л<..> В.Ю. доказательств прекращения нарушения законодательства о рекламе не представлено.
При этом Комиссия Алтайского краевого УФАС России отмечает, что статьей 38 Закона о рекламе дифференцирована ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе. Вместе с тем, указанная статья не возлагает на субъектов рекламной деятельности ответственность за нарушение требований части 11 статьи 5 Закона о рекламе, что делает не возможным привлечение к административной ответственности за нарушение данной нормы.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу: «Тарифный план любопытный для тех, кто умеет считать интернет+тв до 100мбит/с, более 115 каналов 430 р.мес Подключение через вашего личного менеджера т.8-929399<..>..», распространенную в подъезде многоквартирного жилого дома в городе Барнауле по проспекту Ленина 151В, посредством рекламных листовок, ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2.Выдать гр. Л<..> В.Ю. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламеоссий ской Федерации о.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Н.Е.Б<..>
Члены Комиссии: О.С.Б<..>
Т.А.П<..>